Конспект внеурочного занятия понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура», «Традиции» как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
план-конспект занятия (1 класс)

Евсеева Анастасия Владимировна

Цель внеурочного занятия: формировать понятия отечество, отчизна, отечественная культура, показать ценность традиции нашего отечества.

Задачи:

Образовательная:  формировать понятия Отечество, Отчизна, Отечественная культура, раскрыть сущность отечественных традиций, показать, в каких случаях названные понятия пишутся с большой буквы.

Развивающая: развивать логическое мышление, формировать познавательный интерес к отечественной истории.

Воспитательная: формировать духовно-нравственные  качества детей, бережного отношения к традициям, чувство патриотизма.

Оборудование и наглядные материалы: ПК, интерактивны доска, м/м презентация, музыкальное сопровождение, видеоролик.

Понятия: Отечество, традиции, Отчизна, Отечественная  культура.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_opk.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия «Кружок основы православной культуры».

Тема занятия: понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура», «Традиции» как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Класс: 1  

Форма проведения: беседа

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Место проведения: МБОУ ООШ № 16 имени Анатолия Саввича Черныша

Время проведения: 10:00 – 10:35

Цель внеурочного занятия: формировать понятия отечество, отчизна, отечественная культура, показать ценность традиции нашего отечества.

Задачи:

Образовательная:  формировать понятия Отечество, Отчизна, Отечественная культура, раскрыть сущность отечественных традиций, показать, в каких случаях названные понятия пишутся с большой буквы.

Развивающая: развивать логическое мышление, формировать познавательный интерес к отечественной истории.

Воспитательная: формировать духовно-нравственные  качества детей, бережного отношения к традициям, чувство патриотизма.

Оборудование и наглядные материалы: ПК, интерактивны доска, м/м презентация, музыкальное сопровождение, видеоролик.

Понятия: Отечество, традиции, Отчизна, Отечественная  культура.

Ход внеурочного занятия:

  1. Организация класса.

1. Приветствие.

- Здравствуйте,  ребята!

- Сегодня занятие проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Владимировна.

2. Создание эмоционального настроя.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

II.  Подведение к теме занятия.

- Ребята, я предлагаю вам прослушать песню Вениамина Ефимовича Баснера «С чего начинается Родина» и определить тему нашего занятия.

Сл. 1

Звучит песня "С чего начинается Родина" (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера).

Учитель:

- Понравилась ли вам эта песня? (Ответы учащихся)

- О чем эта песня? (Ответы учащихся)

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Ответы учащихся)

- Почему? (Ответы учащихся)

- Определите тему занятия. (Ответы учащихся)

III. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы с вами узнаем, что родина может быть названа по-другому.   Отечество, Отчизна, Отечественная культура, узнаем о традициях.

- Какие задачи поставим перед собой? (Ответы учащихся)

  1. узнать больше о нашей стране;
  2. узнать, что такое Отечество, Отчизна, традиции;
  3. узнать, что такое отечественная культура.

IV. Основная часть занятия.

  1. Беседа о Родине, об Отечестве, Отчизне, Отечественной культуре.

Учитель:

- Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место.

- Как поэты называют нашу Родину? (Русь)

- Русью нашу землю называли очень давно, в давние времена.

- А как сейчас её называют? (Россия)

- Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век).  Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

- Как ещё называют нашу Родину? (Отечеством)

- Как вы понимаете слово "Отечество"? (Ответы учащихся)

Сл. 2

Учитель:

Отечество – это страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Любовь к отечеству. Зашита своего отечества. Наши предки – это отцы, которые всю жизнь защищали нашу родину от врагов. Отсюда и название отечество.  (Из словаря Сергея Ивановича Ожегова)

- Давайте каждый назовет свое имя друг другу. (Называют друг другу свое имя)

- Меня зовут Анастасия. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру, вы зовёте меня Анастасия Владимировна.

- Как вы думаете, что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)

- Назовите друг другу свое отчество. (Называют друг другу свое отчество)

- Мама и отец – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.

- Как вы думаете, слово «Отечество» произошло от  какого слова? («Отец»)

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью.

- Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.

- Что же нас объединяет? (Родина)

Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

Сл. 3

Физкультминутка.

- Ребята, сейчас сделаем разминку для глаз!

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Сл.4

Учитель:

Традиции - это множество обрядов, привычек и навыков передаваемых из поколения в поколение.

