Главные вкладки

    Формирование ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности в начальной школе
    статья по зож по теме

    Тытюк Наталья Владимировна

    В материале рассказывается о системе работы школы по формированию здорового образа жизни, тех мероприятиях, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья, а также воспитывающих ценности ЗОЖ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВНАИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Тема выбрана не случайно, ведь, как известно, в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

    А так как наша школа еще является городской экспериментальной площадкой по теме «Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей образовательной деятельности образовательного учреждения», то здоровью уделяется повышенное внимание.

    Для этого была создана творческая рабочая группа, в которую входят учителя разных направлений. Целью деятельности, которой является формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательно процесса.

    Творческая группа занимается разработкой, внедрением в образовательный процесс программ по здоровью, проектов. Предусматривает участие в конкурсах различного уровня, а также обобщение своей деятельности и обмен опытом.

    Наиболее эффективным путем формирования ценности здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослым в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

    Однако любая деятельность по формированию ценностных установок на здоровый образ жизни будет не эффективна, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении.

    Исходя из этого целью внеурочной работы по формированию ценности здорового образа жизни является – формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.

    Задачами являются:

    • Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
    • Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
    • Формирование благоприятного морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах;
    • Увеличение двигательной активности воспитанников;
    • Достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в формировании ценности здорового образа жизни;
    • Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития.

    Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся ценности здорового образа жизни осуществляется в два этапа.

    1. Анализ состояния и планирование работы по данному направлению в начальной школе.
    2. Организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

    Просветительско-воспитательная работа с обучающимися начальной школы на формирование ценности здорового образа жизни, включает: лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек.

    В этом вопросе эффективна помощь совета здоровья школы, который ведет активную поддержку в формировании ценности здорового образа жизни. В совет здоровья школы входят специалисты различных областей знаний:

    • Зам.директора по воспитательной работе, социальный педагог;
    • Педагог-психолог;
    • Медсестра;
    • Учитель физкультуры;
    • Учитель-логопед;
    • Учитель начальной школы.

    В рамках работы совета здоровья школы проводятся лекции, беседы, как для детей во внеурочное время в виде классных часов, так и для родителей (на собрании и в индивидуальном порядке), консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек.

    Так же эффективной формой работы по формированию ценностей здорового образа жизни в начальной школе является проведение различных мероприятий, соответствующих данной теме. Это и проектная деятельность с учащимися начальной школы и внеклассные мероприятия.

    Примерами таких мероприятий могут служить:

    • Внеклассное мероприятие «Марафон здоровья», целью которого является создание условий для формирования культуры здоровья младших школьников и их родителей.

    В период проведения такого марафона с учащимися начальной школы проводится классный час на тему «Триада здоровья», девизом «Питание – движение – хорошее настроение», музыкальные перемены, беседы службы психологического и медицинского сопровождения по теме «Мой друг компьютер» и др., проводится анкетирование учащихся; соревнования по настольным играм в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.

    В рамках марафона здоровья реализуются проекты «Здоровое меню» и «Рецепт полезного выходного».

    Целью проекта «Здоровое меню» является формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного питания; составить примерное меню правильного питания, выпустить информационный стенд – призыв к правильному питанию или запрет употребления вредных продуктов.

    Задачи проекта: расширить знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты; формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания; способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.

    Проект может быть, как групповой, так и индивидуальный.

    Целью проекта «Рецепт полезного выходного с семьей» является формирование привычки к здоровому образу жизни семьи.

    Ребятам предлагается не только провести полезный выходной вместе с родителями, но и отчитаться о проделанной работе в интересной для него форме: фотоотчет, презентация, сочинение и т.д.

    Флешмобы «Пятиминутка здоровья» проводятся раз в четверть и посвящены какому-то фрукту. Благодаря этому проекту учащиеся приобщаются к культуре здорового питания, а также узнают интересный и занимательный материал, чем же полезен этот продукт.

    Во внеурочной деятельности большую роль в формировании ценностей здорового образа жизни играет двигательная активность учащихся. Здесь хорошим примером служит проведение музыкальной зарядки, как общешкольной в начальных классах 2 раза в неделю, так и ежедневной по классам. Прогулки во внеурочное время, а также физическое воспитание учащихся в виде спортивных кружков и секций.

    В каждом классе начальной школы нашей школы оформлен уголок здоровья, в котором отражается актуальная информация по сезонам, это и здоровое и правильное питание, наши спортивные достижения, мероприятия по сохранению и укреплению здоровья. Также профилактические мероприятия. В этом уголке каждую четверть помещаются фото тех ребят, «крепышей», которые ни разу в четверти не пропустили занятий. Информацию в уголке здоровья помогает оформлять медицинская служба школы.

    Школа активно делится своим опытом в виде презентаций своей деятельности на семинарах различного уровня.

    Таким образом системная работа на ступени начального общего должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ДОКЛАД "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

    Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

    Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности

    Особое место в учебно-воспитательном процессе и в методической литературе для учителей и родителей занимает вопрос о формировании основ здорового образа жизни младшего школьника. В стат...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физ...

    ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Проектная деятельность в начальной школе может быть успешно использована в формировании ценностей здорового образа жизни. Вовлеченность в нее на протяжении обучения в начальной школе позволяет детям ...

    «Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)

    laquo;Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)...