Коррекция поведения и дисциплина на уроках – не наказание, а путь к сотрудничеству.
статья
НЕ КРИКОМ, А СЕРДЦЕМ: КАК МЫ СТРОИМ ДИСЦИПЛИНУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Толмачева Е.С.
НЕ КРИКОМ, А СЕРДЦЕМ: КАК МЫ СТРОИМ ДИСЦИПЛИНУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема: Коррекция поведения и дисциплина на уроках – не наказание, а путь к сотрудничеству.
Дорогие коллеги, родители, все, кому небезразличен мир детства! Часто, говоря о дисциплине в классе, представляют строгого учителя с указкой и притихших от страха детей. Но позвольте мне, как человеку, каждый день живущему в этом шумном, ярком, порой хаотичном мире начальной школы, поделиться иным взглядом.
Дисциплина – это не тишина кладбища. Это гул созидательной работы, где каждый голос важен, но знает свое время и место.
Признаюсь честно, мой первый год преподавания был полон криков и разочарований. Я думала, дисциплина – это о том, чтобы дети сидели смирно и молчали. И это была моя большая ошибка! Ведь настоящая дисциплина – это атмосфера уважения, безопасности и вовлеченности, в которой возможно настоящее обучение. И строится она не на страхе, а на понимании, четкости и безусловной вере в потенциал каждого ребенка.
Корни «плохого» поведения: что хочет сказать ребенок? Когда Петя вскакивает с места и бегает по классу, а Маша постоянно перебивает, это не "плохой характер". Это сигнал. Сигнал о том, что:
1. Им скучно или непонятно: задача слишком легкая или, наоборот, сложная. Инструкция неясна.
2. Им нужно движение: особенно для младших школьников сидеть 40 минут – подвиг. Их мозг требует смены деятельности.
3. Им не хватает внимания: любого, даже негативного. «Лучше пусть ругают, чем не замечают».
4. У них трудности: домашние проблемы, конфликты со сверстниками, не выявленные особенности развития (СДВГ, дислексия и др.).
5. Они просто не знают правил или не понимают их важности.
Наша стратегия: профилактика – лучшее лекарство.
Большую часть работы по дисциплине мы делаем «ДО» того, как поведение стало проблемой:
1. Ясные, позитивные правила (и мы их создаем ВМЕСТЕ!): не «Не бегай!», а «Перемещаемся по классу спокойно». Не «Не кричи!», а «Поднимаем руку, если хочешь сказать». Правила рисуем, вешаем на видное место, обсуждаем «почему» они важны для всех. Дети чувствуют себя соавторами и охотнее следуют.
2. Предсказуемость и ритуалы: четкое расписание, понятные сигналы начала и окончания работы (колокольчик, хлопки, песенка). Ритуалы приветствия и прощания создают чувство безопасности.
3. Урок – это приключение, а не каторга. Интерактивы, игры, смена деятельности (5 минут письма – 2 минуты парной дискуссии – физминутка – работа с карточками). Учитываем разные типы восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики. Когда детям интересно, им некогда срывать урок.
4. Зрительный контакт и близость. Не кричать через весь класс. Подойти, присесть рядом, тихо напомнить правило. Часто этого достаточно.
5. «Зеленый Свет» для самовыражения. Выделяем время для вопросов, идей, обсуждений. Чувство, что их слышат, снижает потребность перебивать.
Коррекция: когда профилактика не сработала.
И такое бывает. Важно реагировать «спокойно, уважительно и последовательно».
1. «Я-высказывания» вместо обвинений. Не «Ты опять мешаешь!», а «Мне сложно объяснять, когда кто-то разговаривает. Пожалуйста, дождись своей очереди». Фокус на действии, а не на личности ребенка.
2. Выбор и последствия (естественные и логичные). «Если ты продолжишь кидать бумажки, тебе придется убрать не только свои, но и вокруг своей парты» (логичное последствие). Или: «Ты можешь работать тихо здесь или перейти за отдельный стол, чтобы сосредоточиться» (выбор). Последствия должны быть предсказуемы и связаны с проступком.
3. «Тайм-аут» не как наказание, а как помощь. Не «Иди в угол!», а «У нас есть "Стул размышлений" или "Уголок спокойствия"». Это место, где ребенок может успокоиться, подумать о своем выборе и вернуться, когда будет готов. Иногда ему просто нужно 3 минуты тишины.
4. Поиск причины и индивидуальный подход. Поговорить наедине после урока. «Что случилось? Чем я могу помочь?». Может, ему нужна помощь с заданием? Или он поссорился с другом? Иногда достаточно просто быть выслушанным.
5. Акцент на позитиве! Ловить моменты, когда «сложный» ребенок делает что-то хорошо, даже мелочь. Искренняя похвала («Я заметила, как ты терпеливо ждал своей очереди – это здорово!») творит чудеса.
Трудные случаи и работа с родителями
Бывают ситуации, требующие большего внимания:
1. Систематические нарушения: ведем дневник наблюдений (что, когда, как часто, возможные триггеры). Это поможет психологу или дефектологу.
2. Открытый диалог с родителями – ключ к успеху. Не вызывать «на ковер» с жалобами. Звонить/писать и с хорошими новостями! При обсуждении проблем – фокус на поиске решений вместе: «Давайте подумаем, как мы дома и в школе можем помочь Саше сосредоточиться?»
3. Команда школы. Не стесняться обращаться за помощью к школьному психологу, социальному педагогу, администрации. Мы все – команда, работающая ради ребенка.
Самое главное: наше внутреннее состояние.
Дети как барометры чувствуют наше напряжение. Спокойный, уверенный учитель – залог более спокойного класса. Учусь дышать, когда внутри все кипит. Напоминаю себе: этот ребенок не хочет мне досадить, он просто пока не умеет иначе. Верю, что каждый может научиться.
Дисциплина – это не контроль над детьми. Это искусство создания пространства, где каждый ребенок чувствует себя ценным, понятым и способным учиться с радостью. Это ежедневный труд, терпение, иногда слезы, но и бесконечные моменты счастья, когда видишь, как в твоем классе загораются глаза от «Ага! Я понял!», как дети учатся уважать друг друга и самих себя. И ради этого стоит работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга "Трудности поведения. Вопросы дисциплины"
Цель: способствовать пониманию замещающими родителями причин трудного поведения детей....

Детская агрессивность и её причины. Пути коррекции поведения детей.
Материал подготовлен к выступлению на педсовете школы. Рекомендации, памятки, психологические игры, анкеты могут быть использованы педагогом при подготовке к родительскому собранию по данной теме....

Доклад: «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Доклад для выступления на педсовете школы...
Использование игровых технологий. «Игра – путь к сотрудничеству и успеху!» (статья)
Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива....

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...

Доклад на педагогическом совете на тему «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...

Педсовет на тему «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога...