РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
статья
Сказки о безопасности — это учебники жизни, содержащие опыт многих поколений, которые учат обращаться за помощью, соблюдать запреты, не бояться и не сдаваться.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сказка является ценным инструментом для формирования у детей дошкольного возраста представлений о безопасном поведении. Она сочетает в себе элементы игры, яркие образы и нравственные уроки, что делает её привлекательной и доступной для детского восприятия.
Сказки о безопасности — это учебники жизни, содержащие опыт многих поколений, которые учат обращаться за помощью, соблюдать запреты, не бояться и не сдаваться.
Вероятно, каждый родитель знакомил своих детей с русскими народными сказками, такими как «Колобок», «Теремок» или «Волк и семеро козлят», а затем задумывался: «Почему истории, предназначенные для самых маленьких, имеют столь печальный финал?». Первые сказки, которые слышит малыш, порой напоминают страшные истории. Неужели наши предки стремились напугать детей? Однако, при более глубоком анализе, становится ясно, что эти «страшилки» адресованы вовсе не детям, а их родителям.
Именно на взрослых лежит ответственность за безопасность и благополучие ребенка. Сказки, по сути, объясняют родителям, что может произойти, если оставить дитя без присмотра. Русские народные сказки в доступной для подсознания форме предостерегают родителей о возможных последствиях. Сказки о безопасности — это своеобразное руководство к действию.
В раннем возрасте ребенку важен сам звук речи, голос и интонация. Интонации, в свою очередь, могут быть разными: ласковыми и нежными, либо грубыми и зловещими.
Именно благодаря интонациям ребенок улавливает, что происходит что-то неладное. Русские народные сказки всегда содержат инструкции о допустимом и недопустимом. Малыш усваивает эти правила с ранних лет.
В сказках все детально описано и объяснено. Задача родителей — акцентировать внимание ребенка на ключевых моментах. Дети подражают поведению взрослых. Важно осуждать именно поведение, приведшее к печальному исходу.
Чтобы сказка принесла максимальную пользу, комментируйте ее. Даже простое «ай-ай-ай» выразит ваше отношение к поступкам героев сказок. Например, задавайте вопросы по сюжету: «Как ты думаешь, почему Колобок убежал? Можно ли убегать одному? Кто обманул Колобка?» и т.д.
Подведите итог после прочтения: «Наша Маша молодец, она никогда не убегает одна». При повторных чтениях следует прививать ребенку осторожность к незнакомцам, предупреждая о возможных опасностях. Не стоит сразу разрушать сказочный мир и приводить трагические примеры из жизни. Ребенок научится этому позже, когда повзрослеет.
Можно разыграть сказку «Колобок» или «Теремок», изменив финал: Колобок убегает от лисы, а ребенок спасается из разрушенного дома. В таких играх ребенок усваивает, что нельзя уходить и разговаривать с незнакомцами, а в случае опасности нужно бежать.
Чтобы дети лучше усваивали правила, перед чтением сказки определите, какие уроки можно извлечь. Сказки лучше рассказывать, а не читать, так как пересказ вызывает больше доверия. Выражайте свое мнение о поступках героев, осуждайте их или восхищайтесь ими. Задавайте вопросы, не обязательно дожидаясь ответа,— вопрос подчеркивает главное и заставляет задуматься.
Сказка — это мощный инструмент в руках воспитателей и родителей, который может быть использован для формирования у детей дошкольного возраста представлений о безопасном поведении. Через увлекательные сюжеты и образы дети не только развлекаются, но и получают важные знания, которые помогут им ориентироваться в мире и принимать правильные решения. Важно помнить, что сказка должна быть, не просто прочитана, но и обсуждена, чтобы дети могли осмыслить уроки, заложенные в ней и применить их в своей жизни.
Читайте сказки детям, обучая их жизни интересно и ненавязчиво.
Использованная литература:
1. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева.— СПб: Детство–пресс, 2007.— 145 с.
2. Гнусарева, Е.Ф. Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников / Е.Ф. Гнусарева // Дошкольное воспитание.— 2011.— №3.— С. 45–51.
3. Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк / Е.А. Коровина.— М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.— 381 с.
4. Сборник. Народные русские сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста
Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...

Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу
Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной....

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.
Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....

«Формирование безопасного поведения у младших школьников на дорогах во внеклассной работе»
У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое част...

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...
Роль сказки в формировании лексической компетенциии
Целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Формировать коммуникативную компетенцию возм...
