Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" "Арктика - территория развития"
классный час (4 класс)

Шайхитдинова Регина Альфредовна

Цель мероприятия: развитие представлений обучающихся об Арктике, об истории ее исследования и жизни людей; формирование понимания стратегического значения Арктики для развития страны и на международной арене; укрепления позиций России воспитание чувства ответственности за сохранение уникальной природной среды Арктики и устойчивое развитие региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  

«Челябинский педагогический колледж № 1»

 

 

 

 

Школа: МАОУ СОШ № 152

Студенты: Шайхитдинов Регина Альфредовна, Куплинова Дарья Евгеньевна

Класс: 4

Методист: Ленец Юлия Валерьевна

Учитель: Берсенева Екатерина Михайловна        

Подпись:

Отметка за проведение:

Подпись:

 

Конспект воспитательного мероприятия

 

Дата проведения

10.02.2025

Форма мероприятия

Внеурочное мероприятие «Классный час»

Тема мероприятия

Арктика-территория развития

Цель мероприятия

Развитие представлений обучающихся об Арктике, об истории ее исследования и жизни людей; формирование понимания стратегического значения Арктики для развития страны и на международной арене; укрепления позиций России воспитание чувства ответственности за сохранение уникальной природной среды Арктики и устойчивое развитие региона.

Задачи мероприятия

Воспитательная: воспитать у обучающихся чувство единства и ответственности за сохранение уникальной природной среды Арктики, формируя осознание своей роли в защите экосистемы; привить любовь и уважение к достижениям России в освоении арктического региона; воспитать бережное отношение к природе

Развивающая: стимулировать у обучающихся способность анализировать и оценивать информацию об Арктике, её экосистемах и особенностях жизни людей, проживающих в этом регионе; воспринимать и формулировать суждения; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Образовательная: обеспечить учащихся знаниями об истории исследований Арктики, её географических характеристиках и климатических особенностях, а также о жизни коренных народов; обсудить экономические, политические и экологические аспекты Арктики; объяснить важность охраны окружающей среды и ресурсосбережения.

Необходимое оснащение

Презентация, видеоматериал

 

Этап мероприятия

Содержания этапов

Примечание

  1. Организационный

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте посмотрим видео и определим, какая тема сегодняшних «Разговоров о важном».

Ответы обучающихся.

Учитель: 28 февраля отмечается день Арктики. Как вы думаете, почему такой день появился в календаре?

Ответы обучающихся.

Учитель: Арктика уникальное место нашей планеты. И мы сегодня совершим туда краткое путешествие. В переводе с древнегреческого название этой части Земного шара означает «находящийся под созвездием Большой Медведицы». Где же расположена Арктика?

Ответы обучающихся.

Учитель: Иногда Арктику называют «ледяной шапкой Земли». Как вы думаете, почему такое название появилось у Арктики?

Ответы обучающихся.

Учитель: На самом деле, у Земли две ледяные шапки: Арктика и Антарктика. А как найти дорогу в Арктику?

Ответы обучающихся.

Учитель: Оказывается, проще простого: если взять компас и идти по нему строго на север, то обязательно дойдешь до нижней границы Арктики. Самое удивительное: неважно, откуда вы начали свой путь от собственного дома, из Африки или Австралии, все равно, двигаясь по компасу на север, доберетесь до места.

Просмотр видеоролика-анонса занятия с Евгением Егоровым.

  1. Основной

Учитель: Пять государств: Россия, США. Норвегия,

Канада и Дания имеют свои арктические территории, но российская часть Арктики самая большая, то есть наша страна лидер в этом регионе. Посмотрите, какая значительная часть территории России приходится на арктическую зону (презентация к занятию).

Я немного расскажу вам об этом удивительном месте, а вы постарайтесь запомнить как можно больше фактов. Для этого можете загибать каждый раз пальчик.

Арктика уникальное место нашей планеты. Льды занимают там очень большую площадь и летом, и зимой. С самолета они кажутся устойчивыми, но на самом деле находятся в непрерывном движении. Льдины то сходятся, то расходятся, напирают друг на друга с грохотом и треском.

