Статья: " Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в группе продленного дня"
статья

Руссу Анна Андреевна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО)направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: "Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в группе продленного дня"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО)направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Реализация этих задач должна осуществляться как через урочную деятельность, так и посредством внеурочного направления учебно-воспитательного процесса.

Задача школы заключается в развитии индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования. В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание – это такое обучение и воспитание, которые во главу угла ставят самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. И их цель состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа.

Функции личностно-ориентированного обучения и воспитания, на которые необходимо ориентироваться воспитателю группы продленного дня (далее – ГПД), отражены ниже.

Гуманитарная функциясостоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала.  Механизмы реализации функции - понимание, общение и сотрудничество.

Культуросозидательная (культурообразующая) функциянаправлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.

Механизмы реализации функции - культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом.

Функция социализациипредполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.

Механизмы реализации функции - рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях авторитарного стиля отношений педагога к обучающимся. В личностно-ориентированном обучении и воспитании предполагается такая позиция педагога, которая включает:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как к субъекту собственной деятельности, как к личности, способной учиться и воспитываться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка, содействие их обретению и развитию.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Можно говорить о наличии личностно-ориентированного компонента в работе педагога группы продленного дня при условии формирования в сознании обучающихся, особенно младшего школьного возраста, следующих направлений воспитательного процесса:

1. Формирование интеллектуальной культуры:

  • развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности;
  • формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями, к вооружению ценностями мировой цивилизации.

2. Нравственно-правовое воспитание:

  • формирование осознания нравственного и правового долга и обязанностей по отношению к человеку, Отчизне, Вселенной;
  • формирование стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

3. Экологическое образование и воспитание. Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах их деятельности.

4. Физическое воспитание, формирование здорового образа жизни:

  • формирование санитарно-гигиенических навыков организации труда и отдыха;
  • укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию учащихся;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни.

5. Эстетическое воспитание:

  • воспитание в детях способностей к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, искусства и литературы;
  • бережного отношения к памятникам культуры и искусства, народного творчества;
  • формирование стремления к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда;
  • обогащение и развитие эстетических умений и навыков.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам ребенка, семьи и общества в целом, а также обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого обучающегося; интегрирование основного общего и дополнительного образования.

Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы своей деятельности. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении и воспитании позиция обучающего существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам активно участвует в каждом шаге обучения и воспитания. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Статья "Технология личностно-ориентированного обучения"

В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в обучении.Описаны методические основы построения личностно-ориентированного урока....

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. 3 класс.

Примеры образовательных технологий в конспектах уроков....