Конспект классного часа «Кто в доме у меня живет?» (3 класс)
план-конспект занятия (3 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема: «Кто в доме у меня живет?»

Цель: сформировать новые знания у обучающихся о славянском празднике Домового, изготовить аппликацию.

Задачи:

1) формируем интерес у детей к русскому устному народному творчеству.

2) развиваем познавательные процессы, внимание и  память.

3) воспитываем чувства дружбы и взаимопомощи.

4) знакомим с  некоторыми традициями и приметами русской культуры.

Оборудование: компьютер, звуковое оборудование, презентация, видеоматериал, раздаточные материалы, канцелярские принадлежности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Конспект классного часа

 на тему: «Кто в доме у меня живет?»

Выполнили:

Студентки 21 группы

Зиннатуллина А.Ж.

Ковалева А.В.

Нагорнова М.И.

Новикова Ю.А.

Потапова П.А.

Проведение:___

Проверила: Ульянова Татьяна Александровна

 

Челябинск, 2022

Схема конспекта

Дата проведения мероприятия: 10.02.2022

ФИО учителя: Огородникова Екатерина Викторовна

Класс: 3 «А»

Тема: «Кто в доме у меня живет?»

Цель: сформировать новые знания у обучающихся о славянском празднике Домового, изготовить аппликацию.

Задачи:

1) формируем интерес у детей к русскому устному народному творчеству.

2) развиваем познавательные процессы, внимание и  память.

3) воспитываем чувства дружбы и взаимопомощи.

4) знакомим с  некоторыми традициями и приметами русской культуры.

Оборудование: компьютер, звуковое оборудование, презентация, видеоматериал, раздаточные материалы, канцелярские принадлежности.

Ход классного часа:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

5

минут

- «Добрый день, дорогие ученики, сегодня мы проведем у вас классный час. Давайте для начала познакомимся, меня зовут Милена Ивановна»

- «Я Анастасия Вячеславовна»

- «Меня зовут Юлия Александровна»

- «Я Алёна Жалиловна»

- «А меня зовут Полина Александровна»

- «Ребята, вы заметили, что, когда мы говорили наши имена, делали какой-либо жест?» (Да) «А теперь мы бы хотели узнать, как зовут вас. Ваша задача - по цепочке вставать, называя свое имя, и показывать фирменное движение, или сказать прилагательное, которое вас описывает. Начнем по цепочке со второго ряда, поехали!» (Дети рассказывают о себе)

- «Спасибо за ваши ответы, мы поняли, что вы очень активные, весёлые и смышлёные ребята!»

Показ презентации, слайд 1

2. Основной

2 минуты

- А теперь давайте попробуем отгадать тему нашего классного часа.

Говорят, он охраняет дом.

Бережёт жильцов и всё, что в нём.

С детками, животными играет,

Но порой кого-нибудь пугает. (Домовой).

- Верно, сегодня мы будем говорить об обитателях наших домов. А кто-нибудь может догадаться, почему мы выбрали эту тему именно сегодня? (Именины у Домового 10 февраля). Вспомним о правиле поднятой руки.

- Вы большие молодцы, мы бы хотели узнать, какие цели и задачи стоят сегодня перед нами, какой план работы у нас? (Дети предлагают план развития классного часа)

- Хорошо, мы услышали ваши предположения, а вот что получилось у нас. Может кто-то хочет прочитать? (Обучающиеся читают со слайда)

- У нас есть цель, план, значит пора приступать!

Показ презентации, слайд 2-7

5

 минут

- Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.

- Наша культура неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины веков. Менялись люди, время – менялась и культура.

Ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Славяне верили, что они охраняют их от болезни, «дурного глаза», стихийных бедствий и разных напастей.

- Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого надо задобрить, чтобы он не сердился и не вредил обитателям дома.

- Домовой — у славянских народов – домашний дух, хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие.

- Домовой в основном следит за порядком в ночное время, когда все спят, чтобы не попадаться на глаза и не пугать домочадцев. Домовёнок любит подбрасывать подарки, иногда это бывает в виде небольшой денежки. Домовые любят играть с маленькими детьми.

