Патриотическое воспитание (из опыта работы)
материал (4 класс)

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx479.18 КБ

Предварительный просмотр:

МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»

Описание: Описание: A description...

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

(из опыта работы)

Боровских Л.В.,

учитель начальных классов

узор7

с. Панаевск, 2020г

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста.

Первое - их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Смотры строя и песни, игра "Зарница", туристические походы, разнообразные спортивные соревнования, посвященные великому Дню Победы и многое другое - все это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым!

Дети - это губка, впитывающая все новое, они просто ни дня жить не могут без новых ощущений и эмоций, запоминают их, воспроизводят, по нескольку раз пересказывая события прошедшего дня - это потребность в новых впечатлениях от каждого прожитого дня. Пригласите на классный час ветеранов войны, ведь их так мало осталось - защитников, настоящих воинов, которые грудью защитили страну в страшные годы Великой Отечественной войны, с их личными, дорогими сердцу военными. Соберите бабушек и дедушек, чтобы они поделились своим прошлым, свои опытом, и Вы увидите горящие детские глаза и неподдельный интерес.

А с каким энтузиазмом младшие школьники знакомятся с военной техникой, учатся вязать сложные морские узлы и наперебой отгадывать задания викторин! Все это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Подобрать интересные вопросы на викторину, подготовить яркую красочную компьютерную презентацию о родном крае с мультимедийными эффектами, даже создать свой небольшой видеоролик, привлекая родителей и старших школьников - вот те средства воздействия, при помощи которых можно донести каждому маленькому человечку силу красоты родной земли. Родной край, картины природы: горы и степи, озера и моря, мегаполисы и маленькие населенные пункты таят в своей истории множество открытий.

Сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к богатствам ее, к каждому колоску и деревцу, поход в краеведческий музей и собирание коллекции минералов и камней, гербарии, также поможет воспитать в детях гордость за свою страну. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой, отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники - учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.

Вместе - мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм - наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.

Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе своего класса я ставлю нравственно - патриотическое воспитание, целью которого является  становление ребёнка как гражданина родной земли, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. В основе моей педагогической деятельности лежит концепция нравственно-патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным краем.
Содержание моей работы  по нравственно-патриотическому воспитанию, соответствует моим возможностям, привлекательно для моих учеников и их родителей, и, в конце концов, нацелено на исполнение социального заказа общества в целом.Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Стараюсь приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагаю найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Для ребенка младшего школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по литературному чтению, но и по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, изодеятельностью (например, "Мой поселок", " Ямал – мой край родной»)Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы, (национальные костюмы, поделки, сувениры, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Считаю, что произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
В нашем классе создан «Читательский уголок», где собран интересный художественный материал для знакомства детей с лучшими, доступными для восприятия произведениями авторов Севера.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекаю внимание детей, выбираю яркие, образные, конкретные, вызывающие интерес. Поэтому, перед началом работы по воспитанию любви к родному краю, я сама его хорошо изучила и тщательно продумала, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для нашей местности.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у младших школьников представление о том, чем славен родной край.
Диапазон объектов, с которыми знакомлю младших школьников, расширяется от 1 к 4 классу: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты. Младшие школьники должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Считаю важным подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Думаю, неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.
Полагаю, что детям необходимо показывать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Именно это важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Считаю, что моя работа классного руководителя в данном направлении способствует правильному развитию микроклимата в семьях моих учеников, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему посёлку, подвожу их к пониманию, что их посёлок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну сочетаю с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому считаю особенно важно именно в школе поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, в местах их проживания, об их быте, характере труда и т.д.
К концу 4 класса мои ученики твёрдо знают, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко использую в своей работе классного руководителя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует от меня как от классного руководителя большого такта и терпения, так как в некоторых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от учителя особого внимания и чуткости к каждому ребенку.
Хочу отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной может помочь детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».  Пройдет время. Трудно сказать, как сформируется характер ребят, кем они станут в будущем, но я уверена, что дети крепко полюбят землю, город, в котором они выросли, будут честно трудиться на благо своей Родины.

Содержание внеклассных мероприятий по нравственно - патриотическому воспитанию.

  • Праздник «День знаний»
  • Беседа «Мы школьники, а это значит...».
  • Классный час «Счастлив тот, кто счастлив дома».
  • Конкурс-выставка рисунков «Моя дружная семья».
  • Классный час «Мир дому твоему».
  • Классный час «Край, в котором я живу».
  • Классный час «Если будет Россия, значит, буду и я».
  • Этическая беседа «Добрые слова».
  • Классный час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
  • Выставка поделок «Дары осени».
  • Классный час «Вот какие замечательные братья и сестры!».
  • Выставка рисунков «Моя Россия»
  • Праздник «Мой край родной с тебя, Россия, начинает путь!».
  • Игра - практикум «Подари другому радость».
  • Этическая беседа «В гостях у бабушки».
  • Урок мужества «День защитника Отечества».
  • Выпуск стенгазеты «Мои дедушка и папа в армии».
  • Этическая беседа «Я в своей семье».
  • Праздник «О самых близких и родных с любовью».
  • Выставка рисунков «Моя бабушка», «Моя мама», «Букет для мамы».
  • Конкурс стихов «Моя мама лучше всех».
  • Конкурс рассказов о своем доме «Мир семейных увлечений».
  • Этическая беседа «Не стесняйтесь доброты своей».
  • Викторина «Наш дом - природа».
  • Викторина «Удивительные сказки» (по сказкам народов Севера).
  • Игра - викторина «Эти забавные животные».
  • Праздник традиций «Преданья старины глубокой».
  • Выставка «Герб моей семьи».
  • Диспут «Лукошко добрых дел»
  • Литературно - музыкальная композиция ко Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Конкурс стихов о Великой Отечественной войне.
  • Праздник «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2000г.
  2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 2001г. №4.;
  3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - M.: 2002 г.
  4. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. - 2-е изд. – М., 2003г.
  5. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб.пособие. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2000г.
  6. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 2002г., №5;
  7. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;
  8. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. - Калуга, 2003г.
  9. Харламов И. Ф. Нравственнее воспитание школьников: Пособие для классныхруководителей, - М.: Просвещение, 2001г.
  10. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитания.Из опыта работы

Опыт организации внеклассной деятельности....

«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны

Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)

Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...

Обобщение опыта "Патриотическое воспитание во внеклассной работе по кубановедению"

В развитии ребенка внеклассная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание (свобода, вол...

Патриотическое воспитание через проектную работу.

Проектная работа даёт огромную возможность при формировании патриотического воспитания у младших школьников. Хочу пделиться своим опытом в этом виде деятельности....

Доклад "Патриотическое воспитание" из опыта работы

Из опыта работы по патриотическому воспитанию...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений....