Родительское собрание "Внимание младших школьников"
план-конспект занятия (3 класс)

Чиканчи Оксана Николаевна

Конспект родительского собрания представляет собой рекомендации родителям по теме "Внимание младших школьников" с примерами .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект родительского собрания18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 3 классе на тему «Внимание младших школьников. Борьба с невнимательностью на уроках. Упражнения для развития внимания»

Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для психических явлений.

Внимание – умение сосредоточиться на каком-либо раздражителе и удержать усилием воли. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников ( в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально).

 С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлечённость, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.

Наблюдая за поведением ребёнка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности, но, кроме этого можно определить и уровень развития свойств внимания.

Объём внимания – количество объектов, которое ребёнок может сознательно удерживать в своём сознании в короткий промежуток времени.

Устойчивость внимания – способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение  внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сосредоточение внимания – умение удерживать внимание определенное время.

Сосредоточение, устойчивость, переключение, распределение – это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.

С возрастом происходит развитие внимания ребёнка. И хотя у младшего школьника увеличивается объём внимания, его устойчивость, всё же лучше развито непроизвольное внимание. Младший школьник быстро реагирует на то, что его интересует, поэтому очень важно воспитывать познавательные интересы и потребности учащихся.

В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Выявлено, что у детей с различной успеваемостью, внимание на протяжении 1 – 4 классов развивается по-разному. У средне- и хорошо успевающих детей внимание развито средне, у отличников – хорошо, а у неуспевающих исходно низкий уровень внимания. От класса к классу у хорошо успевающих учащихся происходит интенсивное развитие произвольного внимания, а у слабоуспевающих показатели внимания в первом и во втором классах примерно одинаковы и лишь к третьему классу наблюдается небольшой рост.

Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению.

Произвольное внимание в этом возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования внимания ограничены в младшем школьном возрасте. Если подросток или старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить «5», заслужить похвалу). Воспитание далёкой мотивации произвольного внимания должно происходить в соответствии с возрастными особенностями детей, путём связывания друг с другом близких и всё более отдалённых целей. Например, наиболее далёкая мотивация – стать полезным для общества человеком или набрать наибольшее количество баллов по ЕГЭ, поступить в желанный ВУЗ – должна связываться с более близким мотивом – успешно перейти в следующий класс. А последний мотив, в свою очередь, должен связываться с ближайшим мотивом – получить высокую оценку учителя.

Объём внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания – слабее. Младший школьник не может распределить внимание между различными видами работы, например, между своим чтением и слушанием товарища. Также дети не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы это свойство внимания совершенствуется.

Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одних – леность мысли, у других – отсутствие серьёзного отношения к учению, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы.

Существуют определённые задания, игры, упражнения, позволяющие повысить уровень внимания у каждого ребёнка, развивать такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.

Рекомендации: убрать все раздражители (выключить телевизор, компьютер, телефон), тиканье часов, покормить, убрать лишнее со стола. Можно включить тихую спокойную музыку.

Рекомендую игры:

  1. «Что увидели по дороге». Прошли где-то вместе, попросите ребёнка рассказать, что видели по дороге.
  2. «Слово за слово». Придумывать по одному предложению, чтобы получился связный рассказ.
  3. «Имена и цифры». Вместо определённых цифр говорить имена. Можно усложнить потом: нечётные – девочек, чётные – мальчиков. Например, 1,2. Надя, 4,5, Серёжа, 7.8……
  4. «В алфавитном порядке». Родитель называет слово, а ребёнок в уме переставляет буквы в алфавитном порядке. Например, ручка – а к р у ч. Либо читать слово наоборот, лягушка – акшугял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

родительское собрание "Младший школьник:помоги ему учиться"

разработка родительского собрания с заданиями и советами родителям...