Разработка "Подвиг без национальности"
классный час (4 класс)

Мункуева Марина Савельевна

Разработка подойдёт как для классного часа, так и для проведения бесед "Разговоры о важном". Материал связан с национально-региональным компонентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по проблемам формирования межэтнической толерантности

Учителя: 

  1. Учитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №63 г.Улан-Удэ» Мункуева Туяна Балдановна
  2. Учитель МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова» Мункуева Марина Савельевна

Направление: Формирование межэтнической толерантности во внеурочной деятельности.

Тема: Подвиг без национальности. Перед Отечеством мы все равны.

Главная цель внеурочного занятия: формирование межэтнической толерантности на основе исторического патриотизма, как основы национального единства России.

Задачи занятия: 

- знакомство с примерами патриотизма российского народа в годы Великой Отечественной войны, мирной время и во время СВО;

- популяризация знаний общей истории боевых заслуг многонационального российского народа и наших земляков;

- формирование понятия «единый многонациональный народ нашей общей родины – России»;

- воспитание чувства уважения и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

- воспитание чувство

- побуждать учащихся  к изучению истории страны.

 Форма проведения: Классный тематический час. Можно провести на занятиях «Разговоры о важном».

Актуальность данного мероприятия: формирование межэтнической толерантности не только на основе богатой истории России, но и на событиях современной истории России с начала СВО.

Практическая значимость:

Данное мероприятие можно провести как в рамках Дня Толерантности (16 ноября), так и Дня Героев Отечества (9 декабря), Дня Защитника Отечества, Дня Победы или 100-летия Республики Бурятия.

Ход проведения мероприятия

1 этап. Орг.момент.

- Здравствуйте! Мэндээ! Дорово! Мэнду! Исэ́нмесез!

- Приветствия каких народов вы услышали? (русский, бурятский, эвенкийский, татарский)

- Я поздоровалась с вами только на четырёх языках народов, проживающих в Бурятии. Хотя в нашей республике насчитывается более 130 национальностей и народностей. И это закономерно, так как наша Россия – многонациональная страна.

(1-й слайд)

(Учитель читает стихотворение Димитрия Кочнева «Народы России», на экране ролик «Россия - многонациональная страна»)

Сотни языков, как в Древнем Вавилоне,

Слышны на улицах российских городов,

У нас по всем канонам и законам

Разных национальностей народ.

В степях, снегах, крутых горах Кавказа,

На побережье омывающих морей

Живут страны великой нашей люди –

Будь то якут, татарин иль еврей.

Мы граждане одной страны - России,

Для нас традиции любого дороги.

Пусть отличаемся глазами, цветом кожи,

Но вместе все дружны мы и сильны!

- Сегодня на занятии мы попробуем понять, в чём заключается сила нашей многонациональной России.

2 этап. Основная часть.

(2-й слайд)

- Что вы видите на данной слайде? (флаги субъектов РФ)

- Флаги каких республик вы узнаёте? Если затрудняетесь, то можете навести свои смартфоны на куар-код и перейти на сайт, где вы можете найти информацию о флагах субъектов РФ.

(На это задание можно дать только 1 минуту, чтобы не уходить от темы урока)

(3-й слайд)

- Используя этот шифр, расшифруйте название нашего занятия.

Каждой букве соответствует определённый флаг субъекта РФ

(4-й слайд)

Код

А

Б

В

Г

Д

Е

З

И

Л

Н

О

П

С

Т

Ц

Ь

Тема занятия

Ученики расшифровывают название темы занятия «Подвиг без национальности». (нажимаем на слайд, появляется ответ)

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? (о подвиге советского, русского народа)

- Так что такое подвиг?

(5-й слайд)

- Когда больше всех люди совершают подвиги? (ответы детей)

- Да, в годы Великой Отечественной войны наш советский народ совершил самые невероятные подвиги ради победы. И мы, современное поколение, не должны забывать о миллионах погибших в той войне.

(6-й слайд)

- Сегодня при обсуждении данной темы хочется особое внимание уделить подвигам наших земляков, так как их подвиг – это наша национальная гордость.

 (7-й слайд)

- В нашей республике особое внимание уделяется увековечиванию памяти героев, отдавших жизнь за нашу Родину. Улицам, школам, паркам присваиваются имена героев.

- Посмотрите на эту фотографию. Чьё имя носит этот парк, расположенный в Железнодорожном районе около ЛВРЗ? (парк С.Н.Орешкова)

- Были ли в этом парке? Задумывались ли вы о том, кто этот человек и какой подвиг он совершил?

(8-й слайд)

Орешков Сергей Николаевич родился в Вологодской области, работал на Локомотивовагоноремонтном заводе в нашем городе до Великой Отечественной войны. В 1943 году в ходе продолжительных боёв прикрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, тем самым обеспечив нашим войскам выполнение боевого задания.

(9-й слайд)

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Попробуйте вспомнить, чьё имя носит парк в посёлке Восточный? (Дармы Жанаева)

(10-й слайд)

- Дарма Жанаевич, родился в Хоринском сомоне (так раньше назывались районы Бурятии). Был инженером, руководил строительством переправ, мостов, дорог для быстрой переброски советских войск.

(11-й слайд)

- В 102 квартале Улан-Удэ основная улица носит имя Базара Ринчино,  Учитeль нaчaльныx клaccoв Бaзap Pинчинoвич Pинчинo

- Одна из улиц города Улан-Удэ носит название этого героя Советского Союза. Кто знает его? Борсоев Владимир Бузинаевич

(12-й слайд)

- Чертенков Иван Матвеевич родом из Курской области, до Великой Отечественной войны работал в Улан-Удэ. Стрелком.

- Харитонов Пётр Тимофеевич. Родился в Тамбовской области. Работал учителем в г. Улан-Удэ. Лётчик, за годы войны сбил 14 самолётов противника. Его имя носит школа №31 г. Улан-Удэ.

(13-й слайд)

- Вглядитесь в эти лица: буряты и русские, вместе плечом к плечу защищали нашу Родину. Массовый подвиг на войне не имел национальности. Победа завоевывалась большой армией многочисленных народностей и национальностей нашей Родины.

«Расскажут лишь камни об этих боях,

Как насмерть герои стояли.

Здесь русский, бурят, армянин и казах

За Родину жизнь отдавали».

- Всего из Бурятии на фронты Великой Отечественной войны были призваны 120 тысяч человек.

(14-й слайд)

- Великая Отечественная война явила миру изумительные образцы мужества и стойкости, героизма многонационального народа Советского Союза. Это был массовый героизм без национальных границ.

(15-й слайд)

- Герои в России были во все времена. Есть они и сегодня, так как и в мирное время всегда есть место подвигу.

- О подвигах каких героев вы можете рассказать всему классу?

(16-й слайд)

Алдар Цыденжапов — герой России, который пожертвовал жизнью, чтобы спасти сослуживцев и боевой корабль. И его подвиг – подтверждение тому, что наша страна сильна единством народов, проживающих на её территории. Своими самоотверженными действиями в экстремальной ситуации он поставил себя в один ряд с теми, кто защищал нашу страну во время многочисленных войн и в мирное время. Школе №57 г.Улан-Удэ присвоено звание Алдара Цыденжапова.

(17-й слайд)

- А сейчас узнаем, что это за герой России. Наведи свой смартфон на куар-код и найди про него информацию.

(18-й слайд)

Лётчик-испытатель Тайгиб Толбоев – Герой России. Родился в Дагестане. Проживал в городе Улан-Удэ. Лётчик-испытатель. Принимал участие в испытаниях 35 различных типов и модификаций вертолётов и самолётов. Принимал участие в Чеченской войне. Не только за участие в военных операциях, но и за другие опасные испытания.

(19-й слайд)

- Но вернёмся к героям-землякам Великой Отечественной войны. Когда читаем о них информацию и часто видим такую строчку «Погиб на Украине». И сейчас в мирное время наши военные сражаются и погибают там же, участвую в специальной военной операции.

- Спустя 77 лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принимают военные наших дней – участники СВО.

(20-й слайд)

- Борсоев Владимир Бузинаевич передаёт эстафету мужества своему земляку из Иркутска Фиршинёву Дмитрию Александровичу.  Дмитрий участвовал в военных операциях в Сирии и на Украине. Погиб в неравном бою, прикрывая своё подразделение. Герой России.

