Комплексная работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся
статья по зож (4 класс) на тему

Статья на научную конференцию6 в воторой описываю опыт работы по формированию здорового образа жизни у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.942.5

Пикалова Е.П.

Комплексная работа классного руководителя по формированию культуры здорового образа жизни у учащихся

Россия, Самарская обл., г. Новокуйбышевск,

ГБОУ ООШ №20

e-mail: pikalova.1968@mail.ru

(слайд1)Здоровый образ жизни – это деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. (слайд 2)

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных государственных задач. Наше государство много делает для этого: строятся стадионы, открываются спортивные комплексы, много радио и телепередач посвящено этой теме. Большую работу в формировании здорового образа жизни проводят образовательные учреждения. (слайд3)

Для меня, как для педагога очень важно сохранить физическое и психологическое здоровье вверенных мне детей. (Слайд 4) Цель моей работы:  проведение комплексной работы по изучению и внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Задачи перед вами 1.  Раскрыть сущностные характеристики формирования    

     понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»

2.  Охарактеризовать возможности формирования понятий  

     ЗОЖ у младших школьников.

3.  Подобрать методы изучения формирования знаний о

     здоровом образе жизни у младших школьников.

4.  Обосновать наиболее эффективные формы и методы

     формирования знаний о здоровом образе жизни у    

     младших школьников в урочной и  внеурочной    

     деятельности.

(слайд 5)Культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания, самовоспитания и образования.

 (слайд6) Свою работу я строю по следующим этапам: I этап. Констатирующий

 

Знакомство с будущими первоклассниками я начинаю с изучения медицинских карт ребенка, заключений ПМПК, провожу родительское собрание, беседую с родителями. (Слайд7) Дети приходят в школу с разными показателями здоровья. Так, последний набор в первый класс показал, что I группу здоровья имеют лишь 12% человек.  Эта проблема заставила задуматься и искать пути выхода из создавшейся ситуации.

(слайд 8)Работа по формированию здорового образа жизни и поддержанию здоровья учащихся многогранна. Она охватывает урочную и внеурочную деятельность.

Готовясь к урокам, разрабатывая технологическую карту урока, я стараюсь так организовать работу учеников, чтобы избежать чрезмерного напряжения и предупредить их утомляемость. Поэтому перед началом занятий в классе ежедневно проводится зарядка, на уроках физкультминутки, между третьим и четвертым уроком динамические паузы. Ученики среднего звена проводят на больших переменах подвижные игры с начальным звеном. При проведении уроков использую игровые моменты, интерактивную доску, анимацию, активно включаю в процесс обучения самих учащихся, даю задания различной степени сложности. (слайд 9) Современные методы обучения позволяют провести урок интересно, что предупреждает утомляемость, а посильные задания снимают напряжение у детей.

 (слайд 10)Пятый год учителя нашей школы работают по УМК «Планета знаний». Система учебников по УМК формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни (с этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы). Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом. Так, к примеру, курс «Окружающий мир» включает разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» и др.

 ( слайд 11)В плане воспитательной работы много места отведено физкультурно – оздоровительным мероприятиям: проведению часов здоровья: «Что такое ЗОЖ», «Слагаемые здоровья», «Личная гигиена», «Советы Мойдодыра», «Привычки полезные и вредные», «Правильное питание»,(Слайд 12) народных праздников: «Зимние забавы», «Проводы зимы», проведение тематических классных часов: «В гости к Неболейке», «Мы-Айболята». Частыми гостями на классных мероприятиях, посвященных ЗОЖ, бывают медицинские работники, сотрудники учреждений дополнительного образования, старшеклассники, занимающиеся в спортивных кружках и секциях.( Слайд13)

Учитывая, что основы здорового образа жизни закладываются в семье, большое внимание уделяю работе с родителями.

 

Доходчиво и убедительно стараюсь объяснить родителям, почему так важно соблюдать режим дня школьникам. Выполнение ребенком распорядка дня – это шаг к успеху. Ребёнок будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим, если им будет выполняться распорядок дня.( слайд 14)

Также обращаю внимание родителей на необходимость соблюдения гигиенических условий для организации учебной деятельности ребёнка дома: изготавливаю и раздаю родителям памятку:

  1. Помещение должно быть достаточно освещено
  2. Стол должен стоять у окна, а свет падать слева
  3. На окнах не должно быть сплошных занавесок и высоких цветов
  4. Чистые стёкла пропускают ультрафиолетовые лучи, которые убивают болезнетворных микробов
  5. Осенью и зимой нудно использовать настольную лампу с абажуром
  6. Температура помещения должна быть не ниже 18 – 20 градусов
  7. Помещение должно проветриваться
  8. Родители должны следить за рабочей позой ребёнка. Необходимо проверить соответствие стола и стула. Если нет соответствия – развивается близорукость, искривление позвоночника. Тетрадь должна лежать против средней линии туловища, книга – прямо перед глазами на подставке. (Э.М. Размахнина, Н.П. Баныкин, 2010 г. )

( слайд15)Правильно организованный режим дня школьника включает чередование умственного труда и отдыха. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно - сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. (Г. Н. Сперанский, Е. Ладога, 2011 г.)( слайд 16)

 На нашем школьном дворе залит каток. Многие дети вместе с родителями в выходные дни катаются на коньках. В тёплое время года организована площадка для игр с мячом. Многие ребята занимаются в спортивных секциях при школе, юношеских спортивных школах, в ДЮЦ «Умелец». Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность.

На формирование здорового образа жизни влияют не только занятия в спортивных кружках и секция. И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно. Для этого проводится анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок. В моем классе в системе дополнительного образования занимается 100% учащихся. Дети занимаются в кружках: «Умелые руки», «Оригами», «Юные цветоводы», «Быстрый! Смелый! Ловкий!». Они заняты делом, а не бесцельным времяпровождением, приобретают определенные навыки, развиваются, интересно проводят свой досуг.

Большое влияние на формирование здорового образа жизни оказывает правильное питание. Об этом я говорю и с детьми и с родителями, добиваясь, чтобы 100% школьников питались в школьной столовой.

Правильно организованное питание, здоровое питание необходимы для нормального обмена веществ, роста и развития организма, защиты от болезней и вредных факторов внешней среды. Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Для этого я провожу игровые классные часы, рассказываю о продуктах питания и их влиянии на организм человека. Активное участие в классных часах принимают родители и дети: они составляют меню и объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт, рассказывают, чем вреден фастфут, избыток калорийной пищи.

В столовой дежурные следят за порядком, помогают накрывать на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи. 

 ( слайд 18 ) IIIэтап.  Промежуточно- диагностический

1.Итоговый мониторинг;

2. анализ результатов и коррекция методов организации медико-педагогической поддержки сохранения здоровья учащихся. ( слайд 19 )

Анализ мониторинга показал положительную динамику по всем показателям. Это стало возможным благодаря мероприятиям, организуемым в образовательном процессе.

. ( слайд 20 )IVэтап. Обобщающий

Совместная и согласованная работа школы и семьи обеспечивает единые взгляды на сущность и значение гигиенических требований и норм поведения в жизни человека и позволяет в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. 

. ( слайд 21 )Комплексная работа по формированию здорового образа жизни дает свой результат. Дети с удовольствием идут в школу, редко болеют, посещают кружки, активно участвуют во внеклассных мероприятиях. . ( слайд 22,23)

Литература

  1. Сперанский Г. Н., Ладога Е. «Режим дня школьника»// Киевский семейный портал Uti-puti.com.ua® 2009-2013 г.г.// 14.07.2011 г.
  2. Размахнина Э.М., Баныкин Н.П. «Как быть здоровым»// Институт Культуры ДонНТУ//2010 г., 80 стр.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Комплексная работа образовательного учреждения по формированию привычки здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников

Здоровый образ жизни это совокупность различных оздоровительных мероприятий, направленных как на укрепление духовно-нравственного и физического здоровья человека, так и на увеличение духовно-нравствен...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...

Формирование культуры здорового образа жизни учащихся

Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья.Здоровье до того перевешивает все остальные блага  жизни,что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.А.Шопенгауэр...