«Повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира с помощью робота – помощника»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Алена Геннадьевна Перфильева

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.

«не хочет учиться»

«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»

«способности есть, но ленится».

У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshie_obrazovatelnye_praktiki_perfilevoy.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

«Повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и  окружающего мира с помощью робота – помощника»

Для  участия в   городском  конкурсе проектов

 «Лучшие  образовательные  практики  педагогов города Черемхово»

учителя  начальных  классов

МОУ Школа № 23 г. Черемхово

Перфильевой Алены Геннадьевны

        

Черемхово,2021

«Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,

Гулять и играть должен юный мальчишка,

Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –

Такая проблема всем взрослым знакома!

Как всё же ребёнка заставить учиться,

За книжкой упорно весь вечер сидеть,

Не надо ребёнка ругать бесконечно.

Попробуйте лучше в нём волю развить,

С ним вместе вам надо учиться, конечно,

А главное – просто ребёнка любить».

В  современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

 Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 30 % зависят от интеллекта, и на 70% - от мотивов.

 Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что- то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности.

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.

«не хочет учиться»

«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»

«способности есть, но ленится».

У учеников, которым не хватает мотивации - нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.

 Для того, чтобы ребенок учился, у него должна быть мотивация.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться?

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать?

Я предлагаю использовать робота помощника для повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира.

Цель проекта:

   Создание робота помощника для повышения  мотивации младших школьников к изучению предмета математики и  окружающего мира.

Новизна проекта

В современных условиях обучающиеся должны постоянно находиться в деятельности, исследовать, познавать, находить решения. Сегодня и завтра обществу важен и нужен человек-творец. Поэтому  задача учителя в современных условиях— заложить основы информационной компетентности личности, т. е. помочь обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения. Реализация федеральных  государственных стандартов   предусматривает использование новых педагогических технологий в образовательной деятельности.

Актуальность нашего проекта 

Обусловлена возможностью практического применения результатов моделирования роботов и прямого применения их технических характеристик для практических задач на уроках математики и окружающего мира. Новизна заключается в том, что роботы могут не только служить наглядным примером для решения математических задач, исследований.  а также нести более глубокую развивающую направленность обучения в целом.

Задачи проекта:

Изучить  литературу и материалы по данной теме.

Выявить возможности интеграции  робототехники на уроках математики и окружающего мира.

Подготовить задания и задачи, позволяющие использовать роботов на уроках.

Провести практические занятия для изучения интереса школьников к задачам с роботами.

Развивать творческие способности ребенка, формировать интерес к проектной и исследовательской деятельности

План работы над проектом

  1. Вводный

Анализ затруднений.

Постановка проблемы

Определение цели и задач

Составление  плана  действий

  1. Основной

Изучение литературы (поиск информации)  

Обработка  и отбор  информации   по  теме  проекта.

Разработка системы мер, направлена на решение проблемы.

III.  Заключительный

Оформление  результата

Выступление  на  городском  конкурсе робототехнических проектов и методических разработок.

Практическая значимость

Интерес и мотивация младших школьников к  изучению предметов математика  и  окружающий мир  с помощью робота – помощника  повысится.

Я считаю, что использование робота при проведении уроков способствует эффективному овладению обучающимися УУД, т.к. объединяет разные способы деятельности при решении поставленных  задач, способствует  развитию коллективного мышления  и самоконтроля, позволяет достичь высоких образовательных результатов.

Показатели  успешности проекта

Повышение успеваемости учащихся, успешное овладение учебным материалом.

Используя робототехнику на уроках,  учащиеся приобретают навыки сотрудничества, и умение справляться с индивидуальными заданиями, составляющими часть общей задачи.   Учащиеся  получают возможность учиться на собственном опыте, проявлять творческий подход при решении поставленной задачи.  Использование робототехнических моделей в образовательной деятельности даёт положительные результаты при усвоении учебного материала, помогает овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления, способствуют освоению способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Использование  робототехнической модели на уроках математики во 2 и 3 классе позволяет учителю:

  • формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных видов;
  • знакомить с геометрическим материалом (фигуры, периметр, площадь);
  • развивать логику и мышление;
  • развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки;
  • развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;

Использовать данную модель можно во 2 классе при изучении тем:

Периметр многоугольника

Периметр прямоугольника

Периметр квадрата

А так же при решении задач на скорость и время.

