Работа с учащимися низкого уровня обученности на занятиях в группе продлённого дня
статья

Марченко Ирина Владимировна

1. Способы выявления  учащихся с низким уровнем обученности

2. Показатели низкого уровня обученности учащихся

3. Основные формы и методы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_1.doc61.5 КБ
Office presentation icon neuspevaemost.ppt790.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка. Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. (Слайд 1)

Чаще всего таких детей в школе называют – учащиеся с низким уровнем успеваемости. Поговорим  более подробно о способах обнаружения отставания учащихся и признаках отставания. О каких детях будет идти речь. (Слайд 2)

Они могут учиться в интегрированном или в обычном классе, и нередко по одним предметам – чаще всего устным – они ещё успевают, а вот по русскому, белорусскому языку, математике – нет.

Некоторые из них  «тянутся» изо всех сил и успевают по всем предметам, но добиваются этого ценой своего здоровья – и физического, и психического. Это и есть дети с трудностями в обучении. Какие это могут быть трудности? (Слайд 3)

Каждый внимательный учитель замечал среди своих  учеников таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают. Даже долго находиться за партой этим детям трудно. В первой половине урока они ещё пытаются следить за объяснениями учителя, а во второй – нередко «отключаются» и порой занимаются своими делами или же просто ложатся на парту. Их письменные задания часто не завершены, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми. Эти дети учатся и ведут себя на учебных занятиях и переменах не «как все». Как правило, они не обнаруживают желания ходить в школу, учиться вообще или у данного учителя, в данной школе.

Если это положение вовремя не исправить, то из таких учеников со временем вырастают активные дезорганизаторы, своим поведением досаждающие учителям, учащимся, всем в школе. Часто неуспеваемость сочетается у них с недисциплинированностью, плохая учёба – с плохим поведением. Причина этого заключается не столько в них самих, в их особенностях,  сколько:

  • в неумении учителя эти особенности учитывать,
  • в нарушении учителем принципов индивидуального подхода,
  • доступности и посильности обучения,
  • в недостатках учебно-воспитательной работы, проводимой с ними.

Неуспеваемость и отставание  взаимосвязаны. (Слайд 4)

В  неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные виды отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом и образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Для того чтобы организация работы с детьми низкого уровня обученности была эффективной, учителю необходимо знать причины неуспеваемости своих учеников. При этом осложнить сложившуюся ситуацию может то, что неуспеваемость вызвана не одной, а целым рядом причин. Рассмотрим  взаимосвязь типичных трудностей в обучении  младших школьников и уровня развития их познавательных процессов. (Слайд 5)

  1. В письменных работах пропускает буквы.

Причины:

  • Низкий уровень развития фонематического слуха;
  • Слабая концентрация внимания;
  • Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • Несформированность приёмов самоконтроля;
  • Индивидуальные типологические особенности личности.
  1. Неразвитость орфографической зоркости.

Причины:

  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  • Низкий уровень объёма распределения внимания;
  • Низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
  • Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • Слабое развитие фонематического слуха.
  1. Трудно понимает объяснение с первого раза.

Причины:

  • Несформированность приёмов учебной деятельности;
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень  развития общего интеллекта;
  • Слабая концентрация внимания;
  • Низкий уровень развития восприятия.

    4.Постоянная грязь в тетради.

    Причины:

  • Несформированность приёмов учебной деятельности;
  • Низкий уровень развития наглядно- действенного мышления;
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • Недостаточный объём внимания.

   5. Плохо списывает с доски, с текста.

   Причины:

  • Несформированность предпосылок учебной деятельности;
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • Низкий уровень переключения внимания.

   6. Испытывает трудности при чтении.

   Причины:

  • Плохо развита артикуляция;
  • Низкий уровень развития восприятия;
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • Низкий уровень развития общего интеллекта;
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • Низкий уровень развития речи;
  • Низкий уровень переключения внимания.

  7. Неусидчив.

  Причины:

  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Индивидуально-типологические особенности.

  8.Невнимателен и рассеян.

  Причины:

  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень объёма внимания;
  • Низкий уровень концентрации и переключения внимания;
  • Преобладающая мотивация учения – игровая (1-е классы), низкий уровень мотивации (2-е классы).

 9. Испытывает затруднения при пересказывании текста.

Причины:

  • Несформированность умения планировать свои действия;
  • Низкий уровень развития образного мышления;
  • Низкий уровень развития логических операций  (анализа, обобщения, систематизации);
  • Слабое развитие логического запоминания;
  • Низкий уровень речевого развития;
  • Заниженная самооценка.

10. Испытывает трудности при решении математических задач.

Причины:

  • Низкий уровень развития общего интеллекта;
  • Низкий уровень развития образного мышления;
  • Низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций;
  • Несформированность умения ориентироваться на систему признаков.

11. Плохое знание таблицы сложения (умножения).

