Конспект классного часа «Мы ответственны за свои поступки» 3 класс
классный час (3 класс)

Цель деятельности учителя:

способствование развитию у школьников чувства ответственности и формирование у детей умений анализировать свои поступки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа

«Мы ответственны за свои поступки»

Выполнили:

студентка 21 группы

Лобанова Е.Д.,

Гащанская К.А.

                                                                                                                                                      Проведение:    

Проверила: Ульянова Т.А.

 

Челябинск, 2022

Схема конспекта

Дата проведения мероприятия: 03.03.2022

ФИО учителя: Палкина Ольга Анатольевна

Класс: 3 «В»

Тема: «Мы ответственны за свои поступки»

Цель: Способствование развитию у школьников чувства ответственности и формирование у детей умений анализировать свои поступки.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, клей         - карандаш, поощрительные жетоны.

Подготовительная работа: составление конспекта классного часа, подготовка презентации, раздаточный материал.

Ход мероприятия/ классного часа:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Нас зовут Ксения Андреевна и Екатерина Дмитриевна. Сегодня мы проведем у вас классный час.

- Сегодня мы шли в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (потому что наступила весна, сегодня светит солнце, потому что скоро каникулы)

- Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало тепло, и солнышко светит, и нашей встрече мы рады. А еще у нас такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

 

1 слайд (приветствие)

2. Основной

3 мин

4 мин

2 мин

4 мин

10 мин

2 мин

2 мин

5 мин

1. Вступление

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кто хочет прочитать высказывания? (читают со слайда высказывания)

«Быть человеком – это значит чувствовать свою ответственность перед людьми»

"Красив тот, кто поступает красиво"

- Как вы понимаете эти высказывания? (высказывают предположения)

-  Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о поступках и ответственности за них)

- Правильно. Тема классного часа: «Мы ответственны за свои поступки».
- Какие цели поставим на занятии? Чему мы будем учиться?

Цели:  

1. Что такое ответственность
2. За что мы несем ответственность
3. Перед кем несем ответственность

- У нас будет три команды – первый ряд, второй ряд, третий ряд. За правильные ответы на вопросы вы будете получать жетоны. В конце классного часа каждая команда посчитает свои жетоны и мы определим победителей.

2. Рассуждение над понятиями: поступок, проступок, ответственность.

- Скажите, как вы понимаете слово поступок? (ответы ребят)
- Хорошо. Давайте со слайда прочитаем определение слова "поступок".
Поступок - это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
- Скажите, а какие бывают поступки? (плохие и хорошие)
- А как еще можно назвать плохой поступок? (проступок)
- Что такое проступок? (предположения ребят)
Проступок – это действия, нарушающие правила поведения, провинность.
- А вы совершали такие проступки?
- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (ответы детей)

-Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение людям.
- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят.
- А что мы получаем за плохие поступки? (ругают, наказывают чтобы мы не совершали впредь таких проступков)
- Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!
- Как вы понимаете, что такое ответственность? (высказывают предположения)

 Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.

3. Быть ответственным

- Давайте по цепочке с первого ряда прочитаем, что значит быть ответственным (читают со слайда)

Не подводить никого.
Соблюдать правила поведения.
Уметь отвечать за свои дела, поступки.
Хорошо выполнять обязанности.

Быть надежным, исполнительным.
Выполнять обещанное.
Не ждать напоминаний, проверок.

- Какой из пунктов вам легче всего дается? (говорят свои варианты ответов)

4. Задание: «Какие качества характера свойственны ответственному человеку?»

- На партах у вас лежит листочек, на котором записан вопрос: «Какие качества характера свойственны ответственному человеку?». Ниже приведены разные варианты ответов и вам нужно подчеркнуть те ответы, которые вы считаете правильными. Работу выполняете с соседом по парте.
Честность, мужество, общительность, замкнутость, доброта, недоброжелательность, внимательность, равнодушие, трудолюбие, лень, боязнь трудностей, активность, умение преодолевать трудности, умение отвечать за свои поступки.

- Проверим, как вы выполнили задание. Желающие ответить поднимают руку и говорят один ответ, который вы выбрали.
- Скажите, какого же человека можно назвать ответственным? (Честного, мужественного, общительного, доброго, внимательного, активного человека, который может преодолевать трудности и отвечать за свои поступки)

5. Виды ответственности.

- Ответственность делится на 3 вида.

Первый – личная, ответственность перед собой. Это, прежде всего, готовность брать на себя ответственность за свои действия, решения, последствия решений.

Второй вид – ответственность перед другими.

Третий – ответственность к делу (Школа)

6. Решение проблемных ситуаций.

- Скажите, какие профессии требуют особой внимательности? (ответы учеников)

- Ваша задача в группах подумать над  ситуацией.

Первая группа: Полицейский Михаил Иванович отправился в отпуск в другую страну. В один вечер, гуляя по улице города, заметил, что мужчина отбирает сумку у прохожей. Как должен поступить полицейский в данной ситуации, если девушке может помочь местная полиция, а он в чужой стране и не имеет полномочий (прав), но в данной ситуации может помочь?
Как вы думаете, что было бы, если полицейский безответственно отнёсся к этой ситуации?
(Высказывают предположения по данной ситуации. Если бы полицейский отнёсся безответственно к ситуации, то он понёс бы наказание за бездействие, т.к. он обязан исполнять свой долг, не зависимо от своего местоположения).

