Особенности восприятия времени детьми начальной школы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Анастасия Владимировна Кириллова

 Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vospriyatiya_vremeni_detmi_nachalnoy_shkoly.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия времени детьми начальной школы

 Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Многие положительные качества развиваются благодаря планированию ребёнком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. Собственное время жизни значительно менее актуально для младшего школьника, чем пространство. Особенности восприятия времени младшим школьником объясняются и тем, что его гормоны еще спят, и тем, что его жизнь организована извне и часто довольно однообразна, предсказуема, разделена на крупные части. Однако учиться овладевать временем своей жизни крайне необходимо, так как это способствует формированию культуры учебного труда, организованности и других важных личностных качеств младшего школьника. Этот процесс требует немалых усилий как от самого ребенка, так и от окружающих его взрослых. Взрослый может помочь ребенку, если каждый вечер будет вспоминать вместе с ним прожитый день. Важно также учить его планировать действия на небольшой отрезок времени, рассчитывать свои реальные силы, рационально организовывать труд. Большое впечатление оказывают на младших школьников беседы о значении экономии времени, о необратимости потерянного времени и т.д. Адекватное осознание пространства и времени своей жизни — одно из важных условий оптимального развития ребенка в младшем школьном возрасте, и зависит оно не только от конкретного учителя, работающего в классе, но все же он многое может сделать в этом отношении. В начальной школе дети начинают более правильно воспринимать время. Причем восприятие минуты от класса к классу становится более правильным. По данным психолога Шабалина Н. С. большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты, а вот длительность таких промежутков времени, как 10—15 минут, преувеличивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.

Процесс восприятия и отражения времени у детей образуется с большим трудом и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие детьми тягучести, текучести времени, его необратимости, и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. На ранних этапах развития ребенок ориентируется во времени на основе вневременности, качественных признаков. Например, «спокойной ночи» говорят, когда ложатся спать, вечером уже темно и солнца нет.

У младших школьников есть лишь знание настоящего и смутное представление о прошлом времени: « Это было давно». Развитию способности к более точной локализации и пониманию последовательности событий во времени может способствовать осознание причинных зависимостей этих событий, а также - развитие умений пользоваться различными временными эталонами, что позволяет выразить временные отношения в качественных показателях.

Необходимо отметить, что одним из важных условий продуктивности учебной деятельности является правильная ориентировка в текущем времени. Своевременное и адекватное формирование понятий о времени у ребенка чрезвычайно важно. В школе, в частности, оно составляет необходимую предпосылку развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также условие, обеспечивающее познавательную деятельность в целом. Как уже отмечено, время не имеет наглядных форм, с ним нельзя совершать действия. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время познается опосредованно, через движение и ритм жизненных процессов или с помощью специального прибора. У взрослого человека- это результат деятельности ряда анализаторов, действующих в системе. У ребенка такой слаженности в работе анализаторов нет. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: наполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлеченность).

Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени. При переходе в школу из дошкольного учреждения дети должны уметь различать и называть части суток, знать их последовательность. Последовательно называть дни недели, называть, какой день был вчера, какой будет завтра. Дети должны знать название текущего месяца и их последовательность.

Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентирование во времени должно базироваться на чувственной основе, то есть переживании длительности времени в ходе осуществления разнообразной деятельности, которая по-разному окрашена эмоционально, а также наблюдениями за явлениями и событиями окружающей жизни [20].

Таким образом, особенностями формирования представления о времени является:

- Временные представления у младших школьников формируются прежде всего в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты, работы - все это помогает ребенку увидеть изменения времени, почувствовать течение времени.

- Можно выразить три основные особенности времени:

1) текучесть, время связано с движением,

2) необратимость,

3) отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно»

- В формировании представления о времени большую роль играет слово: в нем абстрагируются и обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год и другие.

-Точность использования детьми этих специальных обозначений зависит о того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов, какими основными признаками будет он характеризоваться. Но конкретные признаки, характеризующие те или иные отрезки времени, будут весьма локальны, поскольку определяются разными географическими, экономическими и бытовыми условиями жизни людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия педагога учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприятия педагога учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы  психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной ...

Презентация к уроку математики 3 класс "Измерение времени" УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация к уроку математики  по теме "Измерение времени"...

Особенности семейного проектирования в начальной школе: распределение различных видов деятельности между детьми и взрослыми в работе над проектами.

Наша встреча с моим новым классом началась с банального родительского собрания. Хочется отметить, что я, придя в школу, приняла ребят уже состоявшимися коллективом, мне достался 2 класс. Волею судеб т...

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми.

ЦЕЛЬ: Определить методы работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми....

Выпускная квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР "

Работа со сказкой в процессе обучения детей с ЗПР позволит педагогу стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы....

Технологическая карта урока математики "Работа с величинами времени" (УМК "Начальная школа XII века", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о величинах времени и умения применять их в различных ситуациях.Планируемые результаты:Предметные: научатся:использовать величины времени в решении...