Мероприятие как форма воспитательного процесса
статья (3 класс)

Томберг Светлана Евгеньевна

Мероприятие – это организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyatomberg_s.e1.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Статья

      «Воспитательный потенциал дополнительного образования»

 «Мероприятие как форма воспитательного процесса»

  Автор:      Томберг Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования   ДЮЦ                  

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе каждого учреждения дополнительного образования детей.

Под формами воспитания понимаются различные способы организации воспитательного процесса. За многовековую практику воспитания сложилось великое множество подобных форм.

                  Классификация форм воспитательной работы

Эти формы подразделяются по количеству участников на:

1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);

2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);

3) массовые (вечера отдыха, конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.).

     На современном этапе развития педагогической мысли в учебно- воспитательных учреждениях все большее значение приобретают разнообразные групповые и массовые формы воспитательной работы.

Мероприятие – это организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей. Мероприятие должно реализовываться, как целенаправленное взаимодействие учителя, классного руководителя, воспитателя с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом случае само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные способы ее организации, сочетающие цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы. В процессе этой деятельности создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональным проявлением воздействуют на личность ребенка.

Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

  • когда нужно решить просветительские задачи: сообщить обучающимся какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
  • когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
  • когда организаторские функции слишком сложны для обучающихся, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения обучающихся чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья обучающихся, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

               Одним из основных направлений организации воспитательной работы в    учебной    группе является формирование информационной культуры, которое может, осуществятся через проведения единых тематических дней.

Тематический день - это форма позволяет наиболее глубоко осветить  тему и проблему актуальную на сегодняшний день. День — комплексная форма мероприятий, включает в себя мероприятия, проводимые в один день, и объединенные какой-либо темой. (Каталог форм. которые могут войти в мероприятие«День» в приложении «Интернет-ресурсы»)  

Для проведения такого мероприятия разрабатываются культурно-досуговые программы.

 

Культурно-досуговые программы и их особенности

Особенности культурного досуга и его программы определяют отличия самого культурного досуга от программ дополнительного образования. Отличия состоят в том, что культурно-досуговая программа не организовывается специально и не изучается - её реализация проходит спонтанно, как подготовка и проведение массовых мероприятий досуга. Знания и умения появляются в результате процесса самостоятельной работы вне занятий. Формы проведения мероприятий могут быть самыми разнообразными. Субъектами досуговой деятельности могут быть люди всех возрастных категорий, причём как устроители массового мероприятия, так и дети вместе с педагогами и/или родителями. По ходу реализации культурной программы досуга предусмотрено большое количество всевозможных новых ролей (или позиций) - обучающих или импровизирующих. Здесь есть организаторы, исполнители, авторы, зрители, художники, костюмеры, даже дизайнеры, музыкальные оформители, осветители и другие работники сцены, ведущие, члены жюри и так далее. Количественное и качественное наполнение ролей будет зависеть от формы проведения мероприятий.

 

Типы программ культурного досуга.

          Основой предложенной классификации служит степень массовости мероприятия и протяжённость его во времени.

1. Разовая программа в форме игры. Формы проведения мероприятий не зависят от подготовки участников, которые включаются в игру по ходу действия. Игры могут быть как интеллектуальными, так и подвижными; как за столом, так и в игротеке, в зале или на свежем воздухе. В зависимости от возраста участников подгоняется протяжённость этого занятия. Описанием игры чаще всего служит сценарный план. Литературный сценарий подтверждает квалификацию, педагогическую культуру, мастерство организаторов.

 2. Конкурсная игровая программа (заданная тематика) требует предварительной подготовки участников. Формы проведения мероприятий могут представлять собой КВН, турнир, всевозможные интеллектуальные игры, творческие задания. Для детей такие программы имеют образовательные и воспитательные цели и состоят из подготовки, подразумевающей совместное творчество. Для взрослых смысл такой формы проведения массовых мероприятий состоит в приобретении навыков командной игры.

        Например –День детской дорожной безопасности Петродворцового района Санкт-Петербурга, сложная, информационно-емкая программа который включает комплекс форм - соревнование, творческие задания, викторины, кроссворды, оценка практических навыков по темам ПДД. Выбор такой формы обусловлен важностью проблемы и огромной социальной значимостью участия и детей и родителей в профилактике ДДТТ.

3. День детской дорожной безопасности.

Целью мероприятия является: 

Организация комплекса мероприятий направленых на проведение работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, посредством вовлечения в игровую и интеллектуальную деятельность.

Задачи, решаемые в ходе проведения мероприятия:

Коммуникативные

  • формирование навыка совместного изучения и повторения знаний по правилам дорожного движения детей и родителей;
  • создание условий для актуализации в игре знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге;

Социальные

-Привлечение родительской общественности к проблемам безопасного вождения, соблюдения ПДД

- активизация деятельности среди детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; 

- вовлечение детей в отряды юных инспекторов движения;

Духовно-нравственные

- воспитание законопослушного гражданина, формирование чувства уважения к участникам дорожного движения.

