Урок-конференция по окружающему миру по теме: " Прошлое и настоящее глазами эколога"
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Ирина Юрьевна Аманжулова

На  планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем,  очень много. Для их обсуждения 

 молодые экологи  объединились в группы и  выступают  по ним : "Как сберечь воздух чистым", "Как спасти растения и животны","Как защитить водоемы от загрязнения", "Как избавить от мусора"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-конференция по окружающему миру в 4 классе  по учебнику мир вокруг нас (Автор учебника А.А. Плешаков).

Тема урока: Прошлое и настоящее глазами эколога.

Цели:

 1. расширить представления учащихся об экологических проблемах мира;

 2. развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; учить сравнивать, наблюдать, анализировать; овладевать методами научного познания окружающей среды, ее преобразования; обучать правильному поведению и деятельности в природе, выявлять случаи негативного отношения к ней;

  3. воспитывать бережное отношение ко всему, что тебя окружает, любовь ко всему живому.

Оборудование: журнал «Наша чистая планета», компьютер, презентация, маски зверей, магнитафон.

Вступление.

Звучат колокольные звоны.

Старая притча.

 - В старые времена жители любого поселения (города, села) могли собраться на площади или на  большой поляне в лесу. Посреди площади (поляны) на четырех столбах  висел вечевой колокол, в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным. Во все времена колокола были вестниками тревоги. Но также они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было вскричать боль. Никто не смел,  звонить по пустякам. Однажды в лесу зазвонил колокол так сильно, что все  жители поспешили на поляну узнать, кто требует суда и защиты.

- Кто просил о помощи? На этот вопрос мы ответим в конце нашего мероприятия и узнаем,  кто требует защиты.

Тема нашего урока: Прошлое и настоящее глазами эколога. Сегодня мы с вами посмотрим, насколько  по-доброму относится человек к планете,  на которой живет.

Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – Океан?

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

(Учитель держит глобус).

- Давайте окинем мысленным взором нашу  планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности.

   Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды.

   Жизнь людей зависела от капризов природы окружающей среды. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от нее.

   Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно…

   Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее.

   Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой. Погубив ее, они погибнут сами.

  - Так вот, что произошло с Землей, по вине человека. На  планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем,  очень много. Обсудим некоторые из них.

   У нас здесь собрались молодые экологи, которые объединились в группы и сегодня они выступят по таким проблемам – вот они.

1 проблема – Как сберечь воздух чистым.

2 проблема – Как спасти растения и животных.

3 проблема – Как защитить водоемы от загрязнения.

4 проблема – Как избавить от мусора.

- Перед вами необычный журнал. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую страницу готовили наши корреспонденты. Они – то и расскажут о том, что здесь изображено.

1 корреспондент.

- Я буду говорить вам об этом голубом поле. Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не сможем.

Что это?

 Речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом.

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То синий, то серый,

То он ярко-голубой.

  Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы? Поэтому на нашем голубом небе черные квадраты – это пыль, микробы.

- Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

(Соблюдать чистоту, сажать растения, беречь зеленых наших друзей. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик, поэтому в больших городах должно быть много зелени.)

Учитель. Мы правильно объяснили, как сберечь воздух чистым. Мы уничтожили микробов, грязь и пыль – и снова небо стало чистым, голубым (убрать квадраты, которыми были  прикреплены к чистому небу).

   Если мы сумеем очистить небо над всей планетой – наша планета выздоровеет и будет счастлива!

    Теперь следующая страница нашего журнала. Посмотрите, что же это такое? Какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников.

2 корреспондент.

  Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь мелькает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!

 - Только всегда ли человек относится к природе как к другу?

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения  или животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!

  Главная наша забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги.

 Рассказ о ландышах.

   «Ах, как здесь чудесно!» - подумал молоденький ландыш, подняв свою белоснежную головку - колокольчик и стряхнул с продолговатых листочков капельку утренней росы.

  Действительно, в это летнее утро в лесу было очень красиво. Сквозь пышную листву  берез и раскидистые лапы елей пробирались игривые лучи нежаркого солнца, и на полянке, где жила большая семья душистых ландышей, было весело и прохладно.

   Но однажды, когда все ландыши дремали, на поляне появились люди. Они  безжалостно срывали нежные цветы и грубыми нитками связывали их в букеты и кидали в корзины. В тесной, темной корзине букеты привезли в город, и городские люди стали их покупать. Они ставили букетики в вазочки с водой и любовались ими. Но очень недолго. Прошло несколько дней, букетики завяли, и их выбросили.

    Вот из-за таких неразумных людей ландыши пришлось занести в Красную книгу.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляют нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездушно, безжалостно рвали.

И не видели, как из-под  ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

  Безнадежно гвоздики глядели.

     По вине человека исчезло много зверей и птиц, насекомых и растений.

     В Международную Красную книгу попали ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, закавказский леопард, красный волк, белый медведь, атлантический морж, журавль белый и черный и многие другие животные. Однако в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять  собственные Красные книги.

   Мы тоже составляем свою книгу, собираем материал о растениях и животных, которые занесены в Красную книгу и их нужно особенно охранять, чтобы сохранить их.

   Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы  сможем убрать, если  научимся правильно вести себя в  природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом?

(отвечают учащиеся).

  Мы запомним эти правила и сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти  рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения – природу.

   Но наше поле еще портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать квадраты?  (отвечают).

Эти животные и другие пострадали от человека: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы из-за непонимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы из-за своего  внешнего вида.

    Ну вот,  уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку и послушаем третьего корреспондента.

3 корреспондент.

