Мы - экологи!
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйственной деятельностью. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса, луга, водоёмы.
Всё больше загрязняются воздух, вода. Из-за этого страдают растения, животные и люди. Некоторые виды животных и растений исчезли с лица Земли, а каких-то осталось очень мало.
Люди поняли, что наша планета «заболела». На Земле возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.
Цель мероприятия: сформировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.
Задачи:
1) познакомить с растительным и животным миром природных сообществ, экологическими проблемами и путями их решения;
2) развивать умение работать в группе; 3)воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Форма проведения: игра-путешествие.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, дидактический материал.
Юные экологи (игра – путешествие)
1 этап. Введение.
Учитель. Ребята, сегодня мы совершим с вами путешествие в одну загадочную страну, а как эта страна называется, вы узнаете, отгадав ребус.
Э '' '' Я 1,4 |
Учитель. Экология, правильно. А что означает это слово? Я вам предлагаю три определения. А вы выберите правильное.
Экология – это
1)наука о животных.
2) наука о растениях.
3) наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
Учитель. Мы знаем, что любое живое существо, в том числе и мы с вами, связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, живой природой и с тем, что создано руками человека. Слово «экология» произошло из двух слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Таким образом, экология – это наука о доме. Домом для нас является вся наша планета Земля. Сейчас планета наша оказалась в опасности. Чтобы её сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
Как вы думаете, с кем мы будем встречаться во время нашего путешествия? (Ответы детей) В конце занятия мы обсудим, правильны ли были ваши предположения.
Итак, отправляемся в страну «Экология». Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на две команды. А как, вы сейчас узнаете. На полу лежат красные и жёлтые листья (по количеству детей). По сигналу вы должны собрать их, но каждый берёт только один листик.
Вот мы и разделились на две команды: «Красные» и «Жёлтые».
2 этап. Игра-путешествие.
В стране Экология расположились три царства: царство Лугов, царство Лесов и царство Водоёмов. В каждом царстве спрятаны по 3 сундука. Чтобы открыть эти сундуки, нужно выполнить задания. Какая команда больше сундуков откроет, та и победит в нашем путешествии. (Команды пишут ответы на дощечках или листах бумаги.)
Царство Лесов
Сундук 1 «Животные леса»
- Назовите «лишнее» животное.
Бурый медведь, лось, тетерев, песец, куница.
- Кто из этих животных- хищник?
Кабан, олень, полёвка, рысь, заяц.
- Этот зверёк похож на белку, но почти вдвое меньше её. Кто это, вы узнаёте, отгадав ребус.
Выпишите слоги из слов: говорун – третий слог, бумага – первый слог, виадук- третий слог. А теперь составьте название зверька.
Подведение итогов. Команда. Которая быстрее и правильно ответила на 2-3 вопроса, получает сундук.
Сундук 2 «Растения леса»
- Назовите «лишнее» растение.
Дуб, клён, карликовая берёза, сосна, ель.
- Какое дерево не растёт в тайге?
Кедр, сосна, липа, ель, лиственница.
- Это растение занесено в Красную книгу Омской области. Что это, вы узнаете, отгадав ребус.
Выпишите слоги из слов: проводник – третий слог, снежный – первый слог, подкова – первый слог. А теперь составьте название растения.
Подведение итогов.
Сундук 3. «Скорая помощь».
- Мы знаем, что в природе всё взаимосвязано. Кто-то нарушил цепи питания. Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.
Орехи - … - соболь.
Кора – заяц - … .
… - кабан – волк.
- Лесники решили очистить лес и вырубили там все кустарники. Через некоторое время они заметили, что листья на деревьях стали желтеть. Почему так произошло?
- Назовите три экологические проблемы, связанные с лесом. (Вырубка лесов, браконьерство, неумеренная охота, пожар, неправильный сбор грибов и др.).
Что нужно сделать для спасения лесов? Назовите три способа помощи лесу.
Подведение итогов.
Царство Лугов
Сундук 1 «Растения луга»
- Назовите «лишнее» растение.
Колокольчик, одуванчик, подснежник, ромашка, мать- и –мачеха.
- Какое из перечисленных растений лекарственное?
Колокольчик, купальница, клевер, тысячелистник, репейник.
- Это растение луга занесено в Красную книгу Омской области. Вы его узнаете, отгадав ребус.
Голубой – третий слог, куропатка – второй слог, зверинец – третий слог. А теперь из слогов составьте название растения луга.
Подведение итогов.
Сундук 2 «Животные луга»
- Назовите «лишнее» животное.
Суслик, полёвка, шмель, кабан, тушканчик.
- Какое животное луга называют санитаром?