- О защите дома полагалось помнить постоянно, но устанавливались и специальные дни, в которые нужно было призывать ее с особой силой. Так возникали праздники в честь духов-хранителей.

- Чудеса как раз и были связаны с домовым, который 10 февраля считался именинником. В качестве такового он мог разгуляться – расшалиться и, чтобы не разошелся «через край», его полагалось «унимать». Обряд унимания заключался, прежде всего, в угощении. Каждый имел свои особенности подношения кушаний для домашнего духа. Кто-то оставлял домовому кашу в горшке, кто-то – наливал молока в миску. Кто-то за ужином ставил прибор «для хозяина» и накладывал в тарелку еду. А если баньку топили, то уходя из нее, оставляли ведро и веник – чтоб «батюшка» тоже мог попариться ради праздничка.

- В купеческом сословии и в среде зажиточных крестьян было принято класть под печку серебряную монету: коли примет «дедушка» подношенье – быть достатку в доме целый год.

- В знак почитания домового 10 февраля полагалось разговаривать тихо да ласково, обходиться без споров и упреков: мол, увидит он, что в семье лад, обрадуется и будет помогать хозяевам.

- К дню Домового в качестве подарка родным и близким мы предлагаем сделать аппликацию «Домовёнок».

Показ презентации, слайд 8-9

7

минут

- Разделитесь, пожалуйста, на команды по четыре человека. У вас на столе имеются заготовки, посмотрите на них, есть картон, цветная бумага, моток шпагата, распечатка, ножницы, фломастеры или ручки, клей. Если у вас чего-то не хватает, поднимите руку, мы вам поможем.

- Посмотрите на презентацию, для начала склейте коричневый и желтый картон, нарисовав рисунок дерева, как вы видите на экране. Потом вам надо будет  по шаблону  вырезать рубаху, штаны и лапти на цветной бумаге. Затем приклеить их к фону, теперь нужно сделать голову, вы можете воспользоваться нашим шаблонам или придумать свою форму, после этого соедините ее с помощью клея с основной деталью. Сделайте волосы из мотков шпагата, который у вас на столе. Добавьте детали, нарисовав их ручкой или фломастером. И еще нарисуйте, пожалуйста, вашим домовым какой-нибудь атрибут, который мы называли в нашем рассказе.

- На это задание дается 5 минут. Если вам понадобится помощь или возникнут вопросы, поднимите руку, мы к вам подойдем. Желаем удачи!

- Время закончилось. Ух ты, какие замечательные работы получились, давайте вывесим их на доску!

Показ презентации, слайд 10-12

1,5 минуты

- Давайте немного отдохнем, мы просим всех вас встать с ваших мест.

- Молодцы, спасибо вам!

Видео с динамической паузой.

3,5 минуты

- Теперь вам предстоит разгадать венгерский  кроссворд, или как его по-другому называют филворд. Слова, которые в нем закодированы, связаны с тематикой классного часа. Буквы собираются в слова змейкой вправо, влево, вверх и вниз. Это задание на скорость, кто первый справится - получит сладкий приз. На счёт 1,2,3, начинаем. 1,2,3, поехали!

- Команда, которая справилась первой, пожалуйста, прочитайте слова, которые у вас получились. (угощения, дом, оберег, гости, подарки, пакости, прятки, дела, добро, дети, дружба, мультфильм, обычаи, обряды, сладости).

- Верно, вы большие молодцы и получаете призы!  У остальных получилось также ?(Да)

Показ, презентации слайд 13-15

2 минуты

- Домовой очень любит время от времени похулиганить, вещи с места на место переставить, дверьми и окнами постучать. Вот сейчас мы предлагаем вам поиграть в любимую игру домового.

- На экране расположены картинки в определенном порядке, необходимо запомнить данный порядок разложенных вещей, через несколько секунд, одна из них исчезнет, ваша задача запомнить, что это было, поднять руку и назвать ее, за правильные ответы, награда в виде конфетки. Вы готовы? (Да) Приступим!

- Молодцы! Вы все были очень внимательные и активные!