Ни умыться, ни напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше воды на земле?

- А где еще находится вода?

- Снег – это тоже вода, и облака – вода.

- В океане вода,  какая?

- А чтобы напиться и умыться,  нам нужна,  какая вода?

- А она,  какой должна быть?

- Чистые ли воды океанов, морей, рек?

Сказка о «нефтяной» рыбке (по мотивам сказки А.С. Пушкина «О золотой рыбке».)

Действующие лица

Автор, старик, Рыбка.

 Автор стоит в сторонке, а старик разыгрывает действия.

Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего  моря. Забросил старик в море невод. Пришел невод…

Старик. (удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова», находящегося в неводе)… с тиной морскою, с … ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Автор. (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришел невод…

Старик (печально). … с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной.

Автор. В третий раз он забросил невод. Пришел невод…

Старик. (радостно). … с одной рыбкой. Да не простою. А золотою!

Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

Рыбка. (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу  сделаться рыбкой «нефтяной», а хочу остаться рыбкой золотою!

- Мы не просто разыграли  с вами сценку, а затронули самый важный вопрос о чистоте наших водоемов.

  Чистой воды на земле становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения.

   Заводы и фабрики, электростанции потребляют большее количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий  в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Сами люди часто выбрасывают в реки  разный мусор и хлам, не задумываются о последствиях. В воде гибнет жизнь. Рыба, растения – все живое погибает в такой воде. Загнивающие  воды отравляют воздух, становятся источником заболеваний.

- Наша речка тоже загрязнена бытовым мусором.  Ее, как и другие реки, не обошла беда.

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку,  светлую мою!

- Посмотрите на наше поле – как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать?

4 корреспондент.

 Экологических проблем накопилось много. Одна из них – проблема бытовых отходов.

   Бытовые отходы… Вдумайтесь в эти слова. Слово бытовые от слова быт или быть, а ведь это все равно, что жить. Помните, как  в сказках: «жили-были…». Так что выходит, что бытовые отходы – это отходы нашей жизни.

 Наступает момент, когда все мы используем какие-то предметы, необходимые для нашей жизни, и они стали «отходами», они стали не нужны нам. И мы чаще всего легкомысленно, бездумно избавляемся от них – выбрасываем их, как мусор. И так каждый день.

  Посчитано, что за год на каждого человека приходится 250 – 300 кг твердых отходов. А сколько их приходится на наш класс, допустим, на 20 человек? Что получилось?  5000 – 6000 кг, или 5-6 тонн! Несколько огромных грузовых машин.

  И везут эти машины,  использованные нами бутылки, банки, картонные коробки, лампочки, молочные пакеты и многое другое – все, что является твердыми бытовыми отходами, - на свалки. Но самое неприятное – эти предметы не растворяются, не исчезают. Приезжают все новые и новые машины с мусором, вырастают свалки в огромные горы. Эти отвратительные горы, как страшные чудовища, уродуют красивую природу, загрязняют почву, воду и воздух, отравляют жизнь людям и животным, не дают жить растениям.

  Отходы стали настолько опасными. Что пришлось построить специальные фабрики и заводы для их переработки. Оказалось, что многим нашим бытовым отходам подарить новую жизнь, использовать их еще раз, но для этого нужны большие  усилия многих людей. Главное – в этом необходимо участие каждого человека.

  Теперь задумайся над тем, как можно использовать эти твердые отходы вторично. (показать какие получились предметы).

 Надо ставить контейнеры для сбора бытовых отходов: контейнеры отдельно для  стекла, алюминия, картона, пластика, бумаги.  Каждый контейнер повезут на специализированный завод или фабрику переработки.

  Многие стеклянные банки и бутылки отмоют на специальных предприятиях и используют еще раз, вторично. Алюминиевые и пластиковые банки переплавят и получат металл. Бумажные отходы пойдут для производства туалетной и оберточной бумаги.

  И заживут вчерашние бытовые отходы второй жизнью. А свалки будут уменьшаться – это раз,  экология улучшаться – это два.

  Кроме этого, будет улучшаться и экономика, т.к. отходы станут жить вторично.

  Вы узнали об одно из источников превращения отходов в доходы.

- Мы убрали все черные пятна с нашей земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире!

- В самом начале, был задан вопрос. Кто просил о помощи?

- А теперь послушайте,  как они животные обращались к человеку.

Волк. Человек! Разве ты мог поступить так с нами? Мы же часть природы!

Лиса. Человек! Неужели ты не понимаешь, что, истребляя нас, ты вредишь себе?

Скворец. Человек! Ты научился летать по воздуху, как птица, плавать под водой, как рыба

Научись достойно жить на земле!

Медведь. Человек! Что натворил ты с природой? Мало – не делать зла, нужно делать добро. Только тогда ты будешь спокоен и счастлив.

Еж. Будь человеком, человек, ты на  земле своей!

Итог.

- По ком же звонят колокола сегодня. Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.

Будем же беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....

урок конференция . Прошлое и настоящее глазами эколога.

Урок знакомит учащихся с  последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе...

Окружающий мир. 4 класс. Прошлое и настоящее глазами эколога. Учитель начальных классов Красник С.А.

Задачи урока: рассмотреть и понять мысль - человек-часть природы....

конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"

конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...

Открытый урок . Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»

Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»Тип урока: «открытие новых знаний»Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния челов...

Экоурок по окружающему миру Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога» 4 класс ( Школа России)

Класс: 4.УМК: Школа России (авт. учебника А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова).Тема: «Прошлое и настоящее глазами эколога»  Тип урока: «Открытие новых знаний»Цель...