Внеурочка "Азбука дорожного движения"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Карамова Гульнар Галимулловна

Внеурочка социального направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_azbuka_dorozhnogo_dvizheniya.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Программа «Азбука дорожного движения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности в 1-4 классах по социальному направлению и способствует созданию условий для социального развития личности ребёнка.

   Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. 
Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.

 

Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. 

       Задачи программы:

Образовательные:

- повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

- помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;

- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие:

- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Контингент обучаемых: дети младшего школьного возраста 7-11 лет.

Программа внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» рассчитана на 4 года - 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • познакомиться с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
  • приобретет опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
  • научиться приемам оказания первой доврачебной помощи людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • выявит и получит возможность развить природные задатки и способности, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении обучающихся.
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Метапредметные результаты:

 ученик научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  •  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  •  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  •  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  •  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  •  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные результаты:

 У ученика будут сформированы умения:

  • выполнять правила безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
  • наблюдать за дорогой;
  •  правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
  •  видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации

1 класс

№п\п

Разделы

Формы организации

Содержание

1 класс

1

Изучение правил дорожного движения

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.

 2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.

4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .

5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

6.Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нѐм),разбор и анализ работ.

 7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

8.Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).

9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрѐстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)

10.Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрѐстке».

11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.

12.Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)

13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нѐм, что запомнили).

14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нѐм, что запомнили)

15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нѐм, что запомнили)

 16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.

 17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).

18. Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина ―Зелѐный знак, игра ―Три огонька светофора, игра ―Разрешается – запрещается, конкурс – капитанов ―Эстафета водителей, игра ―Перекрѐсток загадок, игра ―Собери знаки, игра ―Весѐлый светофор, игра ―Велосипедист, подведение итогов, награждение.

 19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утѐнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.

2

«Дорожная безопасность»

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.

21. Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах. 22.Мы- пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.

23.КВН «Транспорт и правила поведения в нѐм». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»

24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».

25. Поговорим об истории. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД. Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.

26. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар. Пешеходные ограждения. Как правильно ходить по тротуару. Где можно переходить дорогу. Нерегулируемый пешеходный переход, его обозначения (знаки, разметка). Дорога с двусторонним и с односторонним движением, правила  перехода. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначение. Правила перехода дороги на них.

27. Нерегулируемые перекрестки. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.

28. Регулируемые перекрестки. Светофор. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Основные улицы в микрорайоне школы.

29. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.  Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Поведение на остановке. Правила для пассажиров при поездке и после выхода из автобуса, троллейбуса. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

30. Дорожные знаки. Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

32. Где можно и где нельзя играть.Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет.

33.Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.

2 класс

1

Изучение правил дорожного движения

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

1. О транспорте Теория: Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой. Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).

2.  Дорога Теория: Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги». Практика: Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».

3.  Части дороги Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д. Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».

4. Дорожные знаки Теория: Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков. Практика: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям.

5-8. Основы оказания первой доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Виды повязок и способы их наложения. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.

 9. Внимание! Опасность! Теория: Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся». Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Практика: Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».  

10. Мы здесь живѐм Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учѐтом ПДД.

11. Будем уважать людей! Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».

12-13. Мы — пешеходы Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая игра «К нам в гости пришѐл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Практика: Дидактическая игра «Найдѐм знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

14. Правила для пешеходов Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем — бед избегаем!». Практика: ролевая игра «Узнаѐм знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика». Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.

15. Перекрѐсток Теория: Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрѐсток». Коллективное разгадывание кроссворда.

16. Регулировщик Теория: Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Практика: Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)

17-18. Мы — пассажиры Практика: Дидактическая игра «Найдѐм знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.

19.Будем уважать водителей Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идѐт дождь», «На улице туман», «Тѐмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

2

«Дорожная безопасность»

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

20-21.Мы едем на машине 15 Теория: Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?».

22.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час) Элементы дороги. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

23-24. Пешеходные переходы (2 часа) Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.

25-26. Нерегулируемые перекрестки (2 часа) Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

27-28. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа) Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.

29-30. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа) Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.

31. Дорожные знаки (1 час) Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.

32. Где можно и где нельзя играть (1 час) Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде.

Практика: Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

3 класс

1

Правила дорожного движения

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

1. Несчастный случай Практика: Ролевая игра «В кабинете врача». Роли: пациент, врач, медсестра. Задание: рассказать, что с тобой произошло, какая помощь тебе необходима. Игра «Поможем кукле».

