Основные направления воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
статья

В данной статье рассматриваются направления воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в рамках школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravleniya_vosp.raboty.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями


В данной статье рассматриваются направления воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в рамках школьного обучения.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что воспитательная система – целостный процесс социального организма, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания: субъекта, цели, содержания, способов деятельности (Л. И. Новикова). Цель – развитие личности ребёнка, включенного в эту систему. Воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса в каком-либо образовательном учреждении. Она создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями и, соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллективе

 Данная проблема начала изучаться с конца 1970-х гг. А к концу 90-х гг., сотрудниками лаборатории «Коллектив и личность» АПН СССР (под руководством Л. И. Новикова), была создана целостная концепция воспитательной системы (А. В. Мудрик, В. Д. Семенов и др.). В условиях школы воспитательная система ориентируется на личность обучающегося с интеллектуальными нарушениями и включает в себя следующие направления:

-Физическое;

-Нравственное;

-Эстетическое;

-Гражданское;

-Трудовое;

-Социализация и адаптация.

Физическое воспитание направлено на совершенствование формы и функций человеческого организма; формирование двигательных умений и навыков и развитие физических качеств, зрительно-двигательной координации; повышение физической выносливости и здоровья детей за время их пребывания в школе; приучение к ведению здорового образа жизни.

Как считают некоторые авторы, занятия физической культурой способствует социальной адаптации обучающихся, т. к. движение осуществляет связь личности с окружающей средой, лежащей в основе психических процессов и организма индивида в целом.

Нравственное воспитание предполагает процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование нравственных качеств. Любой личный поступок ребёнка в процессе воспитательной деятельности является и предметом воспитания, и, что особенно важно, предметом познания – важнейший источник для детей.

Эстетическое воспитание направлено на формирование способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработку эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

Трудовое воспитание прививается через процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к своей работе, стимулирования инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.

Социализация и адаптация. Социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, которая состоит из социальной, трудовой, физической и психологической готовности. Социализация — двусторонний процесс взаимодействия личности и общества, включающий в себя, с одной стороны, процесс усвоения ребёнком образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, т. е. воздействие среды на человека, с другой — воздействие человека на среду через его деятельность.

Важно не только вхождение детей с интеллектуальными нарушениями в общество, но и подготовка общества к принятию таких детей. Одним из основных факторов социализации детей с интеллектуальными нарушениями является трудоустройство. Также оно способствует нравственной и физической реабилитации. Трудоустройству предшествует период профориентации, которая проводится в старшем школьном возрасте. Так же после окончания школы дети могут поступать в средние профессиональные заведения, в которых выделяются специальные квоты, чтобы ребенок мог получить профессию, реализоваться в жизни, если нет противопоказаний для этого.

Воспитательная система – целостный процесс, его цель — развитие личности ребёнка. В каждом образовательном учреждении отражается свой специфический способ организации воспитательного процесса и создается усилиями участников педагогического процесса: учителями, родителями. Соответственно, о её эффективности свидетельствует объединение учащихся и педагогов в коллектив. В условиях школы воспитательная система ориентируется на личность умственно отсталого ребёнка и включает в себя направления физического, нравственного, эстетического, гражданского и трудового воспитания. Иногда выделяют такое направление воспитательной деятельности как «Социализация и адаптация».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КОНКРЕТНЫХ ДЕЛ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Предлагаю календарный план конкретных дел по основным направлениям воспитательной работы: формирование здорового образа жизни; интеллектуально-познавательное направление; гражданско-правовое и патриот...

Основные направления логопедической работы с обучающимися, имеющими системное недоразвитие речи

Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности считали необучаемыми. Однако, при своевременном и систематическом проведении корре...

Здоровьесберегающие технологии в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения

Практический материал для использования на уроках, при оформлении презентаций...

План воспитательной работы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

Цель программы: разностороннее развитие ребенка, накопление им социального опыта для активного включения в жизнь общества.Задачи программы:развитие творческих способностей обучающихся;развитие интерес...

Картотека игр направленных на развитие познавательного интереса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

игры направлены на формирование познавательного интереса у обучающихся с нарушением интеллекта...

Рабочая программа начального основного общего образования (ФГОС НОО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 1-4 класс

Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 1 - 4 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит в себе разделы: целевой, содержание, организацио...

Сообщение " Приёмы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями"

Пятый учебный год я работаю учителем надомного обучения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, у которых отсутствует речь из-за системного недоразвития речи. Коммуникация - основа жизни челов...