- привлечение детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах и безопасного участия в дорожном движении;

Саморазвития

-привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

- развитие навыков подачи информации с использованием творческих форм;

Пояснительная записка:

Актуальность:

         Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге - это вера в «запретительные» свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить - взрослый человек. И единственным способом – личным примером.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП), по статистике Петродворцового района Санкт - Петербурга совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, пострадавших в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. 

 Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.

Так как сегодняшние водители-нарушители - это вчерашние невоспитанные дети, необученные пешеходы.

Нам всем дороги дети, за жизнь и здоровье которых мы отвечаем. Жизнь и здоровье детей - не повод для проявления формализма и беспечности взрослых, когда речь идёт о безопасности школьников на дорогах, о формировании культуры поведения подрастающего поколения.

 

Педагогический замысел:

           День дорожной безопасности, это традиционное мероприятие, проводимое ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» в начале осенних и весенних каникул, для детей и родителей Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Данное мероприятие проводится в виде соревнований, в два этапа: первый этап игра по станциям для детей, где они показывают свои знания умения по правилам дорожного движения и навыки управления велосипедом, второй этап для родителей, где уже родители показывают свои знания по правилам дорожного движения и умению управлением велосипеда. Если позволяют условия, то возможно проведения соревнований на автомобиле.

 Основная идея и смысл проведения такого мероприятия — это раскрыть весь творческий потенциал ребёнка в изучении правил дорожного движения. Проверить знания, умения и навыки по ПДД, управлением велосипедов, как у взрослых, так и детей.

Условия реализации:

          Для проведения Дня дорожной безопасности требуется помещение со сценой для построения команд и вводной части, кабинеты с оборудованием (ПДД) для прохождения станций, автогородок или площадка с элементами автогородка, велосипеды, компьютеры, элементы велофигурки. Необходимое оборудование есть в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ».

 

Пространства проведения:

           Конкурсная часть Дня дорожной безопасности проводится как на улице, так и в помещениях, с раскрытием талантов и возможностей всех участников мероприятия, в ходе мероприятия участники выполняют творческие задания, задания на теоретические знания и показывают свои практические умения и навыки. В ходе проведения мероприятия происходит частая смена видов деятельности, как для детей, так и родителей.  

Заключение

Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в работе с детьми. Воспитательные мероприятия позволяют выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формируют образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки. Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. При организации и проведении воспитательных мероприятий происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. От мероприятия к мероприятию развиваются и взрослеют дети. Каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.

Технологический подход при организации воспитательных мероприятий заключается в применении воспитательных технологий: методы и приёмы личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, педагогика сотрудничества, технология коллективных творческих дел, интерактивные технологии, информационно-коммуникационные технологии. Это позволяет сконструировать наиболее оптимальную структуру мероприятия, деятельность педагогического коллектива, иных сопричастных лиц, а также позволяет обеспечить формирование более, четкой, ясной и прозрачной картины, происходящих событий при инициировании, планировании, организации, проведении любого воспитательного мероприятия.

Список литературы:

  1. Безопасность на дорогах. Тесты (раздаточный материал) для нач. шк. [Текст] / Сост. Маркин Н. И., Денисов М.Н. / Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.:ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 56 с.
  2.  Безопасность на дорогах: учебное пособие – рабочая тетрадь. М.: Интелин, 2011
  3. Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. 1 часть. – СПб., «Лики России», 2004 «Добрая дорога детства»
  4. «Добрая дорога детства» ,Всероссийская газета апрель 2017
  5. Михайлов Л.А. Форштат М.Л. Учебное пособие по Правилам дорожного движения. 1 часть. – СПб., «Лики России», 2004
  6. Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода. М.: «Кедр»,2015
  7. Правила дорожного движения / Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090. Содержат все изменения согласно постановлениям Правительства РФ, с изменениями от 2016 года.
  8. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
    пособие для учителей начальной школы. СПб.: Изд. дом. «МиМ», 1997.
  9. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы. Часть 1, 2. –СПб.: Издательский дом «МиМ», 1998
  10. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. Альбом для учащихся 1 класса к занятиям на уроках и дома при изучении правил безопасного поведения на улицах и дорогах. – Москва.: «Издательство АСТ-ЛТД», 1997

Интернет-ресурсы

Каталог форм - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/05/formy-massovykh-meropriyatiy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ММО воспитателей ГПД "Клубный час как одна из наиболее активных форм воспитательного процесса"

Выступление на ММО воспитателей в ГПД "Клубный час как одна из наиболее активных форм воспитательного процесса"...

« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)

Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...

Педсовет: "Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе"

Педсовет: "Использование новых активных форм  и методов обучения"...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Модели коррекционно-развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста ребенка, мастерства...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

ИГРА КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Внеклассная работа является одним из важных средств развития личности школьника.   Профессионализм педагога-организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением ...