Коррекционно-развивающее занятие по экологии «Думаем, решаем, благодарим»
методическая разработка (3, 4 класс)

Медова Надежда Павловна

Цель: повышение уровня толерантности у воспитанников через совершенствование эмоциональной и поведенческой сфер;  коррекция отношения воспитанников к миру природы.                                                                                                                                                                                          Занятие  расширяет знания детей о природе родного края и времени года "Осень", развивает познавательный интерес, мотивирует детей на бережное и благодарное отношение к окружающей природе. Разные методы и задания отвечают  принциппам здоровьясохранения на занятии. Методическая разработка может быть использована с целью коррекции знаний по теме, а также на занятиях кружка по интересам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по экологии

«Думаем, решаем, благодарим»

Цель: Повышение уровня толерантности у воспитанников через
совершенствование эмоциональной и поведенческой сфер; коррекция отношения воспитанников к миру природы.

  Задачи:

  • Развитие познавательного интереса.
  • Формирование позитивного и бережного отношения к родной природе.
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
  • Формирование активной жизненной позиции детей по отношению к экологическим   проблемам.

Оборудование: Музыкальное оформление «Звуки природы», «Музыка счастья», карточки с предупреждающими знаками, презентация на мультимедиа, ручки, листы бумаги формата А-4, 1/2 листа с таблицами по количеству детей, стопка газет, телеграмма

Ход занятия

Звучит музыка «Звуки природы». Здравствуйте дорогие гости и дети!

Воспитатель:  Сегодня мы с вами расширим представления о природе Родного края и узнаем интересные факты, будем учиться решать задачи,

высказывать свое мнение и говорить слова благодарности.

-Какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Обычно используют календарное деление года на четыре приблизительно равных периода. Например, в большинстве стран северного полушария приняты следующие даты начала и окончания времён года: (Слайд)

Зима - от 1 декабря до 28 февраля (по високосным годам - до 29 февраля)

Весна - от 1 марта до 31 мая

Лето - от 1 июня до 31 августа

Осень - от 1 сентября до 30 ноября

Воспитатель:  

-Какой месяц осени  и какой он по счету?

Ответ детей:  Время года сейчас осень, а месяц ноябрь, он третий по счету.

-Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь и октябрь.

Воспитатель:  Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень.

-Почему вы выбрали именно эти картинки?

-Назовите признаки осени.

Ответы детей: Желтые, красные листья,  идет дождь, деревья сбросили листву, люди одеты в плащи и куртки, идет снег  и т. д.

Воспитатель: Каждому времени года характерны свои приметы (слайд -примета)                                                                                                                                       Примета - это отличительный признак, по которому можно узнать кого-либо или что-либо.

Воспитатель:

 -Какие приметы осени вы знаете?

Ответы детей: люди собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты; улетают птицы; медведь ложится в спячку и др.

Воспитатель читает строки из стихотвроения  А.Кольцова (о ветре)

Дуют ветры, ветры буйные

Ходят тучи, тучи снежные

Воспитатель: Такое время, когда дует пронизывающий ветер, может выпасть снег, называется поздней осенью.

- Как называется, повтори, Даша… (2-3 ребенка повторяют.)

Воспитатель:Скажите ребята, а сейчас какой период осени?

- Поздняя осень

       Воспитатель:  -Месяц ноябрь называют предзимним. Как вы думаете почему?

Дети: Потому, что за ноябрем идет декабрь, а он первый месяц зимы.

НОЯБРЬ 
Ноябрь - горбатый старичок,
Глаза - как льдинки, нос - крючок!
Взгляд недовольный и колючий,
Холодный месяц, в небе тучи.

Златую осень провожает,
А зиму белую встречает!
Меняет он тепло на холод
И устает - уже не молод!

Но ветер северный поможет:
Сорвет листву, в ковер уложит,
Укроет землю покрывалом,
Чтоб до весны не замерзала!