Задания для учащихся 2 класса

Задача № 1 Задача о периметре квадрата

Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр. Описание: Робот двигается по квадрату со стороной 4дм,.

Задача № 2 Задача о периметре прямоугольника

Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр. Описание: Робот двигается по прямоугольнику со сторонами 3дм и 2дм,

Задача № 3 Задача о периметре треугольника

Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр. Описание: Робот двигается по равностороннему треугольнику со стороной 7дм,

Задача № 4 Задача о стороне квадрата через периметр

Определите сторону квадрата, по которому двигается умный робот, если периметр этого квадрата равен 8дм. Описание: Робот двигается по квадрату со стороной 2дм, называя каждую пройденную сторону.

Так же робота помощника можно использовать и на уроках математике в 3 классе при изучении тем:

  • Площадь
  • Площадь прямоугольника
  • Обобщающий урок «Игра по океану математике».
  • Задания для учащихся 3 класса

Задача № 1 Задача о периметре и площади квадрата

Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр и площадь. Описание: Робот двигается по квадрату со стороной 6дм.

Задача № 2 Задача о периметре и площади прямоугольника

Определите вид фигуры, по которой двигается умный робот, и найдите её периметр и площадь. Описание: Робот двигается по прямоугольнику со сторонами 3дм и 5дм.

Задача № 3 Задача о стороне квадрата через площадь

Робот двигался по квадрату, площадь которого 25 дм². Определите сторону квадрата и протестируйте робота..

Задача № 4 Задача о стороне квадрата через периметр

Робот двигался по квадрату, периметр которого 32 дм². Определите сторону квадрата. Описание: После решения тестируют робота, который проходит по прямоугольнику, называя и показывая сторону 8дм.

Задача № 5 Задача о стороне прямоугольника через периметр

Робот двигался по прямоугольнику, периметр которого 14 дм² и одна сторона 2дм. Определите сторону прямоугольника и протестируйте робота. Описание: После решения тестируют робота, который проходит по прямоугольнику, называя и показывая стороны 5дм и 2дм.

Заключение

Использование  робототехнической модели на уроках окружающего мира   позволяет учителю:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока
  • Формировать навыки исследовательской деятельности
  • Обеспечить доступ к другим информационным ресурсам

Данную робототехническую модель можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы « Зачем нужны автомобили» в 1 классе     (данный робот будет проблемным вопросом)

Во 2 классе при изучении темы: Берегись автомобиля!

В 3 классе при изучении темы: « Дорожные знаки».

И в 4 классе при изучении темы: «Природные зоны России», где мы не только можем использовать данную модель, но и обучающиеся сами попробуют сконструировать модель животных природных зон.

Проведя исследование с помощью  методики М.Р. Гинзбурга  «Изучение мотивации обучения

у младших школьников» в начале учебного  во 2 и 3 классе. Я отметила для себя что у большинства учащихся-(11) низкая мотивация к изучению математики и окружающего мира.

После применения на уроках робота помощника, в декабре  я вторично провела  диагностику, и отметила  положительную динамику.

В перспективе я надеюсь, что мотивация повысится до 100 процентов.

Таким образом, применение во время учебной деятельности   робототехнических моделей способствует повышению мотивации учащихся к учебной деятельности, качества обучения, эффективности работы на уроке, активности детей. Использование  робототехники позволяет учителю самосовершенствоваться, брать новые идеи, которые позволяют привлечь и удержать внимание учащихся,  повышать мотивацию к обучению, организовать интересную, познавательную  учебную деятельность  

        

Приложение 1.

Через проектную   деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приёмы повышения мотивации младших школьников на занятиях во внеурочное время

   Мотивация - это основной компонент успешности школьника. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”...

Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса

Повышение уровня мотивации младших школьников к изучению английского языка средствами УМК серии «FORWARD» для 2 класса...

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...

Оформление кабинета английского языка как средство мотивации младших школьников к изучению предмета.

Ни для кого не секрет, что необычное, яркое оформление кабинета для учащихся начальной школы благотворно влияет на мотивацию к учебной деятельности, положительный настрой во время урока и, как следств...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ

Работа посвящена проблеме мотивации к изучению иностранного языка. Статья рассказывает о путях формирования устойчивой мотивации у младших школьников к углубленному изучению иностранных языков....

Статья "Исследование мотивации младших школьников к изучению предметов гуманитарного цикла"

Аннотация: в статье рассматривается проблема мотивации младших школьников к изучению предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Приводятся результаты исследования уровня...