Доклад «Системно-деятельный подход во внеурочной деятельности».
статья

Фасхутдинова Нина Николаевна

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.  В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Доклад «Системно-деятельный подход во внеурочной деятельности».

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

 Я. Коменский

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.  В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания. Системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. На занятиях во внеурочной деятельности, мы создаем условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим становится принцип деятельности и целостного представления о мире. Чтобы деятельностный подход имел результат, все это должно быть в системе, а значит, предполагает новую воспитательную программу, в которую включены все виды деятельности ФГОС.

Внеурочная деятельность –это деятельность, которая организуется  во внеурочное время для учащихся в содержательном досуге и общественно-полезной деятельности. Это проявляемая вне уроков активность детей обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

Цель- создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Задачи:

  • Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.
  • Развитие инициативы и творчества детей.
  • Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества
  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:
  • Создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общекультурное
  • Общеинтеллектуальное

В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

  • Личностные УУД (мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания произведения, исходя из социальных и личностных ценностей)
  • Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, смысловое чтение )
  • Регулятивные УУД (целеполагание , планирование, контроль, прогнозирование )
  • Коммуникативные УУД (использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях

Ученики начальной школы – это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам

Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.

Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих работ.

В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход во внеурочной деятельности: проблемы и перспективы.

В данном материале отображено влияние деятельностного подхода во внеурочной деятельности на развитие личности младших школьников....

Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.

Системно - деятельностный  подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...

Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

В статье представлен опыт применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности....

Общие подходы к внеурочной деятельности

Выступление на заседание МО классных руководителей по теме "Общие подходы к внеурочной деятельности"...

Новый подход во внеурочной деятельности - интегрированные занятия

ФГОС начального общего образования второго поколения предъявляет новые требования к организации образовательной деятельности и особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятель...

Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ.

Сегодня, в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют д...