Конспект внеклассного занятия «Встречаем весну играми-веснянками».
план-конспект занятия (1 класс)

Наталья Михайловна Савинова

Внеурочное мероприятие, в ходе которого учащиеся с ОВЗ знакомятся с русскими народными играми-веснянками, закрепляют знания о весне и весенних признаках, расширяют знания об устном народном творчестве: пословицах,  поговорках, закличках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vneklassnogo_zanyatiya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

Тема

«Встречаем весну играми-веснянками»

Форма проведения

Игровая программа

Дата проведения

г.

Цель

Знакомство с русскими народными играми-веснянками

Задачи

Образовательные:

- закрепление знаний уч-ся о весне и весенних признаках;

- расширение знаний детей об устном народном творчестве: пословицах, поговорках, закличках;

- формирование познавательного интереса к народной культуре, расширение кругозора.

Коррекционные:

- обогащение словарного запаса уч-ся, развитие связной речи;

- развитие зрительного внимания, слуховой памяти, логического мышления;

- развитие ловкости, зрительно-двигательной координации, быстроты двигательной реакции;

- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитание уважения к русской народной культуре;

- воспитание умения работать в команде, умения уступать друг другу;

- сплочение детского коллектива через совместную игровую деятельность;

- воспитание нравственно-эстетических чувств.

Методы работы

Словесный, наглядный, практический

Формы организации работы

Групповая, фронтальная

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

- адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию, понимание причин успеха (неуспеха) в процессе игры.

Регулятивные УУД:

- умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:

- знание народных игр, весенних признаков.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и слышать воспитателя, других учеников; умение сотрудничать в группе при решении учебных задач.

Образовательные ресурсы (оборудование)

Картинки с изображением птиц (грач, ласточка, жаворонок); птицы, сделанные из бумаги, ткани и испеченные из теста; картинки – подсказки с признаками весны; колокольчик, запись трели жаворнка.

Ход занятия

Этапы

Формы, методы, методичес-

кие приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

#1054;рганизация начала занятия.

Эмоциональный настрой на работу.

Фронтальная.

Словесный.

Приветствие гостей.

- Займите удобное положение на ковре и приготовьтесь внимательно слушать и хорошо работать.

Приветствуют гостей легким наклоном головы.

Занимают удобное положение на ковре, слушают воспитателя.

Фронтальный. Наблюдение воспитателя.

II. Целеполагание

Фронтальная.

Слово воспитателя.

- Ребята, подходит к концу 3-ья четверть, совсем скоро первый учебный год будет позади. За это время вы подросли, многому научились, многое узнали. Но вы учились не только читать, писать и считать, а еще учились общаться друг с другом, учились правильно, дружно играть, знакомились с русскими народными играми.

- И сегодня на занятии мы тоже будем играть, знакомиться с новыми играми, покажем свою ловкость и быстроту. А чему будет посвящены эти игры, вы мне скажите сами, послушав внимательно стихотворение:

Если снег повсюду тает,

День становится длиннее,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла … (весна)

- Как вы думаете, чему будет посвящено наше игровое занятие?

- Правильно, мы сегодня познакомимся с играми, в которые дети играли весной, они так и называются – игры-веснянки.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Отгадывают загадку.

Совместно с воспитателем формулируют учебную задачу.

Фронтальный.

Устные ответы.

III. Актуализация знаний.

1) Словарная работа.

2) Весенние признаки.

3) Загадки про птиц.

4) Игра на повторение «Жаворонок» (описание игры в Приложении).

Коллективная.

Словесный.

Дидактичес-кая игра.

Подвижная игра.

- А весна уже наступила? Какой сейчас месяц?

- Правильно, по календарю сейчас месяц март. В народе говорили: «Март зиму кончает, весну начинает».

- Но не хочет уходить от нас зима, то и дело напоминает о себе: и холодными ветрами, и утренними заморозками, да и снег еще может пойти. Март – месяц коварный.

- И вот, чтобы ускорить приход весны, люди придумали обряд кликания весны. Кликать – это значит звать. В старину люди кликали, т.е. звали весну, складывали о весне стихи, пели песни, водили хороводы и играли в игры.

- Вот и мы сейчас с вами будем кликать весну играми-веснянками:

Ты приди, весна – веснянка,

Выходи к нам на полянку!

Дружно, дружно всем народом

Мы пройдемся хороводом.

Песни, пляски заведем,

Игры разные начнем!

- Но в начале, немного поговорим о весне.

- Скажите, а вы рады, что наступила весна? Вы ее ждали?

- А если мы долго ждали весну, значит, она какая? (Долгожданная)

- А какие еще можно подобрать слова о весне? Весна, она какая?

- Давайте расскажем, что происходит весной. Я буду показывать картинки, а вы называйте весенний признак. Свой ответ начинайте со слова «весной».

- Молодцы! А какие птицы прилетают первыми из теплых краев? Я буду читать загадки, а вы отгадайте, что это за птицы:

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам враг (грач).

- Грач – черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных насекомых.

Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце.

Сама птичка мала,

Но за морем была (ласточка).

- Посмотрите, какая красивая птица!