В Арктике обитает множество уникальных животных: белые медведи, северные олени, моржи, тюлени, усатые киты. С сентября по апрель в Арктике можно наблюдать одно из самых красивых на земле явлений северное сияние. Сколько фактов вы насчитали?

Ответы обучающихся.

Групповая работа (по 4 человека): решение загадок про животных Арктики.

Учитель: Несмотря на суровые климатические условия, земли Арктики издревле привлекали путешественников и исследователей. Россия с давних времен занимает лидирующие позиции в Арктике. Впервые предположение о возможности добраться из Европы в Китай через Северный Ледовитый океан высказал российский дипломат Дмитрий Герасимов 500 лет назад.

Как вы думаете, что же привлекало людей в этих холодных и опасных краях?

Ответы обучающихся.

Учитель: Во-первых, путь через Северный Ледовитый океан - это возможность наладить сообщение, доставку грузов между отдаленными населенными пунктами Севера.

Во-вторых, Арктика хранит огромные запасы полезных ископаемых.

В-третьих, исследование ee уникальной природы, климата, льдов, животных может очень многое дать для развития науки.

Много экспедиций по льду к Северному полюсу возвращалось, не достигнув цели, многие погибали. Корабли, попавшие в лед, терпели бедствия из-за сжатия. Но прошло много столетий, и люди научились строить суда, которые могут ускользнуть от сжимающегося льда. Как они называются, ребята?

Ответы обучающихся.

Учитель: Правильно, это ледоколы. Главное отличие конструкции ледокола от обычного корабля особая яйцевидная форма корпуса. Благодаря такой форме лед не сможет раздавить судно, а будет выдавливать его. Для работы первых ледоколов использовалась энергия пара то есть это были ледоколы-пароходы.

В ХХ веке благодаря ледокольному флоту нашими соотечественниками активно велась прокладка Северного морского пути, связывающего европейскую часть нашей страны с Дальним Востоком.

Важным событием в освоении Северного морского пути стала экспедиция Отто Юльевича Шмидта, которая в 1932 году на ледоколе «Александр Сибиряков» добралась из Архангельска до Берингова пролива.

Еще одна экспедиция Шмидта в 1933 году отправилась из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин», но судно попало в ледовый плен. Пять месяцев пароход дрейфовал в арктических льдах, но все же был раздавлен льдами и затонул. К счастью, участники экспедиции успели эвакуироваться и были спасены полярными летчиками. Возвращавшихся из экспедиций полярников встречали, как героев. Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.

Физминутка

Учитель: Исследованию Арктики, героическим полярным морякам и летчикам в 1934 году даже был посвящен специальный номер уже хорошо нам знакомого журнала «Мурзилка». Давайте посмотрим, что предлагал этот номер читателям (презентация к занятию). Что интересного вы тут видите?

Ответы обучающихся.

Учитель: За столетия изучения Арктики исследователи и ученые приобрели огромный опыт: поняли, как образуются полярные льды и как лучше проводить через них суда. Необходим был такой ледокол, который смог бы пробиться сквозь самые мощные арктические льды. И такой ледокол в итоге создали: по сравнению с ледоколами-пароходами у него был больший вес, мощный нос и толстые борта. Но для тяжелого судна нужны и мощные двигатели. Как же обеспечить такой мощный ледокол топливом, да еще и для длительных походов?

Ответы обучающихся.

Учитель: На помощь пришла атомная энергия. Благодаря атомным ледоколам возможность побывать на Северном полюсе появилась и у школьников. Ежегодно проходит научно-просветительский проект «Ледокол знаний», в рамках которого школьники могут отправиться к макушке планеты. В августе 2024 года в арктической экспедиции Росатома вместе с одаренными ребятами, учеными и экспертами атомной отрасли поучаствовал известный российский актер Марк Эйдельштейн и взял интервью у капитана атомного ледокола «50 лет Победы» Руслана Сасова. Давайте его посмотрим.

Вопросы для обсуждения:

Учитель: Что в видеоролике произвело на вас самое большое впечатление? Как вы думаете, почему Руслан Владимирович гордится своей работой? Какие качества Руслан Владимирович считает необходимыми для капитана?

