Конспект урока : Разговоры о важном «Наша родина- Россия!»
классный час (2 класс)

Балданова Рита Чулунгомбоевна

  Цели урока:

Образовательная: определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

Развивающая:формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);

Воспитательная: начать работу по формированию у учащихся интереса к изучению   вопросов   духовного наследия наших предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока « Разговоры о важном»

2 Б класс

                                       Тема: «Наша родина- Россия!»

  Цели урока:

Образовательная: определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

Развивающая:формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);

Воспитательная: начать работу по формированию у учащихся интереса к изучению   вопросов   духовного наследия наших предков.

Планируемые результаты образования :

Предметные: научатся воспроизводить названия страны, называть символы

 государства.

Метапредметные ( критерии сформированности / оценки компонентов УУД):

Регулятивные: целепологание – переносить навыки построения внутреннего пла-

на действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать выде-

ленные учителем ориетиры действия в учебном материале.

Познавательные : общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать по-

знавательную цель, осуществлять смысловое чтение;

предметные – уточнять названия нашей страны ( Россия, Российская Федерация),

знакомиться с символами России (флаг, гимн, герб).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Личностные: нравственно – этическая ориентация – осознают гуманистические и

демократические ценности многонационального российского общества,

самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я»

как гражданин России, проявляю чувства сопричастности и гордости за свою Родину.

Оборудование: государственные символы России, ребусы «Кремль» и « Россия»,

физическая карта России, пословицы о Родине, цветная бумага, клей, ножницы для аппликации флага,презентация, проектор, аудизапись с гимном и песней.

                                                                   Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вводное слово учителя.

 1.Определение темы урока.

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России? Слайд 1

(возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия – наша Родина)

-Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(: о Родине, о России)          Слайд 2

Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовём?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки ,вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском.

Наши праздники и песни

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё , что в сердце бережём.

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём. 

Учитель: с любви к своему дому, своей улице, школе, к своим родителям и своему родному городу ,посёлку начинается любовь к Родине.

Чтение стихотворения «Наш дом». Рассматривание карты.(слайд)

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

Учитель: -Как называется наша страна?

Россия или Российская Федерация

- Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Россией, нашей Родиной, где мы

живём. (слайд )

3.   Изучение нового материала.

Беседа с учащимися. Работа над словом Родина.

-А кто знает, почему мы называем Россию- Родиной? Попробуйте подобрать однокоренные слова и вам сразу станет все ясно. (родной, родиться, род, родословная, родственник, родители)

 - Все эти слова имеют один и тот же корень, а значит и общее значение. Это что-то близкое к сердцу, ведь мы любим своих родственников, родителей, уважаем свой род, свою родословную. И, наверное, не случайно место, в котором родились наши бабушки, папы, мы, мы зовем именно Родиной. Слай 4

презентация.

Россия – самая большая страна в мире. Она занимает девятую часть всей суши. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных границ до восточных.              ( показываю по карте)

Да, необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и

начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь.

Когда на севере уже выпал снег, наступили холода, на юге ещё плещутся люди в

тёплом море, цветут растения. (слайд)

-А почему мы называем Россию Родиной?

Как вы понимаете слово «Родина»?                (ответы учеников)

- История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.

Беседа с учащимися о роли каждого человека в судьбе Родины.

-Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут? (высказывания детей) Слайд 8 «учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране» Слайд 9

Обобщение материала.

 «Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»

- Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали? Слайд 10

 -А скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?

Вывод.

 Задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению.

 Слайд 11

4. Работа над словом Отечество

-Каким другим словом можно назвать Родину?(отечество)

-Почему? Подберите однокоренное слово. (отец)

 «Отечество» потому, что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
  2. Здесь они учились, работали
  3. Они защищали землю , сохраняя её для нас
  4. Мы  и наши дети будут здесь жить и работать Слайд 12

4. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

Работа с картой. Слайд 13

- Ребята, посмотрите на карту  и найдите нашу страну.

 - Каким цветом она обозначена?

 - А теперь сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

- Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.

-Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

-Россия – самая большая страна на свете.

-Границы России проходят и по суше, и по морю.

-Наша страна очень красива и богата. -Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

-Как вы понимаете слово «символы»?    (ответы детей)

5.Физкультминутка

Символика.   (Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран.)

Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и  смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

О  каких символах России говорится в стихотворении?

(О флаге и гербе).

-Что такое герб?  Где мы можем увидеть изображение гербов? Слайд 14

        (Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.)

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

Что изображено на гербе? 

-Основными элементами герба России являются всадник с копьем и  двуглавый орел.

-Двуглавый орел на  гербе России почитается как знак полной государственной независимости.

-Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённое на красном щите. Это символ единства народов России.

-Над орлом – три короны, в лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.

-Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите – не только символ столицы России – Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.

Слайд 15  Слово “Флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. А слово “знамя” происходит от слов “знаменье, знак”. Знамя – это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

21 августа День Государственного флага России. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя –синего, нижняя – красного цвета.

Издревле каждый цвет имел своё особое значение. Что означают цвета российского флага?

  • на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;
  • синий – небо, верность, веру;
  • красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Где можно увидеть государственный флаг России?

-Какие еще символы знаете? (гимн)

 В особенно торжественных случаях – на государственных праздниках,

военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований – ис-

полняется государственный гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия,

его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

-Какие чувства вы испытываете, когда слышите гимн?

(ответы детей)

У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться.

Автором современного текста гимна России является известный писатель С.В.

Михалков, а музыку написал А.В. Александров.

-Давайте сейчас прослушаем гимн, стоя по всем правилам. ( слайд)

(звучит гимн России, дети встают и слушают его стоя)

Закрепление пройденного. Работа по группам.

1 группа – сделать аппликацию российского флага.

2 группа – соединить начало и конец пословицы.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Золоту старости нет, Родине – цены нет.

Всякому мила своя сторона.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 -Наша страна является крупнейшей по территории страной мира. Слайд 16

-Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.( армяне, турки, даргинцы, адйкейцы, узбеки, аварцы, и т.д.) Что общего у всех этих народов?

 В чем могут быть отличия?(традиции) Слайд 17

6.Итог урока.

Викторина « Символы России».

1.Что такое герб?

2.Какие цвета у российского флага?

3.Что такое гимн?

- Ребята, любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка.

8.Рефлексия. Слайд 22

1.Кому было интересно на уроке, кто  много узнал нового, хорошо потрудился – прикрепите свои ладошки к улыбающемуся солнышку.

2.Кому было трудно и не понятно на уроке, он ничего не запомнил на уроке – при-

крепите ладошки к солнышку, выглядывающему из-за тучки.

Учащиеся исполняют песню «Моя Россия»

Автор: Соловьёва Н. Композитор: Струве Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент к внеурочному занятию "Разговоры о важном" "Наша страна - Россия". "Моё село родное"

Региональный компонент к занятию "Наша страна -  Россия" об одном из  тамбовских  сёл....

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Россия - мировой лидер атомной промышленности" (3 класс)

Цель деятельности учителя:  знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Наша Родина - Россия» (УМК "Эльконин-Давыдов"3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о России, развитие интереса к истории России, воспитание чувства гордости за свою страну.Задачи урокаПланируемые р...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Россия - мировой лидер атомной промышленности" (4 класс)

Цель деятельности учителя: знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.Планир...

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Разговоры о важном" на тему: "Россия-Родина моя"

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Разговоры о важном" на тему: "Россия-Родина моя"...

Конспект занятия Разговоры о важном по теме Россия - мировой лидер атомной промышленности (4 класс)

Цель деятельности учителя: знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.П...