Внеклассное мероприятие к 135-летию С. Я. Маршака
методическая разработка (1 класс)

Арутюнян Татьяна Артемовна

Знакомство с биографией и творчеством писателя С. Я. Маршака, расширение читательского кругозора, воспитание нравственных качеств, любви к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_k_135-letiyu_s._ya._marshaka.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

Внеклассное мероприятие

«ПРО   ВСЁ   НА   СВЕТЕ».

К 135-летию со дня рождения

Самуила Яковлевича Маршака.

https://grizly.club/uploads/posts/2023-02/1676522518_grizly-club-p-klipart-portret-marshaka-1.jpg

Подготовила:

учитель начальных классов

Арутюнян Т. А.

2023 г.

Цель: познакомить с биографией и творчеством писателя С. Я. Маршака, расширять читательский кругозор, воспитывать нравственные качества, любовь к книге.

Ведущий: 

 Сегодня дети Маршаку

 Приносят свой привет.

 Его чеканную строку

 Мы знаем с детских лет.

Звучит песня « Из чего же?»

Слова: Халемского Я., музыка: Чичкова Ю. 

Ведущий:

Коротко рассказывает о жизни и творчестве С.Я. Маршака. Рассказ сопровождается показом слайдов.

С.Я. Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная.

Ученик:

Всё мне детство дарило  

Чем богат белый свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет…

Всё вокруг было ново:  

Дом и двор, где я рос,

И то первое слово,

Что я вслух произнёс…

Ведущий:

Отец его, мастер – химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: самого Самуила Яковлевича, его брата – Михаила Ильина и сестру Лию Яковлевну.

Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем, наставником.

Ученик:  (Сидит за небольшим столиком)

 «…Детство моё прошло при свете керосиновой лампы – маленькой, жестяной, которую обычно вешали на стену…. Железная дорога в наших краях ещё казалась новинкой. А заводы в те времена были так неуютны и мрачны, что мне иной раз было до боли жаль отца, когда  он … отправлялся на работу – в копоть, в жар и холод, в лязг и грохот завода.  Сознание полной необеспеченности нашей большой семьи отравляло нам лучшие годы детства, как не старалась мать скрыть от нас своё постоянное беспокойство о будущем. Нужда и надежда на будущее несли людей в неизведанную даль, как ветер несет, перекати – поле. Так в поисках счастья странствовала и наша семья».

Ведущий:

В цикле стихов «Память детства» Маршак воскресил картины этой кочевой жизни:

Ученик:

В край далёкий, незнакомый    

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У неё одна скамья.

Тесновато нам немножко

Это новое житьё.

Но открытое окошко

Перед столиком – моё!

Ведущий:

Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. «Я любил в детстве смешное и героическое, - писал впоследствии Маршак. – сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация».

В 1902 году Маршак переезжает в Петербург, поступает в одну из лучших столичных гимназий. Знакомится с известными людьми. Через несколько лет, в 1912 году, для завершения образования он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и путешествует по стране «с мешком за плечами и палкой в руках», слушает английские народные песни. Многие английские народные песенки и баллады мы помним с детства именно в переводах Самуила Яковлевича.

Учащиеся по желанию читают стихотворения С.Я. Маршака

Ведущий:

В годы первой мировой войны Маршак принимает деятельное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. В начале 20-х годов он участвует в организации детских домов и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, и театром для детей. Здесь в детском театре начинается его творчество детского писателя.

В 1938 году Маршак переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны С.Я. Маршак печатает в газетах сатирические эпиграммы, пародии, высмеивающие и обличавшие врага. Одним из самых первых военных плакатов был – «Суворовцы - чапаевцы». Он напоминал о традициях русской воинской славы, и его стих звучал как солдатская песня:

Ученик:

Бьёмся мы здорово,

Колем отчаянно –

Внуки Суворова,

Дети Чапаева.

Ведущий:

С.Я. Маршак был одним из организаторов Недели детской книги в 1943 году.

Про это Самуил Яковлевич сочинил такое стихотворение:

Ученик:

Длятся только день единый

Именины у людей

А у книжки именины –

Целых семь весёлых дней!

Ведущий:

О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:

Ученик:

Читатель мой особенного рода.  

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года.

