Конспект развивающего занятия для детей с ОВЗ «Основы традиций и обычаев русского народа»
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Занятие рассчитано на учащихся 2–3 классов с ОВЗ с целью приобщения к истокам национальной культуры и народному творчеству, формирования чувства патриотизма.

    Цель:    приобщение учащихся   к истокам русской культуры.

    Задачи: 1. формирование интереса к устному народному творчеству;

               2.формирование словесно-логического мышления, умения делать    умозаключения;

               3. формирование чувства патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа – интернат №3 г.о.Тольятти

Конспект развивающего занятия по теме: «Основы традиций и обычаев русского народа»

Подготовили: воспитатели Савина Ю.В., Прошкина З.М.

                                 Тольятти, 2023

Пояснительная записка

Занятие рассчитано на учащихся 2–3 классов с целью приобщения к истокам национальной культуры и народному творчеству, формирования чувства патриотизма.

    Цель:    приобщение учащихся к истокам русской культуры.

Задачи: 1. формирование интереса к устному народному творчеству;

               2.формирование словесно-логического мышления, умения делать    умозаключения;

               3. формирование чувства патриотизма.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор.

        

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о традициях и обычаях русского народа. Наша страна - Россия – очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Мы с вами совершим путешествие в старину. Традиция – это то, что передается от одного поколения к другому. Какие традиции мы соблюдаем? Традиции отмечать праздники. Назовите, какие праздники?

Дети: Новый год, Рождество, Крещение, Пасху, День Рождения, 23 февраля, 8 марта, День учителя, День матери.                                                                                                                                                          

Воспитатель: Русский народ издавна славен гостеприимством. Ребята, как вы понимаете слово «гостеприимство»?

Дети: Это значит гостей принимать.

Воспитатель: Что значит принимать?

Дети: Встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

Воспитатель: Дорогих гостей встречали с хлебом – солью.

                       Слайд №1

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как люди одевались на праздники?

Дети: Нарядно. Одевали всё самое красивое.

Воспитатель: Давайте поговорим о том, что носили женщины и мужчины на Руси. Мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. И подпоясывали её. Женщины тоже носили рубаху. Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафаны были повседневные и праздничные. Украшали их вышивкой или лентами.

                    Слайд №2

Воспитатель: В старину темными зимними вечерами собиралась семья в большой избе. Изба – большой деревянный дом.

                 Слайд №3

Давайте посмотрим, как выглядит старинная русская изба. Что самым главным является в доме?

Дети: Печь и стол.

Воспитатель: В печи готовили еду, выпекали хлеб. Она обогревала избу, лечила маленьких детей. Набегавшись по глубокому снегу, они грели ноги на печи. В наши дни печка – редкое явление.

                 Слайд №4

Большая комната избы называлась горницей. Посредине стоял стол. За столом собиралась вся семья. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи.

           Слайд №5

В старые времена был такой обычай у русских людей. Коротали они долгие зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Мужчины, женщины, дети лепили из глины, пряли, шили, вышивали, ложки да плошки вытачивали. За работой песни распевали.

        Слайд №6

Что за предмет такой дивный перед нами?

Дети: Это прялка.

Воспитатель: При помощи прялки пряли пряжу, из неё получалась тонкая нить, а из ниток вязали тёплые вещи.

Воспитатель: Ребята, русский народ всегда славился своими песнями и сочинял интересные сказки. Знаете, почему сказки называются народными? Их придумал народ. Передавали сказки от бабушек к внукам, от родителей - детям. Книг в семье не было, сказки рассказывали малым детям. Вы их можете прочитать с мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

        Слайд №7

Воспитатель: Русский народ отличался не только гостеприимством да хлебосольством. Он работал дружно и праздники отмечал весело, как говорится, «с размахом». По традиции водили хороводы, пели песни, играли. Этот обычай называется народное гулянье. И мы любим играть, танцевать. А ну, честной народ, выходите поиграть, ваши ножки поразмять на физкультминутке!

        Слайд №8

Воспитатель: Одна из самых замечательных русских традиций – чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки. Стол накрывался скатертью, на середину его ставили самовар. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения, гостеприимства, поэтому и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайник с заваркой, сахарницу, баранки, бублики, сладости. В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции чай пили вприкуску с кусочками сахара. Чай пили из блюдца, дуя на него, чтобы быстрее остыл. Чай готовили из трав, добавляли плоды шиповника, цветы липы, листья смородины, малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки.

        Слайд №9

                                          Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях и обычаях. Узнали, как на Руси встречали гостей.

                                           Рефлексия:

Воспитатель: Как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?

Дети: Посиделки.

Воспитатель: Как назывался деревянный дом, куда приглашали гостей?

Дети: Изба.

Воспитатель: Как называлась большая комната в избе?

Дети: Горница.

Воспитатель: С какими традициями русского народа познакомились?

Дети: Гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.

Воспитатель: Ребята, мы – русский народ и должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и обычаи казахского народа.

                         Традиции и обычаи казахского народа.  Тема:«Утро на Джайляу»...

Традиции и обычаи русского народа в современном обществе

Древние традиции сохранились до сегодняшних дней и о них должны знать современные дети, чтобы быть ближе к истории своего народа....

Традиции и обычаи русского народа

Цель: расширять представление детей о традиции и обычаях народной культуры;воспитывать учащихся в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....

учебный проект "Традиции, обряды и обычаи русского народа"

Проект проводится в рамках учебного предмета ОРКСЭЦели:·Формирование этической и экологической культуры школьников через приобщение учащихся к народным, природным праздникам прошлого.·Фо...

Внеклассное мероприятие «Традиции и обычаи русского народа»

Занятие направлено на повышение заинтересованности учащихся к изучению традиций и обычаев русского народа, на расширение  исторических знаний и кругозора, развитие творческой активности,восп...

Классный час для младших школьников "Традиции и обычаи русского народа"

Классный час "традиции и обычаи русского народа" подготовлен для обучающихся начальной школы с целью воспитания гармонично-развитой личности, привить чувство любви и гордости за свой на...