2. Проверим себя Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

3. О транспорте Теория: Ролевая игра «Международная выставка транспорта». Роли: посетители, экскурсоводы. Чтение и обсуждение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице», стихотворения Н. Саконской «Песенка о метро». Задания на классификацию транспорта по признакам: городской — сельский, воздушный — водный — наземный — подземный, пассажирский — грузовой. Рассказ учителя «Машины специального назначения» (с иллюстративным материалом).

4. Дорога Теория: Рассматривание и обсуждение рисунка-схемы «Какие бывают дороги». Практика: Конструирование дороги из строительного материала (лего). Составление памятки «Как нужно вести себя на дорогах». Рассказы-рассуждения «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах».

5. Части дороги Теория: Упражнение «Закончи предложения»: «Дороги могут быть городские и ...»; «Городская дорога имеет следующие части:...»; «Проезжая часть — это ...»; «Тротуар — это ...» и т. д. Заполнение рисунка-схемы «Городская дорога», «Загородное шоссе».

6. Дорожные знаки Теория: Беседа «Вспомним, зачем нужны знаки дорожного движения». Упражнение на классификацию знаков по цвету и форме. Рассказ-объяснение учителя о значении запрещающих, предупреждающих, предписывающих, информационных знаков. Практика: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям.

7. Внимание! Опасность! Теория: Беседа на тему «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Обсуждение проблемной ситуации «Может ли несчастье произойти в тихом дворике жилого дома?». Коллективное сочинение истории «Что случилось на прогулке?». Чтение и обсуждение значения пословиц и поговорок: «Поспешишь 19 — людей насмешишь», «Поспешай, да не торопись», «Спеши медленно», «Спех людям на смех», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Торопись, да оглядывайся». Рассматривание иллюстраций «Осторожно, опасность!» (о несоблюдении ПДД). Практика: Коллективная работа: создание плаката «Осторожно, дорога!».

8. Мы здесь живѐм Теория: Рассказы детей «Мой дом и мой двор». Беседа «Где и как играть во дворе». Практика: Создание графического макета «Наш двор» с учѐтом ПДД.

9. Будем уважать людей! Теория: Рассказ учителя «Почему человек должен быть внимательным и заботливым?». Беседа «Можно ли смеяться над больным человеком?». Обсуждение ситуаций «Как мы можем помочь другим людям?».

10. Мы — пешеходы Теория: Обсуждение ситуации «Если бы на свете отменили все правила...». Ролевая игра «К нам в гости пришѐл сотрудник ГИБДД. Зададим ему вопросы». Практика: Дидактическая игра «Найдѐм знаки». Ролевая игра «Объясним малышам, как нужно переходить улицу». Коллективная работа: конструирование знаков «светофор», «пешеходный переход», разметки «зебра». Создание плаката «Переходи улицу правильно!».

11. Правила для пешеходов Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста (работа в группах) «Правила знаем — бед избегаем!». Практика: ролевая игра «Узнаѐм знаки». Роли: сотрудник ГИБДД, пешеход, водитель. Игра «Рассказ регулировщика». Игра-соревнование «Выполняем задания-тесты». Учитель готовит графические и словесные задания на знание ПДД: поиск ошибки, завершение ответа, выбор ответа из нескольких предложенных. Оценка выполненных тестовых заданий.

12. Перекрѐсток Теория: Сравнение двух рисунков-схем «Регулируемый и нерегулируемый перекрѐсток». Коллективное разгадывание кроссворда.

13. Регулировщик Теория: Просмотр видеофильма (или иллюстраций) «Как работает регулировщик». Практика: Сюжетно-подвижная игра «Как ребята улицу переходили» (проводится в физкультурном зале, на спортивной площадке). Роли: регулировщик, пешеходы. (Сначала в роли регулировщика выступает учитель.)

14. Мы — пассажиры Практика: Дидактическая игра «Найдѐм знаки». Ролевая игра «Расскажи малышу, как нужно вести себя в автобусе». Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай» (дети задают друг другу вопросы о правилах поведения в автомобиле и оценивают ответы). Учащиеся задают друг другу вопросы о ПДД и поведении в транспорте.

15. Будем уважать водителей 20 Теория: Беседа «Почему пешеход должен быть внимателен к водителям и транспортным средствам?». Демонстрация опытов: может ли автомашина быстро остановиться. Обсуждение ситуаций: «Идѐт дождь», «На улице туман», «Тѐмное время суток». Составление памятки «Будем внимательны и вежливы с водителем».