Вторая группа: Врач Дмитрий Сергеевич ехал в другой населённый пункт. На трассе произошла авария и пострадали люди. Проезжающие свидетели не имеют права оказывать первую медицинскую помощь. Дмитрий Сергеевич остановился на месте аварии, как вы думаете, может ли он помочь пострадавшим?
Что случилось бы, если врач не остановился?
( Высказывают свои предположения. Врач понёс бы ответственность за бездействие и если бы люди погибли, не получив помощи, его бы отстранили от работы)
Третья группа: На борту самолёта случилось происшествие - пилот потерял сознание. Самолёт остался без управления. Один из пассажиров имел опыт управления самолётом, но он не является пилотом. Как поступит пассажир в данной ситуации, если кроме него никто не может управлять самолётом? (Высказывают предположения. Пассажир должен попробовать спасти самолёт, т.к. если он примет безответственное решение - не принимать участия в спасении, то погибнет он сам и люди) 

( каждая группа называет свои ответы)
- Какой вывод можно сделать из этого? К чему может привести безответственный поступок? (предположения ребят)
Вывод: Безответственный поступок может обернуться для других людей неприятностью, бедой или несчастьем.

7. Динамическая пауза.

Делайте как мы!
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носки, на пятки,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите,
Слушать нас, друзья, начните.

8. Игра «Сделай правильный выбор».
- Предлагаю поиграть в игру под названием «Сделай правильный выбор».
- Я буду называть поступки человека. Если это хороший поступок, хлопните в ладоши, если это плохой поступок – топните ногой.
Вежливо разговаривать, защитить слабого, обидеть друга, помогать одеться братику или сестре, поссориться с мамой, уступить место в транспорте пожилому человеку, толкать ногой животных, разрушить птичье гнездо, помогать убрать посуду.
- Каждый день мы совершаем разные поступки. Действия мы совершаем в отношении к самому себе, к людям, к окружающему миру. И чтобы не навредить окружающим вас людям, да и самим себе, старайтесь не совершать плохих поступков.

9. Работа в группах.

- А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.

Ситуация №1  Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.
Как вы поступите:
а) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
Объясните свой выбор.


Ситуация №2  Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите:
а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.


Ситуация №3  Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.
Как вы поступите:
а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в) пойду гулять, а потом помою посуду.

- Теперь один человек из каждой группы читает одну ситуацию, называет выбранные ответы, и объясняете свой выбор. (высказывают свое мнение о ситуациях)

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Раздаточный материал

10 слайд

11 слайд

Раздаточный материал

12 слайд

13 слайд

Раздаточный материал

3. Заключительный

7 мин

Итог занятия.
Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте подведем итоги нашего занятия. Посчитайте, пожалуйста, все свои жетоны. И победителями становится команда…..
- Скажите, нужно ли нести ответственность за свои поступки? (да)
- Легко ли быть ответственным? (да, нужно только этого захотеть)

Упражнение «Цветок ответственности»

- Вы уже проявляете свою ответственность (Хожу в школу, выполняю домашнее задание, помогаю по хозяйству)
- Ответственное отношение к жизни подразумевает очень многое и наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество «ответственность», то есть отвечали перед кем-то. Напишите на лепестках цветов перед кем вы сейчас несете ответственность. (Перед собой, перед родителями, перед товарищами, перед учителем)

- У каждой команды получился прекрасный цветок наполненный ответственностью. Каждый человек сердцем чувствует, что должен всегда поступать ответственно в первую очередь перед самим собой, перед другими людьми (родителями, товарищами).

- Продолжите, пожалуйста, предложение: На классном часе я понял (поняла) ……
Мы желаем, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.

-Вы все молодцы, нам понравилось сегодня с вами поработать.

14 слайд

Раздаточный материал

15 слайд

16 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа «Мой путь к доброте» 2 класс

Цель: формирование у детей представлений об общечеловеческих качествах – о добре, доброте, о хороших и добрых поступках и их значимости  в системе человеческих отношений.  Задачи:...

Конспект классного часа "Семья и семейные ценности" 3 класс

Конспект классного часа для учащихся 3 класса. Тема "Семья и семейные ценности". Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «сча...

Конспект классного часа "Люби и береги свою малую родину"

Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в 3 классе, а именно способствует воспитанию творческой, социально активной личности,  ориентированной на базовые национальные ц...

Конспект классного часа "На страже Родины своей!" (3 класс)

Цель: формирование представления обучающихся о празднике «День защитника Отечества» посредством игры.Оборудование: презентация, проектор, раздаточный материал, призы....

Конспект классного часа «Мы ответственны за свои поступки» - 3 класс

Цель: способствование развитию у школьников чувства ответственности и формирование у детей умений анализировать свои поступки. Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, клей - карандаш,...