-Какие народные приметы  и поговорки ноября вы знаете?                                            

Приметы и поговорки ноября:

В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
В ноябре тепло морозу не указ.
Не сковать реку зиме без ноября - кузнеца.
В ноябре снега надует - хлеба прибудет.                                                                                          
Дмитриев день (8 ноября) - зима уж лезет на плетень.

Воспитатель:  -Коли в Дмитриев день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.

-Вспомните, ребята мы отмечали погоду 8 ноября. Какая она была?

Воспитатель: Вот  поздняя осень пришла в Амурский лес. Сейчас мы узнаем, а много ли вы знаете о нашем лесе.

Викторина  « Самое-самое»

Самый любимый корм лося? (Ветки осины) 

Самый крупный хищник Амурской области (Амурский тигр)

Самое красивое дерево в наших лесах? (Береза) 
Самый страшный враг леса? (Пожар)

Самое новогоднее дерево (Сосна)
Самое высокое дерево в наших лесах? (Лиственница)

Самое сильное и выносливое дерево (Дуб)

Мини-сообщение о дубе монгольском.(Слайд № )

А растёт он у нас  в Приамурье.

В высоту он всего 10-12 метров. Растет медленно. Листья крупные. Он не сбрасывает листву на зиму и сопки всю зиму стоят рыжие. Живет более 350 лет.

Воспитатель: Человек пользуется богатствами природы и не всегда разумно.

Вот факты, которые подтверждают это.

Информация к размышлению « А знаете ли вы, что…»

1. Каждый день на Земле исчезает в среднем три вида растений или животных.

2. Для выпуска центральной газеты требуется в год около 70 гектаров леса.

 3. 20 килограмм макулатуры сохраняют одно крупное дерево при производстве бумаги.

4. Тополь - прекрасный воздушный санитар: за лето одно дерево поглощает до 45 кг углекислого газа (липа за то же время - лишь16 кг.)

5. По России ежегодно вырубается 7 миллионов новогодних елок;

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, если и дальше мы будем также не по-хозяйски относиться к природе, что может произойти?                                                          Дети: Исчезнут растения и животные.

Воспитатель показывает Красную книгу.

- Посмотрите на эту книгу.

 -Какого она цвета?

-О чем говорит ее красный цвет?

Дети: красный цвет предупреждает нас об опасности, о том, что кто-то в опасности.

Воспитатель. Посмотрите на эти рисунки, фото. Эти растения и животные находятся в Красной книге Амурской области. Это амурский тигр, утка-мандаринка, японский журавль, лотос Комарова, орех маньчжурский и др. Они находятся под охраной государства.

Мини-сообщение об утке мандаринке.

 Мандаринка встречается редко. Обитает по Амуру. Она  не крякает, как обыкновенная утка, а попискивает, посвистывает. Гнездится в дуплах деревьев, рядом с водой. У мандаринки очень необычный вид. Селезни большую часть года - с сентября по июль носят яркий брачный наряд.

Воспитатель: Животные и растения, живущие в лесу взаимосвязаны между собой, приносят пользу друг другу и, конечно же, человеку. И  сейчас вы будете решать экологические задачи, где и найдете подтверждение этому.

Решение задач экологического содержания.

1. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его требуется для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250 000 человек?

2. Большая синица уничтожает в день примерно 120 гусениц кольчатого шелкопряда, равных по массе 3кг. Чему равна масса гусениц, съеденных синицей за 1месяц, за 4 месяца?

3. Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых приносят муравьи за 1 час?

Физминутка:

Воспитатель: Вы хорошо работали, устали, и я предлагаю вам, немного отдохнуть. Представьте, что мы идем по тропинке, дышим свежим воздухом и любуемся красотой природы. Но вот на небе появились тучки...

Приплыли тучи снеговые

Снежинки пляшут, как живые

На землю падают ковром

Уже покрыли все кругом.

Воспитатель: Подставьте ладони снежинкам и подумайте, во что они сейчас превратятся.

Дети: В воду.

- А те снежинки, которые упали на землю.

Дети: Они не будут таять, т.к. земля холодная.