Ведущий:

Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И.Чуковский , приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, лирического поэта, переводчика и сатирика. А литературовед С. Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. Десять Маршаков, воплощённых в одном – это не десять голов сказочного змея, спорящих между собой и мешающих ему жить. Нет, это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой – Самуил Яковлевич Маршак.

Ведущий:

А сейчас мы с вами поиграем

Викторина  «Продолжи строчку»:

  • «Не хотел котёнок мыться – опрокинул он …     (корытце)»,
  • «У Ваньки, у Встаньки – несчастные…                (няньки)»,
  • «Мой весёлый, звонкий …                                      (мяч)»,
  • «Выдали даме на станции четыре зелёных …         (квитанции)»,
  • «Вместо шапки на ходу он надел …                        (сковороду)».

Конкурс мыльных пузырей: «Чей больше, чей улетит дальше?»

Ученик читает стихотворение С.Я. Маршака  «Мыльные пузыри»

(Соревнуются в надувании пузырей по 5-6 человек)

Конкурс «Что такое перед нами?» - отгадай загадку С. Маршака:

Загадки загадывают учащиеся

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.        (часы)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу?      (очки)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!        (мяч)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!       (утюг)

Игра «Детский театр»      

В сегодняшнем спектакле  

Все бороды из пакли,

А царская корона

Из лучшего картона!

К чему нам бархат и атлас,

Светящиеся краски?

Пусть чувства светятся у нас

Во время хода сказки!

( Инсценирование «Сказки о глупом мышонке» С.Я. Маршака)

Игра: «Доска объявлений»  

Ответьте, кто написал объявление и из какого оно стихотворения.

  • «Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО».                          (Пожарные и милиция.   «Рассказ о неизвестном герое»)
  • «Купим шляпы и ботинки»  (Свинки.  «Не может быть»)  
  • «Требуется няня к капризному мышонку» (Мышка-мать.«Сказка о глупом мышонке                                    
  • «Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки».   (Девочка. «Усатый-полосатый»)
  • «Срочно купим гвозди и подковы» (Кузнецы. «Кузнец», «Гвоздь и подкова»)
  • «Пропала собака. Порода пудель».   (Старушка. «Пудель»)
  • «Потеряны гамаши. Нашедшего прошу вернуть. Живу на улице Рассеянной. Ой, нет! Бассейной!»    (Человек рассеянный.  «Вот какой рассеяный»)
  • «Обучаю столярному ремеслу».       («Мастер - ломастер»)
  • «Пропала маленькая собачка».          (Дама.   «Багаж»)

Ведущий:

И закончить я хочу цитатой С.Я. Маршака:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет…

Ученики исполняют

Песенку "Читайки"

 Слова Владимира Борисова. Музыка Григория Гладкова

 

Как только появился я —

Читателем я стал:

Читала книжки мама мне

Мне папа их читал.

Я от родителей своих

Решил не отставать.

Брал в руки книги

И меня Читайкой стали звать.

Припев:

Не просто так,

Не просто так

Страницы книг

Листать.

А чтобы я,

А чтобы ты —

Сумел

ЧИТАЙКОЙ стать!

Все буквы, зная назубок,

Взял и сложил в слова,

И книга стала о себе

Рассказывать сама.

Чтоб лучше быть,

Чтоб больше знать,

Ты книгу почитай,

Её, как друга, каждый день

Ты к сердцу прижимай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие .Викторина "70 летию битвы под Москвой посвящается"

Чтение рассказов С.Алексеева о битве под Москвой с последующим проведением викторины...

Презентация к внеклассному мероприятию "По тропинкам лета"

Используя презентацию, можно интересно провести внеклассное мероприятие в конце учебного года. Дети смогут вспомнить правила поведения в природе, узнают много нового о растениях и животных, расширят с...

Внеклассное мероприятие к 125-летию С.Я. Маршака

Внеклассное мероприятие, проведенное в нашем образовательном учреждении к 125-летию С.Я. Маршака...

Внеклассное мероприятие по теме: «Знаете ли вы Маршака?»

Внеклассное мероприятие по теме «Знаете ли вы Маршака?» Цель:    Познакомить детей с жизнью и творчеством детского поэта...

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-го класса "Маршак и его стихи "

Праздник. Маршак  и его  стихи. Внеклассное  мероприятие. Для учащихся  2-го класса...