Конспект беседы "Что посеешь, то и пожнешь" (Закон воздаяния)
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Как объяснить детям Закон воздаяния? Используйте беседу о добре с чтением и обсуждением сказки, которая поможет сформировать у младших школьников представления о нем и понятия смысла пословиц: "Что посеешь, то и пожнешь"; "Как аукнется, так и откликнется".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakon_vozdayaniya.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа о нравственности
Тема: «Что посеешь, то и пожнешь» (Закон воздаяния)
Цель: формирование у младших школьников представлений о законе воздаяния.
Задачи: 1. Развивать представления о добре и зле через обсуждение сказки.
2. Развитие у младших школьников умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
3. Способствовать воспитанию у детей стремления совершать добрые дела и поступки.
Ход беседы:
Вводная часть
- Организационный момент
Настроение у нас отличное,
А улыбки- дело привычное.
Пожелаем друг другу добра.
И занятие нам начинать пора.
2. Введение в тему
-Ребята вы знаете о том, что существует много пословиц и поговорок. Они до сих пор сопровождают нашу жизнь. И сегодняшнюю беседу я начинаю с мудрых пословиц:
Как аукнется, так и откликнется;
Что посеешь, то и пожнешь.
-Ребята, как вы их понимаете? (Ответы детей)
-Если вы систематически поступаете по отношению к окружающим плохо, грубо, ваши поступки некрасивы, то через некоторое время и другие люди будут относится к вам так же.
-Если же вы хотите, чтобы окружающие вас люди относились к вам хорошо и делали вам добро, то и вы сами должны делать добро другим.
- А считаете ли вы себя добрым? Предлагаю пройти тест.
3. Тест «Добрый ли, я»
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
12. Станешь ли ты передразнивать кого – то, чтобы развеселить своих друзей?
Одно очко за каждый ответ «ДА» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11
Одно очко за ответ «НЕТ» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
- Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
- От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
- Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Основная часть
1. О законе воздаяния
-Многие люди не знают, что в жизни существует очень важный закон воздаяния: Бескорыстно сделанное другому человеку добро всегда возвращается к нему добром. И наоборот, в ответ на зло, причиненное другому человеку, рано или поздно зло вернется.
-Ребята, как вы считаете, для чего нужен закон воздаяния? (Ответы детей)
-Закон воздаяния не всегда проявляется сразу, но обязательно через какое –то короткое или долгое время к нам вернется все сделанное ранее добро или зло.
-Послушайте внимательно сказку «Как кактус свое получил».
2. Чтение и обсуждение сказки «Как кактус свое получил»
Растут в Мексике прямо на улицах огромные колючие кактусы высотой в два человеческих роста. Это у нас вдоль улицы деревья сажают, а там и кактусы сойдут за дерево. Но один Кактус с большим оранжевым цветком у самой макушки, трудно было назвать колючим. Скорее, он был кусачим, потому что все колется непреднамеренно, а когда нарочно, то это все равно, что укусить. Так вот, вокруг своего очень красивого цветка Кактус всегда держал наготове тысячи длинных и острых иголок. Нет, он не охранял свой большой цветок и не хотел его красотой мир порадовать. Цветок Кактусу нужен был лишь для того, чтобы его красотой кого-нибудь приманить, а потом неожиданно больно уколоть.
Только кто-нибудь подлетит к самому цветку, чтобы вдохнуть в себя его великолепный аромат, как тут же Кактус дернется и больно сделает. Много раз бабочки и мотыльки прокалывали себе крылья, птицы до крови кололись, а Кактус только радовался тому, как ловко заманивает он всех своим красивым цветком. Никого не боялся Кактус. И действительно, на целом свете не было никого, кто бы мог проучить злого Кактуса. Уж очень хорошо его иголки охраняли, ни с какой стороны даже и близко не подобраться. В общем, осмелел Кактус, обнаглел и стал верить в то, что зло можно всегда безнаказанно творить.
