Воспитательное мероприятие "Правила дорожного движения"
план-конспект занятия (2 класс)

Воспитательное мероприятие "Правила дорожного движения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pravila_dorozhnogo_dvizheniya.docx876.76 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»

Воспитательное мероприятие

на тему:

"Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда!"

                                                                                                                              Подготовила воспитатель

                                                                                                                                  ГПД Шустова И. П.                                                                            

                                          ОКОУ « Курская школа «Ступени»          

Цели:

  • познакомить с историей возникновения дорожных правил;
  • повторить правила уличного движения для пешеходов, дорожные знаки;
  • развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Подготовительная работа: чтение книг, посвящённых правилам дорожного движения, выучивание стихотворений по данной теме, подготовка сообщений по истории появления правил дорожного движения, оформление класса, изготовление «светофорчиков», составление презентации.

Оформление: ноутбук, экран, плакаты, рисунки детей по правилам дорожного движения, модель светофора, дорожные знаки, модель дороги.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Инсценирование отрывка из книги «Азбука пешеходов».

Воспитатель «Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу. Сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом?

Ученик. Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой-правой, левой-правой. Только и всего.

Воспитатель. Шагать и в самом деле не трудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица не парк, а шоссе – не тропинка.

Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт. А как всему этому научиться?

Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: всё ли запоминают?

Для пешеходов есть тоже правила. Если не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом». Я приглашаю вас на занятие в Школу пешехода, где познакомимся с историей дороги и повторим правила пешеходов. (Приложение 1, слайд №1)

2. Занятие в школе пешеходов.

1) История появления и развития дороги.

Воспитатель. - Отгадайте, что это?

Начало – нота, потом оленя украшение.

http://le-savchen.ucoz.ru/test/Rebus/Kosmos_1.png    http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSRTP1x-rjTJM6USW6Q1iEJZJckdM2ZAg-aW17_6utPAsBQ_v8m

       До                      рога


А вместе – место оживлённого движения. 
(дорога)

Воспитатель. Дорога – искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Но как она появилась?

1.Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами».

                                    http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSYw7LS5U9gpUQrttFqoEy1BSm93WUeznOMt9vdDPL5YMAUYGWjAg

2.Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами. Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.

Воспитатель Как вы думаете, какое главное качество дороги? (мнения детей)

Воспитатель. Это ширина и покрытие. Нам очень нравится, когда дорога широкая и ровная. Но какая она была раньше?

Сообщения детей. (Слайд №2)

  1. Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения были конные упряжки, чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи дороги стали покрывать твёрдым покрытием. http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRqfTG259Nd5KKB-f65uCc7gYzWIdio36iAWbRrYaDh2DplG0WIPA
  2.  В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. Представляете, как на этой дороге трясло?
  3. Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTLiFh5xAbXAj1soxmt-FBtCQ2QfdGs_kHA3IvXF6NBz_1_nrDK
  4.  По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
  5. Первая дорога в России появилась в 1722 году (почти триста лет назад). По приказу царя Петра I её проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием. http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTgTGrSFdedN9YMxl9bdnZfc0mwEVTumxBSBcFJzB82fO2_VIx5

Воспитатель. Сейчас дороги покрывают асфальтом. Но почему иногда в наше время дороги называют «мостовая»? (ответы детей) (Слайд № 3)

img183.jpg

 

Воспитатель. Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.

(Слайд №4)Рассмотреть улицы города, части дороги.

Воспитатель. Все дороги состоят из двух частей: проезжей части и тротуара.

img107.jpg

Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу.

                                             И чтобы ходить ничего не боясь,

                                       Придумали люди проезжую часть.

                                                                                       

                                       И делать там нечего пешим –

                                       У пеших своя пешеходная часть                                                                                                                                

                                                                               

                                              Где нету дороги  проезжим.

                           

,

                                                                                                                             

Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.

Воспитатель. (Слайд №6)

Тротуар – в переводе с французского обозначает «дорога для пешеходов». Сейчас тротуары есть во всех городах и деревнях. Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживлённых улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями. Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть, для того, чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих,http://little.com.ua/images/stories/useful/161612.jpg

 чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта. В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.

Обобщение. (Слайд №7)

2) Инсценирование ситуаций. (группы детей показывают сценки, а учащиеся исправляют ситуации).

Воспитатель. Представим, что наш класс – это улица. Вот тротуар, вот проезжая часть, а по тротуару идут ребята.

Сценка №1. Дети идут весёлой компанией, громко разговаривают и размахивают руками.
Сценка №2. Мальчики играют на тротуаре в мяч.
Сценка №3. Одна девочка, идя по тротуару, прыгает через прыгалку, а другая балансирует на краю тротуара.

Воспитатель(делает вывод) Какие правила надо помнить, если вы идёте по тротуару? (ответы детей)

3) История светофора.

Воспитатель. Как видите из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части. Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую? Как перейти мостовую? Необходим командир, который будет останавливать машины, и пропускать пешеходов. И тогда

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути.
Помогает улицу людям перейти.