- Какую пользу приносит снег.

Ответы детей: Снег не дает погибнуть животным, которые живут в земле, или в лесной подстилке, а также не дает вымерзнуть корневой системе растениям.

- Давайте скажем ему спасибо.

Дети проговаривают по одному и затем вместе:

-Спасибо, снег, что ты покрыл всю землю пушистым одеялом!

- Спасибо, снег, что ты согреваешь корни растений.

- Спасибо, снег, что ты не даешь погибнуть насекомым, мелким животным.

Сюрприз момент.  Стук в дверь заносят телеграмму.

Телеграмма  «Мы жители леса сообщаем вам, что в нашем лесу творится безобразие. После выходного дня везде лежат сломанные ветки, кругом разбросаны консервные банки, мусор, до сих пор горит костер. Птицы  бояться, что их невоспитанные дети из рогаток перестреляют. Дети помогите нам, спасите наш лес! Ваши братья меньшие»

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему такое произошло? (высказывают рассуждения)

- Ребята, вы, наверное, правы, что этих ребят никто не научил ценить чужой труд, беречь природу и оберегать наш любимый лес.

Игра «Предупредительные знаки»:

- А давайте-ка, ребята, мы с вами установим в лесу предупреждающие знаки. Пусть они подсказывают и взрослым и маленьким, как нужно себя правильно вести и красиво поступать по отношению ко всему живому.  (Дети выбирают предупреждающие знаки, размещенные на магнитной доске и объясняют, что они обозначают, ответы сопровождаются показами слайдов)

Правила поведения в лесу:
1. (Слайд) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!
2.(Слайд
) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они начинают болеть и гибнут.
3. (Слайд)
Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник,

приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
4. (Слайд
) В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

5. (Слайд) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.  

6. (Слайд) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это  раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. От костра может возникнуть пожар!
7. (Слайд
) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.
8. (Слайд)
В лесу запрещается включать громко музыку, 

поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
9. (Слайд)
Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. 

                             Методика “Лес благодарит и сердится”

- Ребята, ответьте на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напишите, за что лес мог бы сказать вам спасибо и за что рассердиться на вас.

Ответы: закрепление и перечисление норм и правил поведения в лесу

«Лес сердится»

«Лес благодарит»

 Лес скажет спасибо

Если мы оставили мусор

Если мы не будем бросать мусор

Разожгли костер

За то, что мы соберём мусор

Включили громкую музыку

 Будем подкармливать птиц

Подстрелили птичку

Подвяжем сломанную веточку

Нарвали букет цветов

Не будем рвать листья, ломать ветки

Разорили гнездо

Потушим оставленный костер

Вытоптать растения

Закопали мусор в лесу        

Вырвали лекарственные    растения

Помогли  раненому животному

Убили тигрицу

Вырубили деревья

Воспитатель: Спасибо ребята, что среди ваших ответов были примеры практической экологически деятельности, т. е. помощи природе, так как она отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

                                     Игра «Благодарение»

- Дорогие мои друзья! Природа-матушка постоянно проявляет заботу о

человеке, она все предусмотрела и продумала, чтобы нам с вами хорошо жилось на этой удивительной планете. Природа – наша кормилица и целительница. Давайте поблагодарим её за это.

-За что мы можем быть благодарны  лесным растениям? (Жильё, книги, тепло в печи, лекарства, грибы, ягоды, отдых  и т.д.)

-А какую пользу приносят муравьи? За что мы им скажем «Спасибо!»

(За то, что они уничтожают вредителей леса)

Заключительный этап:

-А теперь скажите мне, пожалуйста, что интересного узнали?

-Какой вывод вы для себя сделали?

- Дорогие ребята! Замечательные помощники природы! Вам предстоит еще много узнать о природе, много лет путешествовать по увлекательной стране знаний, так как вы еще растете.

Спасибо за работу на занятии. Желаю вам быть всегда природе другом !

Приложение

«Лес сердится»

«Лес благодарит» и  скажет спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...