И вот как-то раз увидел Кактус что, люди рядом с ним вкопали в землю странное дерево, ровное и совсем без веток. Сверху к этому дереву люди зачем-то белый круглый цветок прикрутили, а вдоль всего дерева, от цветка до самой земли, веревку черную прикрепили. Не понравился Кактусу его новый высокий сосед. Только вечер наступает и на улице темнеет, как цветок у дерева зажигается и улицу освещает. Мотыльки, комары и мошки на его свет собираются, а на оранжевый цветок Кактуса никто и внимания не обращает.
Очень разозлился Кактус на своего нового соседа и решил его что есть силы своими колючими лапами схватить. Но до дерева нужно было еще дотянуться, и тогда Кактус кое-что придумал.
Каждый день теперь он стал расти не вверх, как все кактусы, а в сторону ровного дерева. И вот через месяц настал тот день, когда Кактус накинулся на дерево и что есть силы обхватил его своими колючими лапами.
– Ага, будешь знать, как со мной связываться и мешать мне мотыльков колоть, – злорадствовал Кактус.
Но дерево почему-то молчало, и тогда Кактус решил его не отпускать до тех пор, пока оно не заплачет. Но вот наступил вечер. И как только белый цветок дерева засветился, Кактуса стало вовсю трясти. Отовсюду треск слышался, искры электрические с иголок сыпались, и даже едким дымом от Кактуса запахло. Всю ночь до самого рассвета трясся Кактус рядом с деревом. А наутро, когда цветок на дереве потух, Кактус совсем другим сделался: совсем тихим, спокойным и некусачим. Да и от дерева, которое было обыкновенным уличным электрическим фонарем, стал он теперь подальше держаться. Очень многому научился Кактус за эту ночь.
На своем горьком опыте понял он, что значит больно и плохо другим делать.
-Как называлась сказка, которую вы сейчас прослушали?
-Из-за каких своих качеств Кактус получил по заслугам? (злость, злорадство, жестокость)
-Что помогло Кактусу измениться в лучшую сторону? (он на себе испытал, что значит делать больно другому)
-Можно ли сказать, что зло кактуса к нему же и возвратилось в виде наказания?
-Можно ли сказать, что сработал Закон воздаяния?
-Закон воздаяния своими ударами судьбы и жизненными трудностями делает каждого человека добрее, сильнее и лучше.
Работа в мини-группах
Задание: обговорить и назвать правила доброты (на выполнение 5мин.)
Проверка задания
-Молодцы! Я уверенна, если бы каждый человек следовал этим правилам, следил за своими поступками, поведением, то мир стал бы намного добрее.
Заключительная часть
Итог:
-О каком законе морали мы вели речь сегодня?
-Как звучит закон воздаяния простыми словами? («Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!!!»)
Рефлексия
-Давайте ребята, создадим круг Доброты. Встаньте в кружок, теперь положите правую руку на плечо человека справа – это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Посмотрите, какой большой круг Доброты у нас получился.
-Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните: «Лишь одно Добро бессмертно, Зло подолгу не живет!». Ш. Руставели.
Используемая литература:
1. М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»; Минск: Современная школа, 2010.-280с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»
Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....
«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»в курсе ОРКСЭ
Урок по темам 9-10 уроков "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" по программе ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религигиозных культур". Конспект уроока, на которо формируются осознанные, четк...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния".
Основные виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка твор...
Конспект урока по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" (продолжение темы)
Основные термины и понятия урока - грех, грехопадение, покаяние, добро, зло. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источ...
Конспект урока по предмету ОМРиСЭ "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния,воздаяния."
Урок формирует знания о понятиях "добро", "зло", "раскаяние", "воздаяние" как об основополагающих в общечеловеческих ценностях, а также в православной и исламской культурах; воспитывает положите...
КОНСПЕКТ открытого УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема урока: Что посеешь, то и пожнёшь
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока: Что посеешь, то и пожнёшь Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева &la...