Показ, презентации слайд 16-24

2 минуты

- Домовой, как и все жители дома, любит покушать. По старинным правилам каждый четверг необходимо кормить домового, ставить блюдечко с молочком в какое-нибудь укромное место, чтобы это блюдечко никто не видел. А, вообще, домовенок - сластена, очень любит сладости, конфеты, варенье, а особенно кисель: готов есть его днем и ночью.

- Так же он любит есть кашу. Сейчас мы с вами будем готовить кашу для домовенка, но не настоящую, а «понарошковую». Если из того, что я буду сейчас называть, готовится каша, то вы хлопните в ладоши и громко скажите "ДА!" Давайте прорепетируем. Но если названные продукты для приготовления каши не используют, то вы дружно топните ногой и скажите: "НЕТ!". Попробуем...

А теперь играем.

Парное молоко? - ДА!

Куриное яйцо? - НЕТ!

Крупа манная? - ДА!

Капуста кочанная? - НЕТ!

Соленый огурец? - НЕТ!

Мясной холодец? - НЕТ!

Сахар да соль? - ДА!

Белая фасоль? - НЕТ!

Масло топленное? - ДА!

Рыбка соленая? - НЕТ!

Лавровый лист? - НЕТ!

Китайский рис? - ДА!

Чернослив да изюм? - ДА!

Шоколадный лукум? - НЕТ!

Перец болгарский? - НЕТ!

Соус татарский? - НЕТ!

Клубничное варенье? - ДА!

Бисквитное печенье? - НЕТ!

-Молодцы! Теперь у наших домовых будет самая вкусная каша!

Показ презентации слайд 25-26

3. Заключительный

7      минут

- А теперь, после того как вы прослушали всю информацию, можете вспомнить из своего личного опыта или из рассказов ваших близких родственников, приходилось ли вам замечать домового у себя дома, пожалуйста, приведите примеры.(Ответы детей).

- Ну вот, если вы заметите такие проказы, значит нужно его угостить.

- Посмотрите, домовой оставил нам письмо, давайте его скорее прочитаем! Кто хочет прочитать? (Вам ребята говорю: («Всех вас очень я люблю!

Обещаю вас беречь, что ж друзья, до новых встреч!»

А сейчас всем друзьям я гостинцы раздам)

- Что вы запомнили из нашего занятия?

- Какие цели мы с вами поставили в начале классного часа?

- Как вы считаете, получилось ли у нас их достичь? (Ответы детей)

- На ваших столах листочки с лесенкой успеха, пожалуйста, определите, на какой ступеньке вы остались после нашего классного часа.

- Поднимите руку, если вы на первой ступеньке. А теперь те, кто на второй ступеньке, а кто на третей?

- Хорошо, мы очень рады, что проделали с вами такую большую работу, и хотим вручить грамоту «Почётные знатоки домовят» всему вашему классу!

- Спасибо вам большое за работу! Вы очень хорошие ребята!

Показ презентации, слайд 27-29


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа на тему, «Какая у тебя воля?», 4 класс

Цели: расширить представление детей о самопознании и самовоспитании;*углубить понятие «сила воли»;* формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, во...

Конспект классного часа на тему: "Учусь оценивать себя сам" 2 класс

Конспект классного часа на тему: "Учусь оценивать себя сам" 2 класс...

Конспект классного часа на тему "Женский день – 8 марта" 2 класс

Цель: дать детям знания о празднике 8 марта.Задачи: обучающая: познакомить детей с историей праздника;               развивающая: ...

Конспект классного часа на тему "Мы здоровью скажем: Да" 2 класс

Цель: воспитывать серьезное отношение к своему здоровью; расширять кругозор учащихся.Задачи: обучающая: познакомить детей с правилами сохранения здоровья; Развивающая: развивать коммуникативные с...

Конспект классного часа «Кто в доме у меня живет?» 3 класс

Тема: «Кто в доме у меня живет?»Цель: сформировать новые знания у обучающихся о славянском празднике Домового, изготовить аппликацию.Задачи:1) формируем интерес у детей к русском...