16.Мы едем на машине Теория: Рассматривание схемы «Салон автомобиля». Рассказ учителя «Почему в личном автотранспорте нужно соблюдать правила безопасного поведения?». Практика: Дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

17. Мы покупаем велосипед Теория: Упражнение на классификацию знаков дорожного движения. Практика: Ролевая игра «Мы выбираем велосипед» (с использованием иллюстративного материала). Роли: покупатель, продавец. Рассказы детей «Объясним малышу правила езды на велосипеде». Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».

18. Проверим себя Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

19. Будем осторожными Теория: «Что такое опасность» (с использованием иллюстративного материала). Практика: дидактическая игра «Что изменилось». Ученики рассматривают две картинки и отмечают, чем они различаются (находят четыре-пять отличий). Коллективная работа: чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус»: о чѐм должен помнить любой участник дорожного движения?

2

«Дорожная безопасность»

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

20. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП)? Теория: рассказ учителя «Что такое ДТП» (с использованием иллюстративного материала). Практика: ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».

21. Внимание! Железнодорожный переезд! Теория: обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др.Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Практика: рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.

22. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час)  Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, с пожилыми людьми.

23. Пешеходные переходы (2 часа) Виды пешеходных переходов. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.

24. Нерегулируемые перекрестки (2 часа) Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

25. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа) Типы светофоров. Сигналы светофора и действия участников движения. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Сигналы регулировщика и действия участников движения.

26. Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа) Правила пользования автобусом, троллейбусом, трамваем (для двух типов трамвайных остановок). Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.

27. Дорожные знаки и дорожная разметка (1час) Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки, изученные в 1, 2 классах. Дорожная разметка, ее назначение и виды.

28-32. Основы оказания первой доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего.

33. Где можно и где нельзя играть (1 час) Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Места, разрешенные для игр в микрорайоне школы и дома.

4 класс

1

Правила дорожного движения

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

1. Виды транспорта Практика: рисование транспортного средства и рассказ о нѐм. Дидактическая игра на классификацию «Кто быстрее». Рассказ учителя о спецтранспорте (с иллюстративным материалом). Ролевая игра «Я работаю...». Рассказы детей от первого лица об одной из профессий на транспорте.

2. Какие бывают дороги Теория: просмотр и обсуждение видеофильма (иллюстративного материала) Дороги бывают разные». Практика: рисование дороги, игра с рисунками «Узнай, какую дорогу я нарисовал». Коллективное составление памятки «Намотай себе на ус» (правила поведения на дорогах в городе и за городом). Словесная игра «Угадай по описанию».

3. Дорожное движение Теория: просмотр видеофильма (иллюстраций) и беседа «В какую сторону движется транспорт?». Упражнения на сравнение рисунков: улица в часы пик при спокойном движении; улица с односторонним и двусторонним движением; просѐлочная дорога и шоссе и др. Практика: словесная игра «Кто я?» (работа в группах). Каждая группа составляет рассказ от имени участника дорожного движения (водителя, пассажира, пешехода), а также объектов дорожного движения (транспорт, светофор, дорожная разметка и пр.).

4. Перекрѐсток и автомагистраль Практика: сюжетная игра-конструирование «Строим перекрѐсток» (коллективная работа за общим столом). Дидактическая игра «Найдѐм ошибки».

5. Населѐнный пункт Теория: знание дорожных знаков, обозначающих населѐнный пункт. Практика: дидактическая игра «Спрашиваем — отвечай».

6. Движение на загородной дороге Теория: составление памятки для пешехода и велосипедиста, двигающихся по загородному шоссе.

7. Внимание! Железнодорожный переезд! Теория: обсуждение ситуаций: «Дежурный по переезду помахал детям жезлом. Почему?», «Велосипедист проехал переезд при закрытом шлагбауме. Что сказал ему дежурный по переезду?», «Мальчики с корзинками грибов перебегали железнодорожное полотно, когда поезд был уже виден» и др.Работа с пословицей «Поспешишь — людей насмешишь» в соответствии с обсуждаемыми ситуациями. Практика: рисование дорожных знаков, регулирующих движение на железнодорожном переезде.

