ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ
статья (4 класс)

Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_maksimova.docx21.68 КБ
Файл doklad_maksimova.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.                                      (М.В. Ломоносов)

Особенностью курса «Социокультурные истоки» является его интегративный межпредметный характер. Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у детей   воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Это то, что так необходимо современному человеку. Помимо этого математика несет в себе воспитательный аспект.

Приведу примеры из собственной практики. В четвертом классе при изучении тем «Щит и меч», «Подвиги души», «Честь и уговор» предлагаю учащимся решить следующие задачи.

Задача №1.

1.Прочитайте текст.

Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Российскую армию возглавлял Михаил Илларионович Кутузов. В его распоряжении было до 120 тысяч человек, из которых 72 тысячи были пехотинцами. Армия обладала большим артиллерийским корпусом, насчитывающим 640 орудий.

Французской армией командовал Наполеон Бонапарт. Французский император привел к Бородино корпус в 138 тысяч солдат при 587 орудиях. Битва закончилась победой Российской армии. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона.

2.Заполните таблицу « Соотношение военных сил и средств»

Количество солдат

Количество орудий

Российская армия

Французская армия

3. Сделайте вывод о соотношении сил.

Задача № 2.

1.Прочитайте текст.

Во время Русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг состоялось сражение на реке Кагул. Русская армия, насчитывавшая не более 32 тысяч человек при 118 орудиях, наголову разгромила османскую армию численностью 150 тысяч человек при 140 орудиях.

2. Ответьте на вопрос, каким численным превосходством обладала турецкая армия?

3. Как вы понимаете крылатое выражение А. Суворова «Воевать не числом, а умением»

Задача № 3.

Во время Великой Отечественной войны город Малоярославец был полностью освобожден 2 января 1942 года. Общие потери врага в боях за город составили около четырех тысяч солдат и офицеров. Наши потери составили тысячу триста пятьдесят бойцов и командиров.

  1. Во сколько раз больше потери фашистов?
  2. Как вы думаете, почему получилось такое соотношение потери солдат? Что помогло советским солдатам одержать победу?

Использование текстов, опирающихся на исторические события и факты, способствует формированию патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитанию человека, обладающего чувством национальной гордости. Подспорьем в работе по составлению текстов таких задач служат экспонаты и  материалы школьного музея.

Введение краеведческого компонента с математической направленностью позволяет детям прикоснуться к истории родного города. Приведу примеры. Тема урока «Храм».

Задача № 1.

История прихода храма Святого Духа в городе Нефтеюганск начинается с октября 1988г. По благословению архиепископа Омского и Тюменского Феодосия была зарегистрирована Православная община в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Сколько лет прошло с тех пор?

Задача № 2.

В   90-ых годах XX века по всей стране началось возрождение храмов, стали строиться и новые церкви. 24 сентября 2003г Его Высокопреосвященством архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и Его Преосвященством епископом Барнаульским и Алтайским Максимом был освящен «Комплекс православной общины» с храмом в честь иконы Божией Матери «Почаевская».  16 октября 2010 г состоялось открытие храма в честь Всех святых. Какой храм был построен раньше и на сколько лет?

Систематическое использование заданий с элементами краеведения на «Истоках» формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит учащихся гордиться своим городом, округом, связывает математику с окружающей действительностью. Протяженность границ ХМАО, площадь округа, численность населения, географическое положение, количество городов – все эти данные могут стать содержанием текстовых задач. Задачи с краеведческим направлением раскрывают величие родной земли, её уникальные природные и культурные ландшафты.

На «Истоках» дети знакомятся с православными праздниками. Грамотное использование задач на этих уроках позволяет нам прикоснуться к истории, развивает логическое мышление и навыки анализа.

Задача №1.

Прочитай текст.

B основе православного праздника Покрова Пpecвятoй Богородицы, который празднуется 14 октября, лежит предание o явлении Божией Maтepи в Константинополе в 910 году. В те дни столица Византийской империи Константинополь была осаждена язычниками: городу угрожало разрушение, многочисленным храмам — поругание, христианам — жестокие казни и рабство. Верующие собрались в храме и стали молились. В четвертом часу ночи святой Андрей подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом в окружении ангелов и святых. Пресвятая Богородица молилась со слезами на глазах, взывая o спасении города. Затем подошла к престолу, сняла покрывало c головы и накрыла им всех, кто в этот момент молился. Город был спасен. История праздника Покрова на Руси начинается с 1164 года.

Ответь на вопрос. Через сколько лет на Руси стали праздновать этот праздник?

Использование межпредметных связей в курсе «Социокультурные истоки» формированию позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует развитию и воспитанию обучающихся.

Литература:

  1. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения // Вектор науки ТГУ. 2013. №1(12). С. 105–107.
  2. Ложкина Е.М. Межпредметные связи при обучении математическому моделированию в курсе алгебры основной школы // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. С. 82–86.
  3. Смирнова А.С. Реализация межпредметных связей на уроках математики // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN420.pdf (доступ свободный).
  4. Федорова Н.Б., Федорова А.А. Межпредметные связи как фактор оптимизации процесса обучения в средней школе // Альманах мировой науки. 2017. № 2– 2(17). С. 75–78.



Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.                                      (М.В. Ломоносов)

Особенностью курса «Социокультурные истоки» является его интегративный межпредметный характер. Использование математических текстов и заданий в курсе «Социокультурные истоки» приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у детей   воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Это то, что так необходимо современному человеку. Помимо этого математика несет в себе воспитательный аспект.

Приведу примеры из собственной практики. В четвертом классе при изучении тем «Щит и меч», «Подвиги души», «Честь и уговор» предлагаю учащимся решить следующие задачи.

Задача №1.

1.Прочитайте текст.

Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Российскую армию возглавлял Михаил Илларионович Кутузов. В его распоряжении было до 120 тысяч человек, из которых 72 тысячи были пехотинцами. Армия обладала большим артиллерийским корпусом, насчитывающим 640 орудий.

Французской армией командовал Наполеон Бонапарт. Французский император привел к Бородино корпус в 138 тысяч солдат при 587 орудиях. Битва закончилась победой Российской армии. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона.

2.Заполните таблицу « Соотношение военных сил и средств»

Количество солдат

Количество орудий

Российская армия

Французская армия

3. Сделайте вывод о соотношении сил.

Задача № 2.

1.Прочитайте текст.

Во время Русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг состоялось сражение на реке Кагул. Русская армия, насчитывавшая не более 32 тысяч человек при 118 орудиях, наголову разгромила османскую армию численностью 150 тысяч человек при 140 орудиях.

2. Ответьте на вопрос, каким численным превосходством обладала турецкая армия?

3. Как вы понимаете крылатое выражение А. Суворова «Воевать не числом, а умением»

Задача № 3.

Во время Великой Отечественной войны город Малоярославец был полностью освобожден 2 января 1942 года. Общие потери врага в боях за город составили около четырех тысяч солдат и офицеров. Наши потери составили тысячу триста пятьдесят бойцов и командиров.

  1. Во сколько раз больше потери фашистов?
  2. Как вы думаете, почему получилось такое соотношение потери солдат? Что помогло советским солдатам одержать победу?

Использование текстов, опирающихся на исторические события и факты, способствует формированию патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитанию человека, обладающего чувством национальной гордости. Подспорьем в работе по составлению текстов таких задач служат экспонаты и  материалы школьного музея.

Введение краеведческого компонента с математической направленностью позволяет детям прикоснуться к истории родного города. Приведу примеры. Тема урока «Храм».

Задача № 1.

История прихода храма Святого Духа в городе Нефтеюганск начинается с октября 1988г. По благословению архиепископа Омского и Тюменского Феодосия была зарегистрирована Православная община в честь великомученика и целителя Пантелеимона. Сколько лет прошло с тех пор?

Задача № 2.

В   90-ых годах XX века по всей стране началось возрождение храмов, стали строиться и новые церкви. 24 сентября 2003г Его Высокопреосвященством архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и Его Преосвященством епископом Барнаульским и Алтайским Максимом был освящен «Комплекс православной общины» с храмом в честь иконы Божией Матери «Почаевская».  16 октября 2010 г состоялось открытие храма в честь Всех святых. Какой храм был построен раньше и на сколько лет?

Систематическое использование заданий с элементами краеведения на «Истоках» формирует верность традициям прошлого, развивает патриотические чувства, учит учащихся гордиться своим городом, округом, связывает математику с окружающей действительностью. Протяженность границ ХМАО, площадь округа, численность населения, географическое положение, количество городов – все эти данные могут стать содержанием текстовых задач. Задачи с краеведческим направлением раскрывают величие родной земли, её уникальные природные и культурные ландшафты.

На «Истоках» дети знакомятся с православными праздниками. Грамотное использование задач на этих уроках позволяет нам прикоснуться к истории, развивает логическое мышление и навыки анализа.

Задача №1.

Прочитай текст.

B основе православного праздника Покрова Пpecвятoй Богородицы, который празднуется 14 октября, лежит предание o явлении Божией Maтepи в Константинополе в 910 году. В те дни столица Византийской империи Константинополь была осаждена язычниками: городу угрожало разрушение, многочисленным храмам — поругание, христианам — жестокие казни и рабство. Верующие собрались в храме и стали молились. В четвертом часу ночи святой Андрей подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом в окружении ангелов и святых. Пресвятая Богородица молилась со слезами на глазах, взывая o спасении города. Затем подошла к престолу, сняла покрывало c головы и накрыла им всех, кто в этот момент молился. Город был спасен. История праздника Покрова на Руси начинается с 1164 года.

Ответь на вопрос. Через сколько лет на Руси стали праздновать этот праздник?

Использование межпредметных связей в курсе «Социокультурные истоки» формированию позволяет учителю процесс обучения сделать более интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует развитию и воспитанию обучающихся.

Литература:

  1. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции процесса обучения // Вектор науки ТГУ. 2013. №1(12). С. 105–107.
  2. Ложкина Е.М. Межпредметные связи при обучении математическому моделированию в курсе алгебры основной школы // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2016. №5. С. 82–86.
  3. Смирнова А.С. Реализация межпредметных связей на уроках математики // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/24PDMN420.pdf (доступ свободный).
  4. Федорова Н.Б., Федорова А.А. Межпредметные связи как фактор оптимизации процесса обучения в средней школе // Альманах мировой науки. 2017. № 2– 2(17). С. 75–78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей»

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывает...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности

Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...