IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий (региональный этап) «Как хорошо, что мы все такие разные!»
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Ибиева Барият Клычовна

Методическая разработа на тему "как хорошо, что мы все такие разные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

(региональный этап)

Духовное и нравственное воспитание

__________________________________________________________________

Тематическое направление

«Как хорошо, что мы все такие разные!»

__________________________________________________________________

Тема методической разработки

Ибиева Барият Клычовна

учитель начальных классов

МБОУ Первомайской СОШ №11

2023 год

Пояснительная записка

Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия –  «Как хорошо, что мы все такие разные!»

Актуальность:

Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ, всегда был и остается актуальным.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

Целевая аудитория - 7-9 лет (1-3 классы).

Первоосновой в развитии нравственных начал ребенка является семья. В семье «зернышко добра» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем», формируем его рост и развитие.

Формирование нравственных качеств осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности.  Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель, классный руководитель формирует в каждом ребенке доброту, сопереживание, милосердие, уважение к людям.

 В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется и положительно влияет на микроклимат коллектива.

Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.

Цель:

знакомство учащихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.

Формировать  толерантные отношения одноклассников между собой;

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий

Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Воспитательная:

Воспитание  уважительного отношения учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Планируемые  результаты:

Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.

Способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

Форма проведения – классный час.

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.

Педагогическая технология

Для достижения планируемых результатов использовались элементы технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать отношения в группе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, сопереживания и творчества, информационно-коммуникационные технологии.

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:

  • проблемный метод,
  • исследовательский метод,
  • поисковый метод,
  • деятельностный метод,
  • рефлексия,
  • беседа,
  • дискуссия,
  • дидактическая игра.

Ресурсы:

  • Песня «Дорогою Добра» (из к/ф «Маленький Мук», Энтин, Минков);
  • Мультипликационный фильм «Гадкий утенок».
  • - Фишки.
  • Мультимедийное оборудование;
  • Раздаточный материал.

Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям, насколько важно быть толерантным человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.

Основная часть:

Подготовительный этап включает следующие моменты:

  • подбор информационных материалов;
  • назначение ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия;
  • составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;

2. Проведение мероприятия по плану.

Прежде всего, пришедшие на мероприятие ученики, должны быть подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.

Ребята должны поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения.

Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, мастер-класса и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.  

3.Окончание мероприятия.

В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.  

Приложения:

Сценарий внеклассного мероприятия.

«Как хорошо, что мы все такие разные!»

(сценарий внеклассного мероприятия)

План:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему.

3. История понятия  «толерантность».

4. Упражнения на закрепление понятия "толерантность"

5. Итог.

6. Рефлексия.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1 СЛАЙД)

- Здравствуйте. Я рада встрече с вами.

-Давайте возьмем  друг друга за руки. Улыбнемся  друг другу.

II. Введение в тему.

  1. Вступительная беседа.

- Сегодня я хочу поговорить с вами о чем-то очень важном.

- Посмотрите, на столе у вас лежат фишки и листочки. Они нам понадобятся во время нашей беседы. Когда, я скажу. Пока давайте не будем обращать на них внимание.

 -Наш разговор  я хочу начать с демонстрации фрагментов мультфильма по сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок».

-  Кто читал эту сказку?

- А кто ещё не читал, обязательно прочитайте.

Демонстрация 3-х фрагментов сказки.(2-4 СЛАЙДЫ)

После 1-го фрагмента:

- Вы догадались, кто «гадкий утенок»?

После показа – пауза.

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно? (Ответы детей)

- Почему утенка обижают? (Он не похож на других).

- А какие черты гадкого утенка называет его мать? ( У него доброе сердце, он умеет хорошо плавать)

- А   это важно иметь доброе сердце?

2) Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как гадкий утенок?

-Нас могут обижать?

-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

3) Игра.

- Давайте мы с вами поиграем в такую игру.

-Вы по кругу будете называть хорошие, положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то есть то, чем он отличается от других.

( Проводится игра)

- А теперь сделайте вывод: хорошо ли ,что все мы такие разные?(Да).(5 СЛАЙД)

- Конечно, хорошо, что мы все такие разные!

(6 СЛАЙД)- Давайте  возьмемся за руки и скажем  все вместе: « Как хорошо, что мы все такие разные!»

- Молодцы, вы все правильно поняли.

- Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством - это толерантностью. (7 СЛАЙД)

- Произнесите это слово.

- Кто знает, что значит быть толерантными?

III. История понятия толерантность. (8 СЛАЙД)

- Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен. Понятие толерантность имеет свою историю.

-На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил  Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый , но, более всего, - он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться.

С именем этого человека и связано понятие "толерантность".

- Как вы поняли, что такое толерантность? ( Ответы детей)

( 9 СЛАЙД) Толерантность – это умение жить в мире и согласии со всем миром.

- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

(10 СЛАЙД)

- Быть толерантными – это значит быть терпимыми и терпеливыми к тем людям, которые чем-то от нас отличаются.

- Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия.

- Это значит, быть внимательным к другим.

( 11 СЛАЙД)

- Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам поведению.

IV.Упражнения для закрепления понятия «толерантность»

- А чем ещё, кроме  внешности, могут отличаться люди? (Ответы детей)

-Как вы думаете,  для нас с вами, проживающими  в небольшом городке, в котором живут люди 76 разных национальностей, о чем важно помнить? ( Нужно быть толерантными к людям других национальностей)

( 12 СЛАЙД)

1)Игра «Давайте поприветствуем друг друга» ( как это делают в разных странах люди разных национальностей)

1)Сложить руки  лодочкой  на уровне груди и поклониться (Япония);

- Так приветствуют друг друга в Японии.

2)Потереться носами (Новая Зеландия);

3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

4)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

5)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? Нет

-У каждой национальности  есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

-Толерантность, или по-другому терпимость - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

-Как поступает терпимый человек? (Ответы детей)

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)

-Толерантность начинается с семьи.

- Я хочу прочитать вам китайскую притчу.

2)Толерантность в семье.

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

-Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом, каким? ф "толерантность".

 - Толерантная семья.  Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

(В моей семье  все терпимые и терпеливые; здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга; окружающие друг друга заботой;

 внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

 успешные, независимые, счастливые.)

  1. Толерантность в школе.

 -Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

 Терпимость - это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

а)Решение проблемной ситуации.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?( Нет, часто ссоримся)

-Из - за чего разгораются конфликты? (Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.)

-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относиться ко всем людям,  как относимся к самим себе.)

б) Анализ ситуаций. (СЛАЙД 13)

- Давайте все вместе проанализируем такие ситуации.

(СЛАЙД 14) Ситуация 1. В класс пришёл новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три двойки. Кто-то говорит, что он«неумеха», не будем с ним дружить.  Как поступишь ты?

(СЛАЙД 15)Ситуация 2.Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?

(СЛАЙД 16)Ситуация 3.Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить  ему о долге или лучше промолчать?

( 17 СЛАЙД)

3) Определение качеств толерантной личности.(18 СЛАЙД)

- А хотите узнать, толерантный ли вы человек?

- Для этого нам понадобятся фишки, которые лежат на столе.

-Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

Ты его прощаешь

Ты ругаешь его.

2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

 Ты все-таки  идешь с ними гулять.

 Ты противишься и остаешься дома.

3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

ты стремишься лучше узнать его, ведь он же отличается от тебя.

ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4.Пожилая женщина медленно идет…

ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

ты обгоняешь её

5.На твоих глазах нападают на малыша…

ты пытаешься защитить его.

ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6.К тебе подходит ребенок – инвалид…

ты просто разговариваешь с ним.

ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

У тебя 6 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

4)Решение проблемной ситуации.

 -Вы играете с игрушкой или в игру, а кто - то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как вы поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

(Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.)

- Может быть у вас в жизни были такие ситуации, когда надо было проявлять любовь, уважение, терпение, или одним словом толерантность?

5)-Я хочу вам подарить  памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

             Памятка (18 СЛАЙД)

1.Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

2.Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

3.Имей терпение выслушать собеседника.

4.Спокойно объясни свою точку зрения.

5.Подумай, из- за чего возник спор.

6) Упражнения на закрепление понятия "толерантность" (РЕЗЕРВ)

а) импровизированный монтаж.

Я предлагаю вам поучаствовать в

Для этого мне нужны желающие, кто хочет прочитать вслух стихи.

1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.

3.Видеть боль чужую
Я, по-моему, могу.

4.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

5.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

6.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8.Если нужно, то поможешь.

9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

10.Маме с папой не грубишь,
Младшим помогаешь.

11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12.Оставайся им всегда и
Будь ещё галантен.

13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

15.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

б) Учитель: Быть толерантным, значит:

уважать другого;

не злиться;

любить ближнего своего;

быть добрым, терпимым;

сострадать.

-"Толерантность" я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.

в) работа в группах.

-  Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное - дерево Толерантности.

- Посмотрите, чего не хватает на нашем дереве? (Листочков)

-Давайте сделаем так, что  наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Основные качества толерантной личности". Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки проклеим  на дерево.

Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают)

(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)

-А теперь давайте приклеим ваши листочки.(Под музыку « Дорогою добра») (СЛАЙД 19)

V. Итог.

-Вот и подошёл к концу классный час.

-Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил  след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

VI.Рефлексия.

-Понравился ли им классный час?

- Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?

-Что было самым запоминающимся?

 Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем: «Как хорошо, что мы все разные».

Или «Мы все разные, но мы равны».

(СЛАЙД 20) - Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока психологии для обучающихся 1-3 классов «Мы все такие разные».

Цель: Развитие  самосознания, рефлексивных  способностей  и  толерантности  детей младшего школьного возраста.Задачи: I....

Методическая разработка - воспитательное мероприятие "Поселковый конкурс чтецов «Дети читают стихи», посвящённый Году детства в Югре" (положение+сценарий)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее Положение о поселковом конкурсе чтецов «Дети читают стихи» (далее Конкурс) определяет условия и порядок организации и проведения Конкурса.2. Организатором Ко...

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей с ОВЗ классный час «Лучше мамы нет на свете»

Данное воспитательное мероприятие  призвано помочь научить детей с ограниченными возможностями здоровья понять истинную ценность мамы  и научить детей выражать свои чувства через разные спос...

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей с ОВЗ классный час «Лучше мамы нет на свете»

Актуальность этой темы обусловлена тем, что все больше детей появляется с ограниченными возможностями здоровья, поэтому детям с ОВЗ сложнее объяснить и актуализировать ценность матери в их жизни. Данн...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»

Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...