8. Движение в трудных условиях Теория: просмотр рисунков (фото, видеофильмов) с разными явлениями природы (ливень, гроза, туман, гололѐд, снегопад, сильный ветер и др.) и оценивание особенностей движения в этих условиях. Беседа по вопросам: почему затрудняется вождение автомобиля в плохую погоду? Какими становятся тротуары и шоссе, когда идѐт сильный снег или дождь? Изменяется ли видимость на дорогах во время тумана? Составление памятки «Внимание! Плохая погода!».

9. Жилая зона Практика: ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Рисование знаков «жилая зона», «конец жилой зоны».

10. Мы ориентируемся на местности Теория: экскурсия по населѐнному пункту. Оценка объектов, находящихся на чѐтной (нечѐтной) стороне улицы. Оценка интенсивности движения, знаков дорожного движения. Практика: создание плана микрорайона с учѐтом дорожной обстановки.

11. Труд водителя Практика: рассказы детей на тему «Моя профессия — водитель». Анализ и обсуждение ситуаций, которые могут быть опасными на дороге.

12. Что такое тормозной путь Теория: рассказ учителя «Что такое тормозной путь» (с использованием иллюстративного материала). Рисование схемы «Тормозной путь». Подготовка памятки «Внимание! Тормозной путь!».

13. Световые сигналы автомобиля Практическая работа: определить направление движения автомобиля.

14. Случай на дороге Практика: завершение рассказа: «Петя шѐл по тротуару. Рядом на велосипеде ехал Олег. Мальчики не спешили, несмотря на мелкий моросящий дождь. Они разговаривали, обсуждали школьные новости. Вдруг...»

15. В метро Практика: ответ на вопрос «Почему такие ситуации опасны?»: мальчики стоят на перроне спиной к железнодорожному полотну; женщина перешла ограничительную линию и наклонилась вперѐд, чтобы посмотреть, не идѐт ли поезд; дети бегут по эскалатору; мальчики сидят на ступеньках эскалатора и т. д. Составление памятки «Правила поведения в метро».

16. Проверим себя Ответы на вопросы, проведение беседы по изученному материалу.

17. Дорожно-транспортные происшествия. Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др. Зависимость ДТП от поведения на дороге человека, от конструкции автомобиля, от состояния дороги Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.

18. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности. Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность автомобиля. Из истории конструкции автомобиля.

19. Дорога – зона повышенной опасности. Что такое дорога. Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.

2

«Дорожная безопасность»

-тематические занятия  

-практические занятия

-беседы

-конкурсы  

-соревнования

-викторины на лучшее знание правил дорожного движения

-настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

-экскурсии

 -демонстрация фильмов и видеороликов

-беседы с инспекторами дорожного движения

20. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Элементы дороги. Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Движение в жилых зонах.

21. Остановочный путь и скорость автомобиля. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный и тормозной путь. Особенности движения пешеходов в различное время суток.

22. Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

23. Пешеходные переходы (2 час) Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствует пешеходный переход или перекресток. Опасные ситуации при переходе дороги.

24. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

 25. Нерегулируемые перекрестки (1 часа) Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.

26. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа) Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора.

27 Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

28. Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

 29. Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

30-33. Основы оказания первой доврачебной помощи. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего.

34. Ты – велосипедист. Игры и соревнования на велосипедах с элементами фигурного вождения

Календарно – тематическое планирование 1 класс

п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

план

факт

1

Введение. Улица полна неожиданностей.

2

Наш город и его транспорт

3

Где и как переходить дорогу

4

Где и как переходить дорогу

5

Дорога в школу

6

Наша улица, наш район.

7

Как рождаются опасные ситуации на дорогах

8

Викторина

9

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

10

Сигналы регулирования дорожного движения

11

Игра «Регулировщик»

12

Дорожные знаки.

13

Запрещающие знаки

14

Предупреждающие знаки

15

Знаки особого предписания и знаки сервиса

16

Опасные ситуации на дорогах

17

Опасные ситуации на дорогах

18

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

19

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

20

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге

21

Мы- пассажиры

22

Мы- пассажиры

23

КВН «Транспорт и правила поведения в нѐм»

24

Будь внимательным и осторожным

25

Поговорим об истории

26

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. Пешеходные переходы

27

Нерегулируемые перекрестки

28

Регулируемые перекрестки. Светофор.

29

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

30

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

31

Дорожные знаки

32

Где можно и где нельзя играть

33

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

Календарно – тематическое планирование 2 класс

п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

план

факт

1

На чѐм люди ездят. О транспорте.

