Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни на уроках и во внеурочное время
статья
Приобщение младших школьников к здоровому образу жизни на уроках и во внеурочное время
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Халикина И.В., Осянина В.А.,
учителя начальных классов
МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
Свое выступление я хотела бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о
здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. Сухомлинский
Проблема здоровья обучающихся в наше современное время является актуальной. Наблюдается большое количество детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и др. Поэтому проблема сохранения здоровья людей многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов, так как здоровье закладывается с самого раннего возраста. Я считаю, что в начальной школе этому должна отводиться значительная роль.
Какими же способами мы, учителя начальных классов, можем помочь детям не только сохранить здоровье, но и укрепить его? Для этого много лет уже разработана и применяется в практике технология здоровьесбережения. Она включает в себя: пальчиковую гимнастику, физкультминутки на уроках, гимнастику для глаз, а также курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления (Ритмопластика и Игровая терапия). Ну и, конечно, уроки окружающего мира, тематика которых охватывает все части ЗОЖ, с которыми знакомятся обучающиеся 1-4 классов. А также нам в помощь проектная деятельность и классные часы.
Вначале урока письма или изобразительного искусства, технологии, на математике перед началом работы в тетради используется пальчиковая гимнастика. Вот примеры упражнений.
Упражнение 1. «Одеть перчатку»
Упражнение 2. Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Упражнение 3. Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Упражнение 4. Покажите пальцем зайца,
Книжку, яблоко, орех.
Указательному пальцу
Всё известно лучше всех.
Физкультминутки в начальной школе помогают предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, повысить внимание, предупредить нарушение осанки.
Для младших школьников рекомендуется выбирать интересные упражнения для подвижных физминуток. Например, музыкальные физкультминутки, разминки в стихах, современные видео-физкультминутки и подвижные упражнения в форме веселой игры.
Я провожу их ежедневно на каждом уроке по 2-3 минуты.
Например:
Физкультминутка «Ванька-встанька»
Дети выполняют движения по тексту.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Я хочу с вами поделиться современной видео-физкультминуткой…..
Видео показ
Ежедневно перед началом первого урока я провожу физкультминутку, сочетающую движения с повторением правил поведения на уроке. Она для первоклассников очень актуальна.
Школа
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом в парту не клевать!
С вечера в портфель сложи
Тетради, учебники, карандаши.
Утром ещё раз проверь,—
Готов к занятиям теперь!
Иди в школу по дорожке,
На крылечке вытри ножки!
А потом лишь заходи —
День учебный впереди!
Входишь в класс со словом «здравствуй»
И здоровым будешь сам,
Чтоб чувствовать себя прекрасно
Желай здоровья по утрам!
Для всех закон, а не желание –
Приходим в класс без опоздания!
Лишь только прозвенит звонок –
Начинается урок!
На уроках не хихикай,
Стол туда – сюда не двигай!
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать,
Мы должны не забывать
Спинку ровненько держать!
На уроках будем мы
Старательны, внимательны!
По три раза повторять
Совсем не обязательно!
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Сначала подумай,
Потом отвечай!
Не бойся ошибиться –
Ведь ты пришёл учиться,
Не унывай, не мучайся –
Ведь на ошибках учатся!
Так как у меня в классе мало детей, то на переменах я стараюсь проводить с ними разные подвижные игры: «Ручеек», «Кошки-мышки», «Платочек», «Море волнуется» и др. В разучивании этих игр нам помогает курс внеурочной деятельности «Игровая терапия», который я провожу сама.
Еще одной составляющей частью ЗОЖ является правильное питание. Уже в 1 классе на уроках окружающего мира мы изучаем тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
2 класс «Если хочешь быть здоров?»
3 класс «Здоровый образ жизни»
Я в рамках курса проектной деятельности в прошлом году с моими четвероклассниками готовила проект «Здоровое питание», мы подбирали информацию о полезных и вредных продуктах, а также составляли меню.
Фото
На классных часах мы говорим о вредных привычках, о режиме дня, о вреде табачных изделий, наркотиков и алкоголя (4 класс).
Не очень эффективным будет приобщение детей к здоровому образу жизни без помощи родителей. В младшем школьном возрасте дети стараются подражать взрослым, особенно членам своей семьи. Если родители не ведут здоровый образ жизни, то и школьник будет вести себя так же. Поэтому необходимо на родительских собраниях обсуждать проблему ЗОЖ.
Таким образом, основные задачи учителя, работающего над формированием здорового образа жизни, заключаются в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно относиться к своему здоровью.
В современное время здоровым быть стало модно. Поэтому цель, к которой стремится школа можно сформулировать так: “Заразить здоровьем обучающихся”.
Ведь не случайно древнегреческий философ Сократ говорил:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни
Проектно- исследовательская деятельность по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни Обучению грамоте, языку и математике в учебном п...

Оценка уровня представлений родителей младших школьников о здоровом образе жизни
Считаю необходимым пропаганду здорового образа жизни не только среди детей, но и среди взрослых. Зачастую понятия «здоровье» и ЗОЖ подменяют друг друга. Пытаюсь разобраться в этом сама и поделиться с ...
Отношение младших школьников к здоровому образу жизни
Статья, расскрывающая отношение младших школьников к здоровому образу жизни...
Формирование знаний у младших школьников о здоровом образе жизни средствами урочной и внеурочной деятельности.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе ...

Технология формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни
.Цели технологии:1. Формирование личности ребенка, стремящегося к постоянному физическому и духовному самосовершенствованию и жизненной самореализации.2....

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детс...

Формирование здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к...

