Технологии воспитательной работы
методическая разработка

Симакова Татьяна Николаевна

Перечень и краткое содержание технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологии воспитания24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя.

Подготовил: Симакова Т.Н. (учитель, ВКК)

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». 

Цель воспитания — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования, прогнозировании, организации, контроле и анализе повседневной жизни и деятельности учащихся своего класса.

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Инновационные воспитательные технологии

  • коллективное творческое дело
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки, интеллектуальный марафон, Новый год, День матери)
  • социальное проектирование
  • здоровьесберегающая технология
  • личностно- ориентированная технология
  • кейс – технологии
  • арт-технологии
  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ)
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проектов
  • технология дидактической игры
  • экологообразовательные
  • групповая проблемная работа (разработка проектов)
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
  • диалог «педагог- воспитанник»
  • тренинг общения
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Шоу-технология имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовкареализация-анализ итогов. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы . Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Достоинства:

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

 -в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

-особая роль ведущего ток-шоу.

Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная артпедагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; • обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;

 • оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Яконцепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение. Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие обучаемых.

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

 6. Развитие коммуникативных навыков.

Технология «КТД» Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства. Структурная схема КТД: 

 Совместное решение о проведении дела;

  Коллективное планирование;

 Коллективная подготовка;

 Проведение дела;

 Коллективный анализ;

 Результат.

 Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:  повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;  повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;  осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;  развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий  развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);  развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);  развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Объективные потребности развития современного общества обусловили необходимость использования в работе учебных заведений системы информационно-компьютерных средств, как инструмента для внедрения инновации. Информационно-коммуникационные технологии наиболее эффективно позволили осуществить личностно-ориентированное образование, способствующее развитию личности, ее интеллектуального и духовного потенциала.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики. Информационные технологии:

повышают и стимулируют интерес;

активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

позволяют индивидуализировать воспитание;

предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки сообщений, докладов;

предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

Технология планирования воспитательной работы в классе.

Моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие каждого обучающегося....

Методическая разработка на тему: «Современные технологии воспитательной работы»

1.       Дать теоретическое обоснование о качественном использовании современных технологий воспитательной работы.2.       Исследовать и обо...

"Педагогические технологии воспитательной работы"

Современные педагогические технологии в начальной школе...

Современные технологии воспитательной работы

Владение педагогическими технологиями позволит обеспечить  педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позиц...

Современные технологии воспитательной работы

Семинар - практикум "Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС"...