Упражнения по профилактике заболеваний учащихся начальной школы.
консультация по зож на тему

дуркина тамара семеновна

 

Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения

Основная цель:

-профилактика простудных заболеваний и закаливание школьников

- привитие учащимся навыков сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья

- обучение школьников навыкам освобождения от стрессов и перенапряжения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по профилактике заболеваний

учащихся начальной школы

Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения

Основная цель:

-профилактика простудных заболеваний и закаливание школьников

- привитие учащимся навыков сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья

- обучение школьников навыкам освобождения от стрессов и перенапряжения

 Общеукрепляющая гимнастика

1.«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем ребром ладони и кулачком с целью улучшения работы кишечника.

2.»Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты по-турецки. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая(ый), красивая (ый), хорошая (ий)».

3.«Заводим машину». Упражнение выполняется сидя, ноги согнуты по- турецки. Ставим пальчики на середину груди и вращательными движениями по часовой стрелке «заводим машину» со звуком ж-ж-ж.  Затем делаем то же самое против часовой стрелки.

4. «Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, любуемся длинной красивой шеей.

5. «Массаж головы». Выполняется сидя, ноги раздвинуты на ширину плеч и выпрямлены. Сильным нажатием пальцев прорабатываем активные точки на голове («моем голову»). Сгибаем пальцы рук («делаем грабли»), расчёсываем волосы, затем спиральными движениями ведём руки от висков к затылку.

6. «Массаж рук».  «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки, надавливая на каждый палец до появления ощущения сильного тепла. Фалангами пальцев  одной руки трём по ноготкам другой. Такая «стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник. Создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма.

7. «Велосипед». Сидя на стуле, крутим ногами педали воображаемого велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение усиливает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника.

Упражнения, направленные на улучшение осанки

1.«Улучшим осанку».Встаём вплотную к стене, стопы сомкнуты, живот втянут, голова касается стены, глаза закрыты. Начинаем движение от стены с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот подтянут. Таким образом укрепляются мышцы спины и брюшного пресса.

2. «Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно. Выполнить наклон вперёд, не сгибая ног, голова вперёд, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Опустить голову, руки расслабленно уронить вниз. Задержаться в таком положении на 5-6 секунд. Это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины.

3. «Освобождение позвоночника». Сесть на стул правым боком к спинке, упираясь бедром и коленом в спинку стула. Обеими руками взяться за спинку стула и поворачиваться вправо- назад до предела. Затем вернуться в исходное положение, расслабляясь. При этом происходит освобождение от нервных корешков позвоночника. Затем упражнение выполняется в другую сторону.

Психогимнастика.

1.Игра «Весёлая пчёлка». Вдох глубокий и свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представляем, что пчёлка села на нос, на руку или на ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.

2. «Остров плакс». Представляем, что путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание- короткие резкие вдохи (3-5 минут). За счёт этого происходит насыщение крови кислородом.

3. «Холодно- жарко». Подул холодный северный ветер, дети съёжились в комочки. Выглянуло летнее солнышко. Дети расслабились, обмахиваются платочками и веерами («смена времён года» проводится 2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная и звуковая гимнастика

Цель- научить дышать через нос, подготовить их к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

1.Погладить на вдохе боковые части носа от кончика к переносице. Вдох левой ноздрёй, правая ноздря прижата пальчиком, выдох правой ( при этом прижата левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

2.Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди прижимая то одну, то другую.

3. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м» одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

4.Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м» на выдохе. То же самое проделать, закрыв левую ноздрю.

5.Энергично произносить «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.

6. Энергично произносить «т-д». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.

7.Энергично произносить «г-к», «н-г». Произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки.

8.Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно- лёгочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

9. «Покорители космоса». Дети сидят по-турецки, расслабляются, готовятся к  «полёту».

10. «Полёт на Луну». На выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, медленно её опускают.

11. «Полёт на Солнце». На выдохе дети тянут звук «б», но произносят его громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

12. «Полёт к инопланетянам». На выдохе дети произносят звук «а», постепенно увеличивая высоту и громкость. Громкость доходит до предела, словно выплеск. Появляется ощущение радости и лёгкости. На выдохе во время упражнения достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс «грязной» энергии.

13. «Гудок парохода». Через нос с шумом ученики набирают воздух. Задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (выдох длиннее). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 (короткий вдох, задержка дыхания, длинный выдох).

14. «Полёт самолёта». Дети- самолёты «летают» со звуком «у». На взлёте звук направляется к голове, при посадке- к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребёнка, учит дыханию в заданном темпе.

Упражнения для глаз.

1.Двигать зрачками влево- вправо, вверх- вниз, по кругу. Крепко зажмурить глаза на 10-12 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев.

2. Слегка поглаживать пальцами по векам, бровям, вокруг глаз ( это упражнение приносит успокоение).

3.Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 метров. Наметить на стене две точки, одна под другой на расстоянии 50 см. Переводить взгляд с точки на точку.

4. На 10-20 секунд сосредоточить взгляд на неподвижной точке, находящейся на расстоянии около 5 метров.

Упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии

1.Исходное положение- сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Исходное положение- сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

3. Исходное положение- сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 5-6 раз.

4. Исходное положение- сидя. Смотреть прямо перед собой на любой отдалённый объект 2-3 секунды, затем поднять руку перед лицом на расстоянии 15-20 см от глаз. Перевести взгляд на кончик среднего пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, вновь сосредоточиться на отдалённом объекте. Упражнение повторить 5-6 раз.

5. Исходное положение- сидя, руки вытянуты вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, вдох. Не поднимая головы, посмотреть вверх. Опустить руки, опустить взгляд, выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнения для укрепления мышц рук

1.Вытянуть руки вперёд, с напряжением сделать вращательные движения. Затем свободно уронить руки, отдохнуть.

2. Имитация подъёма тяжестей с последующим расслаблением.

Упражнения на отдых позвоночника

1.Повороты туловища в разные стороны из положения сидя.

2. Сидя в «позе кучера», расслабиться. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20-30 секунд. Выдох направить в разные участки тела  (болевые).

Релаксационные упражнения для мимики лица

1.Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабиться. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в течение нескольких секунд.

2.Нахмуриться (сдвинуть брови)- расслабиться.

3. Широко раскрыть глаза- вернуться в исходное состояние.

4. Расширить ноздри- расслабиться.

5.Зажмуриться- расслабить веки.

6. Сузить глаза, прищуриться- расслабиться.

7.Поднять верхнюю губу, сморщить нос- расслабиться.

8. Оскалить зубы- расслабить щёки и рот.

9. Оттянуть вниз нижнюю губу- расслабиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительные упражнения в организации деятельности учащихся начальной школы

Статья рассказывает о разнообразных формах организации ежедневной двигательной активности учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе....

Упражнения для развития внимания учащихся начальной школы.

Данные упражнения направлены на развитие внимания учащихся начальной школы.Предлагаемые упражнения позволят родителям повысить уровень внимания детей....

Упражнения для развития речи учащихся начальной школы

        Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в  планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...

Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы

Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....

Комплекс упражнений для профилактики заболеваний

Комплекс упражнений для профилактики заболеваний...

Профилактика правонарушений учащихся начальной школы.

План работы классного руководителя начальных классов по профилактике правонарушений учащихся 4 класса....