Причины:

  • Несформированность приёмов учебной деятельности;
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень  развития кратковременной и долговременной памяти;
  •  Низкий уровень развития общего интеллекта;
  • Слабая концентрация внимания.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику (Слайд 6)

Недостатки биологического развития:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

г) психологические отклонения.

Недостатки психического развития личности:

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.

Недостатки воспитанности личности:

а) недостатки в развитии моральных качеств личности;

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;

в) недостатки трудной воспитанности.

Внешние по отношению к школьнику (Слайд 7)

Недостатки образования личности:

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива, учащихся и др.).

Недостатки влияния внешкольной среды:

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения.

Какие способы обнаружения низкого уровня обученности (Слайд 8) у учащихся по предметам можно предложить учителю:

  • Наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.
  • Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение.
  • Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе её протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Предлагаемая карта для работы с детьми низкого уровня обученности поможет учителю вести целенаправленную работу по устранению имеющихся пробелов и добиться устойчивых результатов. (Слайд 9)

Карта для работы с детьми низкого уровня обученности

1.Фамилия, имя   ученика______________________

2.Класс__________________

3.По каким предметам испытывает затруднения__________

4.Поведение ученика_______________________________

5.Причины, которые привели к отставанию по предмету_____________________________________________

6.Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе______________________________________________

7.Кто привлечён к работе по преодолению затруднений__________________________________________

8.Сколько времени уже длится эта работа_______________________________________________

9.Какие изменения наблюдаются______________________

10.Результаты работы__________________________________

Необходимо помнить, что к любому ученику нужно проявлять уважения и как можно больше требовательности, так нас учил А.С.Макаренко. (Слайд 10)

Таким образом, зная конкретную причину возникших затруднений у учащихся низкого уровня  обученности,  можно строить с ними определённую развивающую работу на этой основе. Важно, чтобы помощь, оказываемая учащемуся, испытывающему трудности в обучении, была  целенаправленной и систематической.

Заканчивая своё выступление, хотелось бы вспомнить ещё одни слова Сухомлинского:

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

Работа с учащимися
низкого уровня  обученности в школе:

  1. Способы выявления  учащихся с низким уровнем обученности
  2. Показатели низкого уровня обученности учащихся

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с учащимися низкого уровня обученности в школе

Слайд 2

Способы выявления учащихся с низким уровнем обученности Показатели низкого уровня обученности

Слайд 3

Трудности в учении медленное вхождение в рабочее состояние, повышенная утомляемость, низкая концентрация внимания, нарушение дисциплины, нежелание учиться.

Слайд 4

Причины неуспеваемости в неумении учителя эти особенности учитывать, в нарушении учителем принципов индивидуального подхода, доступности и посильности обучения, в недостатках учебно-воспитательной работы, проводимой с ними.

Слайд 5

Взаимосвязь типичных трудностей в обучении В письменных работах пропускает буквы. Неразвитость орфографической зоркости. Трудно понимает объяснение с первого раза. Постоянная грязь в тетради. Плохо списывает с доски, с текста. Испытывает трудности при чтении. Неусидчив. Невнимателен и рассеян. Испытывает затруднения при пересказывании текста. Испытывает трудности при решении математических задач. Плохое знание таблицы сложения (умножения).

Слайд 6

Внутренние по отношению к школьнику Недостатки биологического развития Недостатки психического развития личности Недостатки воспитанности личности

Слайд 7

Внешние по отношению к школьнику Недостатки образования личности Недостатки опыта влияния школы Недостатки влияния внешкольной среды

Слайд 8

Основные способы выявления учащихся с низким уровнем обученности наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе.

Слайд 9

Карта для работы с детьми низкого уровня обученности 1. Фамилия, имя ученика_________________________________ 2. Класс__________________ 3. По каким предметам испытывает затруднения_____________ 4. Поведение ученика____________________________________ 5. Причины, которые привели к отставанию по предмету_ _______________________________________________________ 6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе_____________________________________________ 7. Кто привлечён к работе по преодолению затруднений______ 8. Сколько времени уже длится эта работа__________________ 9. Какие изменения наблюдаются ____________________________________________________ 10.Результаты работы _____________________________________

Слайд 10

Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. А.С.Макаренко

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися низкого уровня успеваемости в школе

Способы обнаружения отставания учащихсяПризнаки отставания...

Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дня Жить в мире, понять другого и выразить себя

Воспитание толерантности учащихся на занятиях в группах продлённого дняЖить в мире, понять другого и выразить себя...

Работа с учащимися низкого уровня обученности в школе

Обучение в школе – очень важный этап в жизни ребёнка. Многим детям учиться трудно, но у некоторых эти трудности приобретают особый, более выраженный характер. В этой статье раскрыты основны...

Занятие в группе продлённого дня с использованием технологии развивающего обучения на тему: «Подарок своими руками».

История возникновения и правила дарения подарков.Изучение технологии изготовления подарка.Выполнение подарка своими руками....