Кузнечик, ящерица, жук-могильщик, перепел, бабочка.
- Это животное луга занесено в Красную книгу Омской области. Кто это, вы узнаете, отгадав ребус.
Стакан- второй слог, катушка – второй слог, кузнечик – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название животного луга.
Сундук 3. «Скорая помощь»
- Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.
Пшеница - … - змея.
Клевер – куропатка - … .
… - гусеница – жаворонок.
- Весной ребята и взрослые подожгли на лугу прошлогоднюю траву. Им казалось, что луг будет красивее выглядеть. Но через месяц люди заметили, что животных и растений на лугу стало намного меньше. Почему?
- Расскажите, как человек вредит лугу? Приведите три примера неправильного поведения человека на лугу. (рвут цветы, поджигают сухую траву, неумеренно пасут скот и др.) А также расскажите, как нужно вести себя на лугу? Приведите три примера.
Подведение итогов.
Царство Водоёмов
Сундук 1. «Растения водоёмов»
- Назовите «лишнее» растение.
Ряска, камыш, тимофеевка, рогоз, кувшинка.
- Какое растение водоёма не прикрепляется корнями ко дну?
Кубышка, кувшинка, камыш, тростник, ряска.
- Это растение водоёма занесено в Красную книгу Омской области. Вы его узнаете, отгадав ребус.
Воробышки – третий слог, курица – первый слог, ласточка – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название растения луга.
Сундук 2. «Животные водоёмов»
- Назовите «лишнее» животное.
Щука, цапля, дрофа, бобр, лягушка.
- Какое животное водоёма бегает по поверхности воды и не тонет?
Жук-плавунец, прудовик, речной рак, клоп-водомерка, цапля.
- Это животное водоёма из ила и остатков растительности сооружает гнездовые хатки. Оно занесено в Красную книгу Омской области. Кто это, вы узнаете, отгадав ребус.
Солдат – второй слог, ракушка – первый слог, фараон – третий слог. А теперь из выбранных слогов составьте название животного
Сундук 3. «Скорая помощь».
- Восстановите цепи питания. Вставьте недостающее звено цепи.
Комар … - цапля.
… - щука – человек.
Водоросли – рыба - … .
- Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех … Кого? Этих животных называют санитарами водоёмов.
- Расскажите, какой вред водоёмам наносит человек? Приведите три примера неправильного поведения на водоёмах (загрязняют воду, вылавливают водных животных, разрушают жилища ондатр и др.). расскажите, как нужно вести себя на водоёмах? Приведите три примера.
Подведение итогов.
3 этап. Рефлексия.
Учитель. Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали в замечательной стране Экологии. Мы побывали сегодня в роли юных экологов. Давали ценные советы, как нужно вести себя в природе. Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале игры? А сейчас я предлагаю вам высказать своё мнение об игре-путешествии. Каждый получит оценочный лист. Обведите в кружок те позиции, которые соответствуют вашим впечатлениям от игры.
Оценочный лист
- Узнал ли ты что-то новое во время путешествия?
- Да, я узнал много нового.
- Я многое уже знал и раньше.
- Я ничего нового не узнал.
- Понравилась ли тебе игра-путешествие?
- Да, очень понравилась.
- Не очень понравилась.
- Не понравилась.
- Понравилось ли тебе работать в команде?
- Да, понравилось.
- Не очень понравилось.
- Не понравилось.
- Хочешь ли ты, чтобы таких игр было побольше?
- Да, хочу.
- Мне всё равно.
- Я лучше в интернете найду игры и поиграю.
4 этап. Подведение итогов. Награждение.
Команды считают количество сундуков, полученных во время игры.
Определяется команда-победитель.
Командам вручаются грамоты и медальки.
5 этап. Заключение.
Учитель. А закончить нашу встречу я хочу замечательным стихотворением Владимира Орлова «Разноцветная планета».
На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Шаблоны сундуков (9 шт.)
Оценочные листы (по количеству участников)
Оценочный лист
- Узнал ли ты что-то новое во время путешествия?
- Да, я узнал много нового.
- Я многое уже знал и раньше.
- Я ничего нового не узнал.
- Понравилась ли тебе игра-путешествие?
- Да, очень понравилась.
- Не очень понравилась.
- Не понравилась.
- Понравилось ли тебе работать в команде?
- Да, понравилось.
- Не очень понравилось.
- Не понравилось.
- Хочешь ли ты, чтобы таких игр было побольше?
- Да, хочу.
- Мне всё равно.
- Я лучше в интернете найду игры и поиграю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/13/picture-2031.jpg)
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация детей по экологии
Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/31/picture-92756-1685549792.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-79437-1423247851.jpg)
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...