Воспитание культуры поведения у младших школьников
статья

Соловьева Елена Валерьевна

Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Дети должны уметь управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_povedeniya_u_mladshih_shkolnikov.docx14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Дети должны уметь управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Средством воспитания культуры поведения может быть вся та атмосфера, в которой живет школьник: атмосфера может быть пропитана добром, любовью, гуманностью, а может и жестокостью, безнравственностью. Окружающая обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, культуры поведения, т.е. она активизирует весь механизм воспитания и влияет на воспитание определенных качеств.

В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога добиться не выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности школьника, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.

Педагогу необходимо знакомить школьников с правилами поведения, воспитывать навыки культурного поведения в жизни, культуру этикета, воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, прививать бережное отношение к культурным ценностям, знакомить педагогов и родителей с культурой поведения, так как в семье выполнение основных требований поведений обязательно не меньше, чем вне дома, показал, что «культура поведения» - это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, рационально использовать свободное время. Культура поведения проявляется манерами общения, этикетом, высшей степенью отточенности, отшлифованности действиями и поступками человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Условиям воспитания культуры поведения является образовательная организация. Дети должны научиться вести беседу, понимать юмор, использовать языковые средства в условиях общения, владеть нормами устного и письменного языка, воспитание навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки, цель общения (деловая, личная и т.д), соблюдение личной гигиены, выбирать свой стиль, управлять своими жестами, мимикой, походкой.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

В целях воспитания культуры поведения младших школьников целесообразно использовать такие методы как: формирование сознания личности, организация жизнедеятельности и поведения, стимулирование и мотивация деятельности и поведения, контроль, самоконтроль, самовоспитание. А также следующие приемы: рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, лекция, пример, диспут, анализ ситуаций, поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации, требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий, дискуссия, эмоциональное воздействие, педагогическое наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, рефлексия, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение.

Педагогу необходимо определить способности каждого ученика, а после рассмотреть применяемые методики для воспитания культуры поведения. Также чтобы был положительный результат, необходимо, чтобы присутствовало сотрудничество, терпение и заинтересованность участия педагога в судьбе школьника. Учитель должен приучать школьников к способам самоконтроля, самооценки, воспитывать стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию путем воспитания культуры 58 поведения. В воспитании культуры поведения важную роль играет учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Личный пример педагога это воспитательное воздействие факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"

Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....

"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание

Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Родительское собрание. Тема: «Воспитание культуры поведения у младших школьников». В материале представлены беседа учителя и презентация....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Доклад на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников" подготовлен для выступления на ШМО....

Воспитание культуры поведения у младших школьников

Все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорн...