Родительское собрание "Знаете ли вы своего ребенка?"
классный час (3, 4 класс)

Традиционное собрание с элементами тренинга для 3-6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми

Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностях подростков; обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Подготовительная работа:

Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следующее задание: выпишите в один столбик все свои недостатки, какие ты считаешь, есть у тебя. В другой столбик выпиши все свои достоинства, т.е. хорошие черты характера. В таблице отметить, какие фразы родители часто повторяют детям.

Приготовить бумагу, ручки для индивидуальной работы родителей.

Приготовить анкеты, тесты.

Сделать мультимедийное сопровождение собрания.

Изготовить буклет – конспект собрания, который вручить в конце каждому родителю.

Ход собрания

Воспитание может сделать многое, но не безгранично.

С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать содовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди.

В. Г. Белинский

1. Вступительное слово классного руководителя.

Многие родители считают, что своего ребёнка они знают досконально. Чем меньше наш ребёнок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспитательницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся всё более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребёнка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребёнка и что надо знать о нём? Вот сегодня мы и поговорим на эту тему.

О ребёнке надо знать всё! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему.

Знать, чем он живёт, кого и за что любит.

Отчего у него мгновенно портится настроение, и что ему по плечу.

С чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чём сомневается и т.д.

Однако из этого большого набора сведений о ребёнке можно выделить и самое важное: состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость (повадки интроверта), общительность, направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).

2. Мини-лекция на тему «Что надо знать о своём ребёнке?»

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребёнку!» Такие родители строят жизнь ребёнка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Родители считают себя властителями будущей жизни ребёнка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым, подавляя в них личность и возможность более плотно реализовать свои способности! Как только ребёнок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребёнок, но у него свои ценности, мой долг – помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, на долгие годы, переправляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребёнка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определённой последовательности.

Каковы же они, главные законы детства?

Что необходимо ребёнку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

Могучая потребность в деятельности – вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определённый состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребёнка наступают, когда нет согласия между воспитателями – папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребёнок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берёт своё начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит, в конечном счёте, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребёнка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.

3. Тест №1 «Какой вы родитель».

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра.

Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

         Фразы                                                           Баллы

  • 1 Сколько раз тебе повторять.                2
  • 2 Не знаю, чтобы я без тебя делала.     1
  • 3 И в кого ты только уродился!               2
  • 4 Какие у тебя замечательные друзья. 1
  • 5 Ну, на кого ты похож!                             2
  • 6 Я в твоё время!                                         2
  • 7 Ты моя опора и помощник (ца)!          1
  • 8 Ну что за друзья у тебя!                          2
  • 9 О чём ты только думаешь!                    2
  • 10 Какая ты у меня умница!                     1
  • 11 А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
  • 12 У всех дети как дети, а ты!                  2
  • 13 Какой ты у меня сообразительный! 1
  • 14 Посоветуй мне пожалуйста.               1

 

Теперь посчитайте общее количество балов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намёк на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком. Уделяйте ему больше времени.

Психологи рекомендуют не употреблять в общении с детьми выражения:

Я тысячу раз говорила тебе:

Сколько раз надо повторять:

Я в твоё время:

О чём ты только думаешь:

Неужели трудно запомнить:

Ты становишься:

У всех дети как дети, а ты:

Отстань, некогда мне:

Почему Лена (Катя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет:

И употреблять чаще:

Ты у меня самый умный:

Как хорошо, что у меня есть ты:

Ты у меня молодец:

Я тебя очень люблю:

Спасибо тебе:

Без тебя я бы не справилась:

Ты моя опора и помощник (ца)!

Помните, что дети учатся жить у жизни. (Слова на экране)

Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.

Если ребёнка часто подбадривать, он учится верить в себя.

Если ребёнка часто хвалят, он учится быть благородным.

Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.

Если ребёнок живёт в доверии к миру, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в обстановке принятия, он находит любовь в мире.

4. Тест №2 «Хорошо ли я знаю своего ребёнка».

Подводя итоги собрания, нужно ответить. Что дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример тому.

Себастьян Брант.

Авторитетные родители – инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.  Вместе  с тем, такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удаётся освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверенны в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребёнку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребёнка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Жёсткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать всё, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Всё это приводит к тому, что у детей не возникает желание усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

Наше собрание подошло к концу. Благодаря вас за активное участие в обсуждении вопросов.