2

Близко – далеко, быстро – медленно. Дорога.

3

Чему нас учат правила дорожного движения.Части дороги.

4

Мы идѐм по улице. Дорожные знаки.

5

Основы оказания первой доврачебной помощи

6

Основы оказания первой доврачебной помощи

7

Основы оказания первой доврачебной помощи

8

Основы оказания первой доврачебной помощи

9

Дорожные знаки.

10

Нас увидят в сумерках

11

Мы переходим улицу (повторение).

12

Перекрѐсток.

13

Сигналы машин.

14

Остановка транспорта.

15

Мы – пассажиры.

16

Мы едем на дачу

17

Опасные ситуации.

18

Несчастный случай.

19

Проверим себя.

20

О транспорте.

21

Дорога

22

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней

23

Пешеходные переходы

24

Пешеходные переходы

25

Нерегулируемые перекрестки

26

Нерегулируемые перекрестки

27

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы

28

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы

29

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

30

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае

31

Дорожные знаки

32

33

Где можно и где нельзя 1 1 13 играть

34

Итоговый урок

Календарно – тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

план

факт

1

Несчастный случай.

2

Проверим себя

3

О транспорте.

4

Дорога.

5

Части дороги.

6

Дорожные знаки.

7

Внимание! Опасность!

8

 Мы здесь живѐм.

9

Будем уважать людей!

10

 Мы – пешеходы.

11

Правила для пешеходов.

12

Перекрѐсток.

13

Регулировщик.

14

Мы – пассажиры.

15

Будем уважать водителей!

16

Мы едем на машине.

17

Мы покупаем велосипед.

18

Проверим себя.

19

Будем осторожными.

20

Что такое ДТП?

21

Внимание! Железнодорожный переезд.

22

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

23

Пешеходные переходы.

24

Нерегулируемые перекрестки.

25

Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы.

26

Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае.

27

 Дорожные знаки и дорожная разметка.

28

Нерегулируемые перекрестки

29

Основы оказания первой доврачебной помощи

30

Основы оказания первой доврачебной помощи

31

Основы оказания первой доврачебной помощи

32

Основы оказания первой доврачебной помощи

33

Где можно и где нельзя играть.

34

Итоговой урок.

Календарно – тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

план

факт

1

Виды транспорта.

2

Какие бывают дороги.

3

Дорожное движение.

4

Перекрѐсток и автомагистраль.

5

Населѐнный пункт.

6

Движение на загородной дороге.

7

Внимание! Железнодорожный переезд.

8

Движение в трудных условиях.

9

Жилая зона.

10

Мы ориентируемся на местности.

11

Труд водителя.

12

Что такое тормозной путь.

13

Световые сигналы автомобиля.

14

Случай на дороге.

15

В метро.

16

Проверим себя.

17

Дорога – зона повышенной опасности.

18

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

19

Государственные службы безопасности и спасения.

20

Дорога, ее элементы и правила поведения

на ней.

21

Остановочный путь и скорость движения.

22

Дорога. Движение пеших колонн.

Правила поведения при движении колонной.

23

Пешеходные переходы.

24

Предупреждающие знаки.

25

Нерегулируемые перекрестки.

26

Регулируемые перекрестки.

27

Запрещающие знаки.

28

Информационные знаки.

29

Знаки сервиса.

30

Основы оказания первой доврачебной помощи.

31

Основы оказания первой доврачебной помощи.

32

Основы оказания первой доврачебной помощи.

33

Основы оказания первой доврачебной помощи.

34

Ты – велосипедист. Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий КТД. Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения"Азбука дорожного движения" для начальной школы

Преподавание в начальной школе.Форма проведения занятия: театрализованное представление с включением правил дрожного движения..Принимая участие в подготовке мероприятия, каждый ученик оплучает реальну...

Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"

Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и  Автоинспектор вместе с ребятами учат  Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....

«Учите правила дорожного движения» (мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Цель:   расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте;повторить правила дорожного движения, правила безопасности на улицах и дорогах;закрепить представление детей о с...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения»

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

«Учите правила дорожного движения» (досуговое мероприятие по правилам дорожного движения в 1 классе)

Досуговое мероприятие по правилам дорожного движения «Учите правила дорожного движения» рекомендовано для работы с детьми 6-9 лет с целью расширить знания детей о правилах поведения в обще...