Презентация на тему : «Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»
материал
Доклад на тему :
«Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 955.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы в системе образования особое внимание уделяется формированию читательской компетентности младших школьников. Это связано с тем, что умение читать и обсуждать прочитанное является залогом успешного обучения и личностного роста. Развитие речи учащихся напрямую связано с этой задачей, поскольку именно через слова, выражения и тексты происходит усвоение знаний и взаимодействие с окружающим миром.
Одной из основных целей формирования читательской компетентности является развитие навыков критического мышления. Умение анализировать, синтезировать и оценивать информацию помогает ребенку не просто запомнить текст, но и осознать его содержание. Эти навыки формируются через чтение различных жанров — от художественной литературы до научных статей. Регулярное чтение развивает не только лексический запас, но и грамматические навыки, что в свою очередь улучшает речевую практику.
Также важно организовать обсуждение прочитанных материалов. Это может быть как коллективное обсуждение в классе, так и работа в маленьких группах, где дети учатся слушать друг друга, формулировать свои мысли и высказывать мнения. Таким образом, у школьников формируется навык аргументации, что особенно важно для их дальнейшей учебы и жизни.
Важно использовать игровые и творческие задания. Например, создание собственного рассказа или рецензии на прочитанную книгу позволяет детям развивать креативное мышление, а также повышает интерес к чтению. Использование интерактивных методов, таких как ролевые игры, способствует зарождению у детей положительного отношения к чтению и литературе.
Не менее важным аспектом является участие родителей в этом процессе. Чтение с родителями, обсуждение книг и совместные литературные вечера создают положительный имидж чтения как увлекательного и важного занятия. Работа с родителями на родительских собраниях и специальных мероприятиях способствует укреплению связи между школой и домом.
П риёмы активного чтения. Приём «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прогнозирование с помощью открытых вопросов Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д. Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы предположения, прогноза), оценочные (чем то-то отличается от того-то?), практические (как поступили бы на месте героя?Где в обычной жизни…?).
Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна Для формирования навыков сравнения и классификации, структурирования информации. 1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его. 2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна. Черты 1 объекта Черты 2 объекта Общие черты
Дневник двойных записей. Для формирования умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Прием « Цве то пись » Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
В заключение, можно сказать, что развитие речи учащихся — ключевая задача в формировании читательской компетентности младших школьников. Это имеет долгосрочные последствия для их образования и личностного развития, создавая основу для успешного будущего в современном мире, где выполнение требований читательской грамотности становится все более актуальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...

Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"
Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2008–2018 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается с...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Статья по теме самообразования "Формирование читательской компетентности младших школьников"
В данной статье раскрывается тема как заинтересовать младших школьников читать книги...

Доклад на тему : «Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»
Доклад на тему :«Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников»...

