Создание здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе
материал

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Создание здоровьесберегающей  образовательной                                         среды  в начальной школе

Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника.
    Наше село  Старощербаково находится в пяти километрах от города Барабинска. Вокруг села леса, луга, поля. Но даже красота окружающей природы не может скрыть последствий жизнедеятельности человека. Нами выявлен ряд факторов, отрицательно воздействующих на здоровье граждан. Это и железная дорога, которая проходит в полутора километрах от села,   и находящийся рядом газопровод, и всеобщая проблема – мусор, который сваливается жителями в неположенных местах, а также вдоль  автомобильной дороги.

По данным медицинского мониторинга осмотра детей в нашей школе в 2008 году только 18 человек являлись  абсолютно здоровыми  (21%), у 7 учащихся  обнаружены сердечно-сосудистые заболевания (7%), нарушением осанки страдают 15 учащихся (18%), сколиоз у  троих учеников (3,5%), снижение остроты зрения было у 20 учащихся (23%), кариес у 21 ребёнка (23%).

Анализ физического и психического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще встречаются отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.

Для того чтобы улучшить состояние здоровья учащихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива является формирование здоровьесберегающего пространства школы.
   Инновационным путем  работы по сохранению здоровья детей стало то, что в 2008 году нашей школе был присвоен  статус муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе».

Цель проекта: эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям.

Задачи проекта:

I. Создание условий для проведения эксперимента;

II. Формирование банка современных форм и методов здоровьесбережения учащихся в образовательной среде.

III. Использование современных методов и форм при реализации деятельности по формированию здоровьесберегающей среды в ОУ:

  1. здоровьеобразовательной деятельности для учащихся по формированию у них знаний, умений и навыков о здоровье и ЗОЖ;
  2. здоровьесберегающей деятельности педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов;
  3. здоровьеохранной, административно-хозяйственной и контрольной деятельности руководящих работников по созданию здоровьесберегающей экологии образовательной среды;
  4. медико-реабилитационной деятельности медицинских специалистов по охране и укреплению здоровья учащихся в ОУ.

IV. Повышение профессиональной компетенции педагогических  работников ОУ по вопросам здоровьесбережения учащихся. Повышение творческого потенциала сотрудников ОУ через организацию инновационной и опытно-экспериментальной деятельности по вопросам охраны здоровья учащихся в образовательной среде.

С момента присвоения школе Муниципальной экспериментальной площадки ведётся целенаправленная работа по повышению теоретических знаний и профессиональной квалификации педагогов.  

 Проведен педагогический совет по теме: «Формирование ЗОЖ средствами урочной и внеурочной деятельности»; семинар-практикум «Критерии здоровьесбережения и уровня гигиенической рациональности урока»; «круглый стол» с участием педагогов Новоульяновской НОШ. Участникам «круглого стола» были представлены материалы по здоровьесберегающей деятельности. Психолог и социальный педагог прошли курсовую подготовку по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Регулярно проводится мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы по методике, разработанной рядом российских учёных, под редакцией академика РАО  М.М. Безруких и профессора В.Д. Сонькина. Эта методика интересна не только информационной ценностью, но и экономической целесообразностью. Построена она на основе простых и доступных методических приемов, которые  реализуются в образовательном учреждении силами многих сотрудников: фельдшером ФАП, классными руководителями, преподавателем физкультуры, психологом.

Данная методика обеспечивает широкий, комплексный и объективный анализ состояния здоровья, условий жизни и обучения, здоровьесберегающей активности школы, учебной нагрузки, двигательной активности, физического и моторного развития обучающихся. Главным инструментом мониторинга является  анкетирование.

Методика комплексной оценки включает  тесты для оценки физического развития, двигательной подготовленности, напряженности, формах досуга;    анкеты для опроса учащихся об уровне их знаний, навыков и умений в сфере здорового образа жизни;  анкеты для опроса родителей о состоянии здоровья, условиях жизни, поведении детей.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашей школе реализуется через все виды деятельности детей, проводится в системе согласно общешкольной программе «Здоровый ребёнок»,  включающей в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Физкультурно-оздоровительная деятельность имеет несколько направлений:
1. Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- пальчиковая гимнастика (ежедневно на занятиях);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
- эмоциональные разрядки, релаксация;
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц).
2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в четверть.
3. Летняя оздоровительная площадка.

Фельдшер ФАПа  организует лечебно-оздоровительную работу, следит за рациональным питанием и вместе с учителем физической культуры и классными руководителями проводит диагностику уровня физического развития. Профилактика заболеваемости включает в себя ароматизацию помещений (чесночные букетики), чесночно-луковые закуски, салаты из свежих овощей и фруктов, использование оксалиновой мази  в зимне-весенний период, прививки.

В школьной столовой стараемся следовать принципам рационального здорового питания детей (регулярность, полноценность, разнообразие) путем соблюдения режима питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы (йодированная соль), витамины и растительную клетчатку (салаты), способствующие правильному функционированию процессов пищеварения. Такой подход к детскому питанию  улучшает их физическое развитие, повышает иммунологическую защиту детского организма.

В период реализации проекта заметно улучшилось санитарно-гигиеническое  состояние школы: четыре раза в день осуществляется влажная уборка, проведено озеленение в классах и коридорах, ежегодно осуществляется ремонт внутри здания.

В рамках реализации КПМО оборудован тренажёрный зал, приобретён современный спортивный инвентарь для занятий физической культурой, учебные кабинеты оснащены регулируемыми  ученическими столами и стульями, для дополнительного освещения приобретены софиты. Дети , страдающие сколиозом, занимаются за специальными столами -«конторками».

   На основании мониторинга  «Оценка оздоровительного потенциала образовательного учреждения» автора  М.М. Безруких и подсчёта баллов, получили количественную оценку оздоровительного потенциала школы, которая равна 11,8 баллов. Сравнив её со стандартными значениями,  полученными в результате статистического анализа общероссийской выборки школ, мы можем отнести нашу к среднему оздоровительному потенциалу.

По данным медицинского мониторинга осмотра детей в Старощербаковской школе в 2009 году снизился процент детей с заболеванием глаз с 23% до  19%; с нарушением осанки с 18% до 15%; кариеса с 23% до 20%.

Конечно, невозможно добиться моментального увеличения числа здоровых детей, но кропотливая  и систематическая работа должна принести свои плоды. Индикатором положительной деятельности является отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья детей.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Электронный журнал и электронный дневник как неотъемлемая часть информационной среды начальной школы.

Материал для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....

Развивающая среда начальной школы. Программа курса Лего - конструирование.

Развивающая среда начальной школы.Программа курсаЛего - конструирование.Ни для кого не секрет, что использование конструктора лего дает прекрасный развивающий эффект для общего психического развития р...

Общешкольные мероприятия, как составная часть социокультурной и образовательной среды начальной школы (творческая группа классных руководителей Кашапова Р.Р., Сивчук Л.П., Страшко Е.А.)

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...

СТАТЬЯ СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

В данной статье описана системная модель организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, созданная в МБОУ Бобровская СОШ №2. Модель школьного уровня предполагает внутреннюю здоровьесб...