Учитель: Атомный ледокольный флот гордость России. Атомные ледоколы есть только у нашей страны. Управляет атомным ледокольным флотом госкорпорация «Росатом». Как вы думаете, ребята, сколько сейчас в мире атомных ледоколов? Подсказка была в интервью капитана.

Ответы обучающихся.

Учитель: В состав атомного ледокольного флота России сейчас входит 8 атомоходов. Это мощные гиганты высотой в несколько этажей! Высота самого первого в мире легендарного атомного ледокола «Ленин» 47 метров! Это как высота 15-этажного дома. Весит такое судно как 130 синих китов, а его мощность 44 тысячи лошадиных сил.

С тех пор наука и технологии шагнули далеко вперед.

Атомоходы стали еще больше и мощнее, высота самого мощного на сегодняшний день атомного ледокола «Арктика» почти 60 метров, он способен преодолевать льды толщиной до 3 метров, а его мощность 81 500 лошадиных сил. Посмотрите на слайд презентации. Что производит на вас самое большое впечатление?

Ответы обучающихся

Учитель: Арктика сурова, но не безлюдна. На территории Арктики и в приарктической зоне живут люди. Как вы думаете, как живут там люди? Что надевают, что едят? Чем занимаются? Посмотрите на фотографии, они помогут вам ответить на вопросы (презентация к занятию).

Ответы обучающихся.

Учитель: Многие жители Арктической зоны занимаются разведением северных оленей, поэтому ведут кочевой образ жизни. Как вы это понимаете?

Ответы обучающихся.

Учитель: Это значит, что семьи оленеводов со своими

стадами не живут в одном и том же месте, а переезжают, причем круглый год, иногда раз в несколько недель, а иногда и каждые два-три дня. Это от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники. И конечно, дети кочуют вместе с родителями. Но как же они учатся? Как вы думаете, может ли школа переезжать раз в несколько дней?

Ответы обучающихся.

Учитель: Оказывается, может. Дети учатся в кочевой школе. Уроки им дает учитель, который кочует вместе с оленеводами. Как вы думаете, чем отличается учеба в такой школе? Как проходит день школьника?

Ответы обучающихся.

Парное задание: работа с текстом (вставить пропущенные слова по теме)

 

Просмотр видеоинтервью с капитаном атомного ледокола «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» Русланом Владимировичем Сасовым.

  1. Заключительный

Учитель: Давайте узнаем еще несколько удивительных фактов об Арктике и повторим то, о чем говорили сегодня.

Выполнение интерактивного задания-викторины: «Арктика-правда или вымысел?».

Учитель: Мы все должны понимать, что Арктика - это уникальная территория, и она играет огромную роль в жизни нашей страны.

Рефлексия:

Учитель: Наш классный час подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали из нашего разговора?

Что вам запомнилось больше всего?

Ответы обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Разговоры о важном Арктика_территория развития

Материал в форме презентации поможет при подготовке и в проведении занятия Проекта "Разговоры о важном:"Арктика: территория развития"...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Арктика – территория развития"

Форма проведения: Классный часТема мероприятия: «АРКТИКА – ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ»Цель мероприятия: Ознакомление учащихся с географическим положением Арктики, её природными ресурсами и ...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Арктика – территория развития"

Форма проведения: Классный часТема мероприятия: «АРКТИКА – ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ»Цель мероприятия: Ознакомление учащихся с географическим положением Арктики, её природными ресурсами и ...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Арктика - территория развития" ( 2 класс)

Форма мероприятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.Тема мероприятия: &laqu...

Конспект классного часа на тему "Арктика-территория развития" (2 класс)

Форма мероприятия:познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериалов и презентации, а также выполнение практических интерактивных заданий.Тема мероприятия:«Арктика - ...

Конспект и материалы к Разговорам о важном 10.02.2025 (Арктика. Территория развития)

Материал содержит: конспект, задание с распределением, рабочий лист и шпаргалку со словами учителя. Материал поможет успешно провести Разговоры о важном 10.02.2025 "Арктика. Территория развития&q...