- Существует множество традиций, например уважительное отношение к старшим является одним из древнейших обычаев у всех народов мира, соблюдаемых и по сей день.

- Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура.

- Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

- Мир человека - это мир культуры. Человек создает свой искусственный мир.

-  Культура передается от поколения к поколению через традиции. Человечество имеет материальную культуру и духовную культуру.

Храм-это дом Божий.

- Посмотрите, какие храмы существуют на территории нашей страны и России. 

Сл. 5

Краснодарский край – место, завораживающее живописной природой. Из года в год сюда едет все больше туристов, он стал центром притяжения паломников со всей страны. Множество монастырей и церквей впечатляет красотой. Одним из таких является Храм Рождества Христова в Краснодаре.

В городе Краснодар храм Рождества Христова – кирпичный, в два этажа, с пятью главами и шатровой колокольней. Он имеет один престол в верхней части, в честь Рождества Христова, и два внизу – посвященный женам мироносицам и всем святым, в земле Российской просиявшим.

Сл. 6

В городе Стерлитамак находится  храм Дьяковой Татианой. Он был воздвигнут в честь Тихвинской иконы Божией Матери и имел придел святой мученицы Татианы. Святая мученица Татиана родилась в Риме в семье знатного сановника, тайного христианина, воспитавшего дочь в благочестии и вере. Достигнув брачного возраста, святая Татиана не пожелала выйти замуж, а решила посвятить себя всецело служению Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и все свои силы отдавала исполнению церковных обязанностей.

Сл. 7

Храм Вознесения Господня находится Храм Вознесения Господня - величественная церковь на берегу реки Урал, которая входит в число наиболее выдающихся культовых объектов, построенных в России в последние годы.

Сл. 8

Храм Василия Блаженного находится в городе Москва. Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.

Сл. 9

- Ребята, у нас в хуторе Новопокровском Приморско-Ахтарского района   тоже есть храм.

- Кто знает, как он называется? (Ответы учащихся)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм был воздвигнут во имя Покрова Пресвятой Богородицы Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии).

Сл.10

Физкультминутка.

- Ребята, а  теперь отдохнем немножко!

У меня спина прямая

У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину)

Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед)

Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться) 

Поворачиваюсь. (Повороты туловища)

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два. (Наклон вперед и выпрямиться)

Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища)

Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться)

Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину)

Раз, два, три, четыре, (Повороты туловища)

Три, четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину)

Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться)

И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед)

Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться)

- Умники! Присаживайтесь тихонько!

2. Работа в группах.

- Вы просмотрели разные храмы нашей страны, я вам предлагаю разделиться на  3 группы и составить с паз лов храм и узнать, что это за храм,  рассказать о нем.

Сл. 11

- Ребята, давайте вспомним, как работать в группах.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

- Приступайте к работе! (Учащиеся работают в группах)

- Молодцы, ребята!

- Россия – это большая родина, страна в которой мы живём.

3. Просмотр видеоролика.

- Ребята, просмотрим  видеоролик «Россия моя родина»  (Видеоролик  «Россия моя родина»)

- О чем же идет речь? (Ответы учащихся)

- Что нового вы узнали для себя? (Ответы учащихся)

V.  Итог занятия.

Учитель:

-Что нового вы для себя узнали? (Ответы учащихся)

-Что понравилось вам больше всего? (Ответы учащихся)

- Что означает слово Отечество? (Ответы учащихся)

- А что такое традиции? (Ответы учащихся)

VI. Рефлексия.

Учитель:

- Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.

- Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу.  (Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания и, озвучивая, прикрепляют к дереву)

Учитель: 

- Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины!

- Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России. Вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

- Спасибо за урок! До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеурочного занятия по физической культуре.

Оздоровительная гимнастика с использованием нетрадиционных средств...

конспект внеурочного занятия по физической культуре.

Оздоровительная гимнастика с использованием нетрадиционных средств...

Конспект внеурочного занятия по физической культуре

Оздоровительная гимнастика с использованием нетрадиционных средств...

Конспект внеурочного занятия по физической культуре

Оздоровительная гимнастика с использованием нетрадиционных средств...

Конспект внеурочного занятия. Тема: "Семья. Семейные ценности и традиции.".

Занятие внеурочной деятельности для учащихся 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности и традиции."....

Конспект внеурочного занятия «Праздник в семье как отражение традиций народа»

Материал знакомит учащихся с зимними праздниками народного календаря, с традициями их празднования на Руси; даёт возможность совершенствовать навыки духовной и нравственной культуры путём...