(21-й слайд)

- Ринчино Базар Ринчинович передал эстафету мужества своему земляку из Аги Балдану Цыдыпову, который рискуя жизнью, спас от гибели более 150 сослуживцев, отражая атаки противника. Получил тяжёлые ранения.  

(22-й слайд)

- Ещё одна связь поколений и земляков из Джиды: Гармаев Гармажап Аюрович и Сукуев Виталий Владимирович. Виталий Сукуев принимал участие в спецоперации на Украине с первых дней. Погиб, его машина подорвалась на противотанковой мине.

(23-й слайд)

- После начала спецоперации на Украине более 10 военных из Бурятии были удостоены звезды героя России.

  1. Бaлдaн Цыдыпoв, бурят.
  2. Дeниc Шишoв, русский из Литвы, служил в Бурятии. В первые дни спецоперации, несмотря на ранение, обеспечивал отражение атак и ведение боевых действий.  
  3. Bитaлий Cyкyeв, бурят.
  4. Энвep Haбиeв – лезгин по национальности. Родился в Дагестане. Проходил военную службу в Улан-Удэ. Очень умело организовал засаду, в результате которой уничтожены значительные силы противника.
  5.  Дмитpий Фapшинёв, русский

- Люди разных национальностей и вероисповеданий защищают в ходе спецоперации на Украине целостность нашего государства, нашу Родину. И их подвиг без национальных границ. Все они россияне.

  1. И последний на фото герой России Иван Калашников, о котором теперь знает вся Россия, благодаря его фразе «Буряты не бегут». Русский бурят.

(24-й слайд)

- Посмотрите репортаж с президентом РФ Владимиром Путиным.

(25-й слайд)

- Владимир Путин сказал очень мудрую мысль «Есть нечто, что объединяет наш народ в единое целое» и «И это самая главная гарантия всех наших побед».

3 этап: рефлексия.

-  Так что же объединяет наш российский народ в единое целое? (ответы детей)

- Русский народ объединяется не только своим языком и культурой, но также сильным патриотическим чувством, национальными праздниками, общими ценностями и уважением. Это те факторы, которые помогают создать чувство единства и принадлежности к русской нации, несмотря на ее многообразие и разнообразие.

- Мы гордимся историей и культурой своего народа, это главная сила, которая объединяет наш народ в стремлении к защите и процветанию России. Защита Отчества – многонациональная традиция народа России. И это самая главная гарантия всех наших побед не только на полях сражениях, но и в мирных областях, таких как космос, наука, спорт.

(26-й слайд)

- Надо помнить: Великая Победа не имеет национальности. И сила нашего народа в его единении, духовной сплочённости,

- Мы все перед Отечеством равны. Вот главная мысль нашей темы.

(27-й слайд)

- А сейчас вспомним героев-земляков, о которых вы узнали сегодня на занятии. Для этого вы разгадаете кроссворд «Герои из Бурятии». Если вы правильно отгадаете всех героев, то в выделенной строчке вы прочитаете слово, в котором заключается сила многонациональной России.

 

- Какое слово получилось в выделенной строчке? (Единство)

- Молодцы!

(28-й слайд)

- И закончить наше занятие я хотела бы информацией о героическом поступке ученика 7-го класса Жаргала Батуева, который спас тонущего ребёнка. Он не смотрел, какой нации был тот ребёнок, быстро среагировал и бросился на помощь, взрослые даже не поняли, что произошло. Была дорога каждая секунда, иначе ребёнка могли бы потерять.

Мы просто ради любопытства решили узнать имя тонущего ребёнка, но не получилось. Но точно знаем, что это был русский мальчик, который в знак благодарности сказал Жаргалу «Ты будешь мне другом и братом на всю жизнь».

Поистине «Героизм без национальных границ». Главное, быть человеком.

Домашнее задание

- Найти в Интернете случаи героических поступков наших земляков в мирное время, разместить информацию в группе ВКонтакте.

Буклеты к занятию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельство национальной образовательной программы " Интеллектуально-творческий потенциал России"

Свидетельство за подготовку Призёра Российского конкурса " Познание и творчество"...

Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"

Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....

Методическая разработка по теме «Национальные виды спорта». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта.

Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие...