Внеурочная деятельность. Для тех, кто любит математику
рабочая программа (2 класс)

Ширнина Ирина Викторровна

 Программ внеурочной деятельности   содержит цели , задачи,  планируемые результаты освоения курса. Содержит тематическое планирование.

Предназначено для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_teh_kto_lyubit_matematiku.docx52.52 КБ

Предварительный просмотр:

Нижнекаменская средняя общеобразовательная школа - филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Алтайской средней общеобразовательной школы №1

имени П.К.Коршунова Алтайского района Алтайского края

Согласовано:                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                        Директор МБОУ АСОШ № 1

Ревякина И.М.                                                            им. П.К.Коршунова

                                                                                           Ф.В. Беляев  

«___»  _____  2021 г.                                           Приказ №___ «___» ___2021г.

Программа

курса внеурочной деятельности

«Для тех, кто любит математику»

направление общеинтеллектуальное

2 класс

2021-2022 учебный год

Количество часов в неделю:  1 (всего – 34ч.).

Составитель: учитель начальных классов Ширнина Ирина Викторовна, первой категории,

Составлена  в соответствии с

авторской программой учебного предмета «Математика». Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы»  авторы  М.И. Моро и др. 2020  г.

Согласовано на заседании методического объединения учителей начальных классов,

протокол №____

от «____» _____2021г.  

 _____________Л.В.Зверева.

Алтайское

2021 г.

1.Планируемые результаты

изучения учебного курса:

Личностные результаты

         Освоение курса «Для тех, кто любит математику» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: У обучающегося будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности – качества необходимые в практической деятельности любого человека; чувства справедливости, ответственности; самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

         Обучающийся получит возможность для формирования:

         выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

         устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задачи;

 умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения.

 Метапредметные результаты

 Изучение курса «Занимательная математика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

 Регулятивные УУД

 Обучающийся научится: 

 принимать и сохранять учебную задачу;

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

 осуществлять пошаговый контроль за правильностью и полнотой выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения задачи, построения геометрической фигуры.

         Обучающийся получит возможность научиться:

 проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

 планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

          Познавательные УУД

         Обучающийся научится:

         моделировать ситуации, требующие упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описывать явления и события с использованием величин;

         анализировать, находить геометрические объекты в повседневной жизни (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления;

         планировать ход решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение; сравнивать разные способы вычислений, решения задачи, выбирать рациональный способ решения; классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

         выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени);

         находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов.

         Обучающийся получит возможность научиться:

         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

         самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;

         группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

         классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; овладевать основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобрести необходимые

         вычислительные навыки.

          Коммуникативные УУД

         Обучающийся научится:

         слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

         аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  

         координировать свои действия с действиями партнёров;

         подчинять свое поведение нормам и правилам.

         Обучающийся получит возможность научиться:

         формулировать собственное мнение и позицию;

         задавать вопросы по существу;

         самостоятельно и совместно с педагогом планировать деятельность и сотрудничество.

         Предметные результаты

         В ходе изучения курса обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих

         предметных результатов:

         Обучающийся научится:

         использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и

         пространственных отношений;

         выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; находить и показывать пары симметричных точек в данной осевой симметрии; определять ось симметрии фигуры путём её перегибания; называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник; различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник); ориентироваться в пространстве и на листе нелинованной бумаги;

         штриховать предметы и их части;

         дополнять заданный рисунок недостающей фигурой;

         составлять из геометрических фигур заданные предметы;

         свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева

         направо», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на

         клетчатой бумаге.

         Обучающийся получит возможность научиться:

         описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

         решать нестандартные и нетиповые задачи;

         находить простейшую закономерность, продолжать выявленную закономерность;

         выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих указанным свойством; выполнять классификацию;

         осуществлять простейшие наблюдения по плану и самостоятельно;

         сравнивать, классифицировать геометрические фигуры;

         делать выводы и обобщения;

         решать простые геометрические, логические задачи, ребусы, головоломки.

2. Содержание учебного  курса

        Содержание программы

         Числа. Многозначные числа. Арифметические действия. Интересные приемы устного счёта. Величины.

         Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

         Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: выполнение решения в числовых цепочках, отгадывание задуманных чисел.

         Заполнение числовых кроссвордов.

         Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

         Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

         Занимательные задания с римскими цифрами.

         Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

          Форма организации обучения – математические игры:

         «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения», «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин».