Что это за «чучело трёхглазое»? (ответы детей)

Воспитатель. Раньше он назывался «семафор», в переводе с греческого языка – это значит носитель света.

Сообщения детей. (Слайд №8)

  1. Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.
  2. В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году.

img175.jpg

Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня.

Воспитатель. (Слайд №9) Какие вы знаете светофоры? (ответы детей: автомобильный, пешеходный, со звуковыми сигналами)

img175.jpg

Воспитатель. А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета?

Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.

Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.

Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.

Воспитатель( желательно хорошо читающий ученик), используя модель светофора читает отрывки из стихотворений.

Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.

У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.

Если красный свет горит –
Значит, путь тебе закрыт!
Если жёлтый свет горит –
«Приготовься!» - говорит.
А зелёный свет горит –
Путь вперёд тебе открыт!

Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.

Работа светофоров (Слайд №10)

Игра «Светофор»: красный - стой, жёлтый – хлопай в ладоши, зелёный – иди.

4). Дорожные знаки.

Воспитатель. (Слайд №11) Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.

Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его ….. 
дорожный знак.

Иди через улицу там пешеход,
где знаком указан тебе …. 
Переход

Этот знак такого рода -
он на страже пешехода.


Переходим дружно вместе
мы дорогу в этом месте. 
(пешеходный переход)img190.jpg

img190.jpg

  Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати вниманье, друг

 Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в чёрном,

Красной чёрточкой зачёркнут.
И дорога вроде, но здесь ходить

                                     запрещено!
                                         (знак «Пешеходное движение

                                    запрещено»)

Воспитатель. Где устанавливается такой знак?

Что за зебра посередь дороги
Каждый раз ложится нам под ноги?
Чтоб в больницу вдруг не угодить,
нужно лишь по ней переходить.
Отгадаешь, значит, ты готов в поход,
Это пешеходный ….. (переход)

Чтоб мостовую перейти.
Взгляни налево, нет машины?
Тогда шагай до середины.
Потом налево погляди,
Машины нет – переходи!

Ролевая игра: «Как мы переходим улицу?» (дети показывают работу светофоров, а водители и пешеходы выполняют установленные правила)

5) Анализ ситуаций по картинкам.

Воспитатель. Правильно ли поступили ребята? (разбор ситуаций по картинкам – слайды №12, 13, 14)

6) Тест-опрос по правилам пешеходов.

7) Что должен знать пешеход.

  • Тротуар – дорога пешеходов.
  • Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.
  • Не играй на тротуаре, не устраивай игр вблизи проезжей части дороги.
  • Переходи дорогу спокойным шагом только по пешеходному переходу.
  • При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.
  • Разрешающий сигнал светофора для перехода улицы – зелёный.  На красный свет нельзя переходить улицу.
  • Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

Воспитатель. Ведь мы с вами проводим занятие не в простой школе, а в школе пешеходов. Проведём «экзамен». Приготовили свои «светофоры». Если вы со мной согласны, то покажите зелёный свет, если нет – красный.

  • По тротуару надо идти, придерживаясь правой стороны.
  • На жёлтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит.
  • Если горит красный сигнал светофора. А машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу.
  • При переходе дороги можно разговаривать.
  • Если я вижу медленно едущий транспорт, то смело перебегу дорогу.
  • Даже если транспорт движется медленно, всё равно буду ждать, пока он проедет
  • Я перейду дорогу только в том случае, если загорелся ….(покажите цвет сигнала)

3. Итог занятия.

Воспитатель. Давайте подведём итог занятия в Школе пешехода.

- Почему появились правила дорожного движения?

- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?

- Для чего нужно быть настоящим пешеходом?

- Что главное вы сегодня поняли в школе пешеходов?

Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!

На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!

Надеюсь, что вы всегда будете помнить правила пешеходов и будете всегда их выполнять.

До свидания. Жду вас на следующее занятие в Школе пешехода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды в воспитательном процессе для формирования у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения

Делиться опытом  применения приёмов, формирующих у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения....

Конспект воспитательного мероприятия на тему: «Правила дорожного движения»

Цель: Закрепить знания правил дорожного движения. Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними. Познакомить с историей гужевого транспорта.Задачи: Расширять словарный запас, связан...

Программа воспитательной работы по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для учащихся 1- 4 классов

Программа «Дорожная азбука» разработана для реализации в начальных класса в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентирова...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ МОУ ДОД ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Актуальность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет и получает травмы подрастающее поколение – дети.Ра...

Сценарий воспитательного мероприятия по правилам дорожного движения "В стране Светофории"

Ctrl/Cmd+V  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дворец творчества детей и молодежи "Гармония" муниципального образования города Братска...

Конспект занятия по внеклассной воспитательной работе "Правила дорожного движения для первоклассников"

Данный материал содержит в себе:- беседа-инструктаж-воспитывающая ситуация (на основе просмотра видеоролика)Форма: классный час с использованием игровых моментов...