Сохранение и безопасность здоровья младших школьников в ГПД
статья по зож на тему

Назарова Светлана Михайловна

В статье рассматривается вопрос организации работы по привитию здорового образа жизни у учащихся ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vospitatelya_gpd_gbou_sosh.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Актуальность  вопроса сохранения и безопасности здоровья младших школьников обусловлена запросами общества .Ведь одна  из самых болезненных проблем российского общества проявляется в противоречии между потребностью  государства в физически , психически и нравственно здоровом населении и статистикой, показывающей , что фактические показатели здоровья россиян находятся на  низком уровне.

 

  Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения . то его формирование и профилактику необходимо воспринимать, как социальный заказ общества . Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья , с которым ребёнок приходит в первый класс. Однако результаты исследований говорят о том , что здоровыми можно считать менее 25% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья . К сожалению , на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию , У половины школьников отмечаются функциональные отклонения . Среди имеющихся патологий были выявлены  ведущие формы: заболевания костно- мышечной системы , заболевания органов зрения , болезни органов дыхания. Рост числа этих заболеваний среди школьников набирает темп.

 Социальные исследования показали, что наряду с экологическими и  наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение , связанное с условиями жизни и обучения , трудности в организации правильного питания и ряд других факторов. В связи с этим остро встал вопрос о принятии неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. Выходом из создавшегося положения  должна стать правильная организация  оздоровительной работы в начальной школе , направленная  на формирование здорового образа жизни ( ЗОЖ ) .

    Здоровый образ жизни – это образ жизни , основанный на принципах нравственности , рационально организованный , активный ,защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды , позволяющий сохранять нравственное , психическое  и физическое здоровье.

   Таким образом , можно говорить о трёх видах здоровья :  физическом психическом и нравственном ( социальном ).

   Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

   Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга , оно характеризуется уровнем и качеством мышления , развитием внимания и памяти , степенью эмоциональной устойчивости , развитием волевых качеств.

    Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами , которые являются основы социальной жизни человека . Отличительными признаками нравственного здоровья человека  являются сознательное отношение к труду , активное непринятие нравов и привычек , противоречащих здоровому образу жизни.

       Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья -это прежде всего процесс воспитания. И здесь большую роль приобретает работа, проводимая в ГПД. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для этого необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с экологическими и социальными факторами. Занятия в ГПД могут стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у воспитанников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего  собственного  организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья  средствами физической культуры и спорта.

 Основные направления просветительской и мотивационной работы  по ЗОЖ в ГПД

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветитель-

 ская работа по формированию

 здорового образа жизни  

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

– Проведение уроков здоровья,

формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактичес-

кая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма        

–  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  

– Профилактика утомляемости: проведение релаксации; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.  Пропаганда физической культуры, спорта в семье.    

  .

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной работы: организация подвижных игр;          дни здоровья,

  Прививать навыки ЗОЖ в ГПД помогает организация работы по программе « Будь здоров!»

1-й год: Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

Глаза – главные помощники человека. Профилактика  близорукости. Правила сохранения зрения.

В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку белоснежной.

Надежная защита организма. Забота о коже.

Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).

«Рабочие инструменты» человека (уход за руками и ногами).

Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).

Если хочешь быть здоров  – закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.

2-й год.  Здоровье в порядке – спасибо зарядке!  

 Сон – лучшее лекарство.

  Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.

  Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.

  Физкультура в молодости – здоровье в старости.

   Движение и здоровье.

   Подвижные игры.

   Народные игры.

   Доктора природы.

3-й год. Расти здоровым.

  Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?

  Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.

  Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.

  Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!

  Красоты души и тела.

  Учение с увлечением.

  Лучший отдых – любимое занятие.

  Умей организовывать свой отдых.

4-й год. Как помочь себе сохранить здоровье?

 Что зависит от моего решения?

 Почему некоторые привычки называют вредными.

 Зло – табак.

 Зло – алкоголь.

 Зло – наркотик.

 Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.

 Телевизор и компьютер – друзья или враги?

 Будем делать хорошо и не будем плохо.

 

Немалую роль в привитии  навыков ЗОЖ воспитанникам играет привлечение родителей.

  Примерная тематика консультационных встреч воспитателя ГПД с родителями.

Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.

Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.

От чего зависит работоспособность младших школьников.

Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.

Профилактика близорукости.

Профилактика нарушения осанки.

Упражнения на развития внимания.

Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

Упражнения на развитие логического мышления.

Предупреждение неврозов.

  Таким образом, здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов , как состояние окружающей

среды , здоровье родителей и наследственность , условия жизни и воспитания ребёнка в семье, в образовательном учреждении.

  Начинать формировать здоровье нужно в детстве , когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка , желание все узнать и попробовать, возрастная двигательная активность.

   Для обеспечения готовности младших школьников  к полноценной жизни и деятельности необходимо работа в ГПД, направленная на  формирование потребностей и мотивов , способствующих овладению знаниями , умениями и навыками , которые позволят детям самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...

"Сохранение и безопасность здоровья младших школьников в ГПД"

В статье рассматривается вопрос организации работы по привитию здорового образа жизни у учащихся ГПД....

"Сохранение и безопасность здоровья младших школьников в ГПД"

В статье рассматривается вопрос организации работы по привитию здорового образа жизни у учащихся ГПД....

Сохранение и безопасность здоровья младших школьников в ГПД

В статье рассматривается вопрос организации работы по привитию здорового образа жизни у учащихся ГПД....