         Математические пирамиды: «Сложение в пределах 20; 100; 1000», «Вычитание в пределах 20; 100; 1000», «Умножение», «Деление».

         Мир занимательных задач, математические сказки.

         Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными данными, с избыточным составом условия.

         Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.

         Задачи, имеющие несколько вариантов решений. Обратные задачи и задания.

         Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Графическое моделирование связей между данными и искомым. Составление аналогичных задач и заданий. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

         Задачи, решаемые способом подбора. «Открытые» задачи и задания.

         Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

         Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

         Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Нестандартные задачи. Комбинаторные задачи. Старинные задачи. Задачи на переливание.

         Решение олимпиадных задач.

         Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

         Геометрическая мозаика

         Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

         Понятие меры как средства измерения длины. Измерение разными мерками, анализ измерений. Сравнение длин отрезков с помощью циркуля, построение суммы и разности отрезков с помощью циркуля и линейки.

         Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, форма, размер, ориентация на плоскости и в пространстве) путём наблюдения.

         Сравнение, классификация предметов по геометрическим признакам. Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами (шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, куб). Введение понятий «точка», «линия», «прямая», «луч», «отрезок», «ломаная» через геометрические образы. Построение орнамента, незаконченного рисунка по клеткам путём анализа взаимного расположения линий, выявления закономерностей в рисунке. Линия как контур плоской и объёмной фигуры. Ориентация на плоскости, развитие глазомера путём достраивания незаконченной линии. Достраивание незаконченных рисунков с элементами симметричных фигур.

         Введение понятия «угол», элементы угла, виды углов. Треугольники, классификация треугольников по углам, соотношению сторон.

         Выделение треугольников, образованных диагоналями прямоугольника, определение их вида. Решение задач на построение треугольников.

         Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

         Различные варианты разбиения шестиугольника на части, моделирование из этих частей новых фигур. Достраивание незавершённых  рисунков, следуя инструкции.

         Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

         Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

         Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

         Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

         Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля по образцу, по собственному замыслу.

         Понятия «плоскость», «пространство» на наглядно-образном уровне. Свойства плоскости. Выделение объектов, являющихся моделями плоскости. Сравнение плоских и пространственных фигур. Создание из пластилина моделей пространственных фигур.

         Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Описание и сравнение свойств, элементов объёмных фигур на плоскости.

         Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида (по выбору учащихся).

                  

3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

                    Тема урока

Кол-

во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

1

2.

Арифметические действия, числовые и буквенные ребусы. Игра «На лесной полянке»

1

3.

Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Графический диктант.

1

4.

Логические упражнения и задачи

1

5.

Задачи в стихах. Шуточные задачи и загадки.

1

6.

Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел от 20 до 100.

1

7.

Однозначные и двузначные числа.

1

8.

Сложение и вычитание  вида   35 + 5, 35 – 3 5, 35 – 30.                        

1

9.

Задачи-шутки. Весёлые вопросы.

1

10.

Решение задач.

1

11.

Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам.

1

12.

Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки

1

13.

Периметр многоугольника.

1

14.

Проект: «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты  на посуде».

1

15.

Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20.

1

16.

Приемы вычислений для случаев вида  30 – 7.

1

17.

Логические упражнения и задачи

1

18.

Решение текстовых задач.  Запись решения выражением.

1

19.

Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8.

1

20.

Буквенные выражения.

1

21.

Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

1

22.

Решение ребусов

1

23.

Письменные вычисления.  Вычитание вида 57 – 26.

1

24.

Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.

1

25.

Прямоугольник.

1

26.

Задачи на логику

1

27.

Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 32 + 8,  40 – 8.

1

28.

Квадрат.

1

29.

Наши проекты. «Оригами».

1

30.

Периметр прямоугольника.

1

31.

Конкретный смысл действия умножения.

1

32.

Задачи, раскрывающие смысл действия умножения.

1

33.

Умножение числа 2 и на 2.

1

34.

Заключительное занятие

1

Лист

 корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для внеурочной деятельности в начальной школе по математике «Математика для любознательных»

Программа разработа на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Прогрмма рассчитана на один год....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Внеурочная деятельность Занятие: " Почему мы любим животных?" Игровая программа. Цирк

Занимательная программа с загадками, игровыми моментами. Можно использовать с учениками разных возрастов начальной школы. Ведь формирование любви к животным начинается с самого раннего детства....

Программа внеурочной деятельности "Для тех, кто любит математику»

Программа курса «Для тех, кто любит математику» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего об...