На шесте дворец.

Во дворце певец.

А зовут его… (скворец).

- Скворец – красивая птица с блестящим черным оперением. Короткий хвост, длинные крылья, клюв у самочки – черный, а у самца – желтый.

Он первым весну несет,

Песни на всю Русь поет (жаворонок).

- Жаворонок – маленькая, но сильная птица, последним улетает осенью и первым прилетает весной.

- Больше всего в народе любили звонкого певца жаворонка, который своими трелями переливчатыми заставлял весну пробудиться ото сна. Хотите послушать, как поет жаворонок?

- В русском народе верили, что именно жаворонки приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну.

- 22 марта на Руси даже праздновали праздник, кот. так и назывался – «Жаворонки». В этот день в каждом доме делали жаворонков: кто из бумаги, кто из тряпок, кто из теста, а потом кликали весну.

- Мы тоже с вами делали птичек. Кто запомнил, как мы звали весну?

- А еще мы играли в игру-веснянку «Жаворонок». Давайте поиграем в нее еще.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Высказывают свои предположения.

Составляют предложения, начинающиеся со слова «весной»:

- Весной ярко светит и греет солнце.

- Весной тает снег и появляются проталины.

- Весной бегут ручьи и появляются большие лужи.

- Весной звенит капель.

- Весной набухают почки и появляются первые листочки.

- Весной появляется трава и первые цветы.

- Весной просыпаются насекомые.

- Весной у зверей появляются детеныши.

- Весной прилетают птицы.

Отгадывают загадки, рассматривают картинки.

Слушают запись трели жаворонка.

Читают заклички с движениями:

Жаворонки, перелетушки! (Машут «крыльями»)

Прилетайте к нам! (Руками «зовут» к себе)

Принесите нам

(Машут «крыльями»)

Весну ясную, весну красную!

(Руками делают «радугу» в разные стороны)

Принимают участие в подвижной игре.

Коллективный.

Устные ответы.

Правильно выполненные действия.

IV. Изучение нового материала.

1) Подвижная игра «Птица без гнезда».

2) Подвижная игра «Весенний ловишка» (описание игр в Приложении).

Коллективная.

Практический.

- Итак, птицы прилетели, пора задуматься о потомстве. А где же птицы высиживают своих птенцов?

- Конечно, весной птицы строят себе новые гнезда или ремонтируют старые.

- Предлагаю поиграть в игру-веснянку, кот. называется «Птица без гнезда».

- Но вначале, вспомним правила, которые нужно соблюдать, чтобы игра получилась веселой и интересной.

- Послушайте правила игры-веснянки «Птица без гнезда».

- Ну, а теперь, я хочу вас познакомить с еще одной игрой-веснянкой, в нее очень любили играть дети в старину. Можно сказать, что эта игра была самой любимой. Называется она «Весенние ловишки».

- Послушайте правила этой игры.

Принимают правила игры.

Вспоминают правила играющих:

1) Выслушать правила игры.

2) Строго следовать правилам игры.

3) Во время игры помнить о русской пословице – «Доброе братство лучше богатства», т.е. не ссориться, уважать всех играющих.

Принимают участие в подвижной игре.

Коллективный.

Индивидуаль-ный.

Устные ответы.

V. Рефлексивно-оценочный.

Подведение итогов,

оценка своей деятельности.

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный.

Беседа.

- Молодцы!

- Наше игровое занятие подошло к концу. Вам понравилось? Что нового узнали? Как называются игры, в которые дети играли весной? Какая игра-веснянка вам понравилась больше всего? Будете играть в них в свободное время?

- Сейчас я попрошу вас оценить свою работу на занятии. Если вы считаете, что работали хорошо, старались, не нарушали правил игры, возьмите свою птичку и повесьте ее на дерево. А если вы думаете, что старались недостаточно, то оставьте свою птичку на подносе.

- Отлично, все птички сидят на дереве, т.е. все сегодня старались и работали хорошо. Возьмите за это пирожок в виде жаворонка и отдыхайте.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Анализируют свою работу на уроке.

Индивидуаль-ный,

фронтальный.

Оценка своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Жаворонки весну кличут"

Праздник для учащихся начальных классов. Проводится в марте....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Встреча весны"

Этот материал подходит к проведению утренника, посвященного 8 марта. В нем много стихов, вставлены песни и танцы....

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПРАЗДНИК ВЕСНЫ – 8 МАРТА

Разработка сценария праздника для начальных классов....

Конспект внеклассного занятия 1 класс "Весна, весна! И все ей рады"

Внеклассное мероприятие 1 классТема: «Весна, весна! И все ей рады!»Цели: 1. формирование представлений о весеннем времени года, о признаках весны;воспитание позитивного эмоционально-ценнос...

Конспект внеклассного занятия для 1 класса «Мартиничка» - кукла встречи весны

Цели занятия:Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,Развивающая: развивать познавательный интерес ...

Конспект занятия "Встреча весны"

Расширить и углубить знания и представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Расширить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать память, внимание, ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча весны. Игры наших предков.

Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча весны. Игры наших предков.Цель: формирование познавательного интереса младших школьников....