Рекомендации по организации и проведению занятия «Здоровье и мы»
учебно-методический материал по зож (4 класс) на тему

Кудинова Оксана Николаевна

Занятие предназначено для учащихся 4-6 классов, где можно обсудить с учащимися, что такое " здоровье", дать понятие о сторонах здоровья, проследить отношение учащихся к здоровью, обсудить возможные методики поддержания разных сторон здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_zanyatiyu_zdorove_i_my.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

по организации и проведению занятия

«Здоровье и мы»

Учитель начальных классов: Кудинова О.Н.

Цели и задачи:

  1. Образовательная:
  • обсудить с учащимися понятие о здоровье,
  • дать понятие о сторонах здоровья,
  • проследить отношение учащихся к здоровью,
  • дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни,
  • обсудить возможные методики поддержания разных сторон здоровья.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к здоровью как огромному природному уникальному дару,
  • дать направления для самостоятельного развития здорового образа жизни.
  1. Развивающая: 
  • развивать представления об отношении людей разных цивилизаций к здоровью,
  • развивать представления о многообразии методик по совершенствованию уровня здоровья,
  • развивать практические навыки по определению полезности для здоровья современной продукции пищевой промышленности.

Оборудование: картинки с изображением врачей древности и современности, карточки для определения пищевых добавок в продуктах, образцы продукции, часто покупаемой учащимися, таблички для представления команд, книги по современным методикам поддержания здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент

На нашу встречу приглашена: медицинский работник, школьный психолог, учителя.

II. Основная часть

1. Беседа о понятии “здоровье”.

Учитель предлагает ребятам обсудить, что вкладывается в понятие “здоровье”, какой человек считается здоровым, влияют ли некоторые дефекты в развитии здоровья на понимание человека, что он здоров.

После этого, выясняются стороны здоровья. При этом даются картинки – подсказки, дающие возможность правильно назвать стороны здоровья:

2. Конкурс среди представителей команд «Лучший знаток поговорок», имеющих  отношение к здоровью. Дети могут заранее подготовиться к данному конкурсу, поэтому он особенно интересен в проявлении инициативы и смекалки команд. Приводим некоторые поговорки, названные в ходе конкурса:

  • “Здоровье всего дороже”,
  • “Здоровье дороже богатства”,
  • “Здоровье не купишь”,
  • “Даст бог здоровье, даст и счастье”,
  • “Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья”,
  • “Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает одно”,
  • “Тот здоровья не знает, кто болен не бывает”,
  • “Здоровье то благо, к которому человек наиболее равнодушен”,
  • “Кто не болел, тот не ценит здоровья”,
  • “Бог дал здоровье в дань, а деньги сам достань”

3. Беседа об отношении людей древних цивилизаций к здоровью, древних врачевателях.

Учитель выясняет знания и представления детей о вопросе отношения к развитию собственного здоровья в цивилизациях Древнего Рима, Древней Греции, Тибета, Египта, Индии, Китая, Вавилона. Поднимается вопрос и отношения россиян к гибели своих родственников, детей - “бог дал, бог и забрал”. Предлагается в ходе викторины проверить свои знания по основам медицины, относящихся к разным цивилизациям. 

4. Викторина между командами по знанию медицинских умений древних людей.

При проведении викторины  «Древние цивилизации и сохранение здоровья», если на вопрос дети не могут ответить сразу, то показывать картинки – подсказки.

Вопросы учителя

Ответы учеников

  1. Эта цивилизация отличалась высоким уровнем развития медицины. Особый интерес вызывает “Сборник песен и гимнов”, где есть стихи, характеризующие общественные санитарно-гигиенические навыки: улицы и площади были вымощены, поселения были обязательно на высоких сухих местах, вблизи доброкачественных источников воды
  1. Китай
  2. Месопотамия (Вавилон)
  3. Греция, Рим
  4. Китай
  5. Месопотамия (Вавилон)
  6. Китай
  7. Месопотамия (Вавилон)
  8. Египет
  9. Греция
  10. Китай
  11. Рим
  12. Китай

(с показом картинок  – Древние цивилизации и сохранение здоровья в виде подсказок)

  1. Здесь широко применяли нефть, асфальт при наружных и внутренних болезнях, а борьба против крыс и мышей рассматривалась как метод борьбы с чумой и холерой
  • Произведения этой цивилизации отражают культ здоровья и красоты человеческого тела. Поэтому большое внимание уделялось физическим упражнениям, закаливанию организма
  • У этой цивилизации уже существовали предупредительные меры против оспы в виде прививок
  • У этой цивилизации лекарственные качества приписывались финиковой пальме, его считали священной. Из плодов, косточек фиников готовились лекарства
  • По требованиям к поведению каждого человека с восходом солнца предписывалось умываться и полоскать рот, мыть руки не менее 5 раз в день. Один раз в 3 дня было принято мыть голову и раз в 5 дней купаться.
  • Здесь были популярными для лечения многих болезней лук и чеснок
  • Растительные краски и масла использовались как средство против малярии, заболеваний кожи
  • Здесь профессию врача передавали от отца к сыну, но ее получить можно было только в специальных школах в индивидуальном порядке. Из школы на острове Кос вышел
  • В истории этой цивилизации часто указывалось на эпидемии оспы, цинги, болезней кожи, чумы и холеры.
  • Врачевателями этой цивилизации были такие врачи, как Страбон, Асклепий, Гален.
  • В этой цивилизации для лечения широко применяли растения, было описано 365 лекарственных растений – одна из самых древнейших фармакопей, а так же возникло учение о двух началах:

«инь» – женском,

«янь» – мужском.

Поведение итогов конкурса

6. Обсуждение итогов тестирования учащихся по вопросам питания.

      1. Обсуждение поговорок и крылатых изречений о правилах питания

  • Не переедай, так как это наверняка сокращает твою жизнь
  • Ешьте меньше, но чаще
  • Завтрак надо съесть самому, обед поделить с другом, а ужин – отдать врагу.
  1. Обсуждение графиков социологического опроса детей:
  • Анализ: всегда по утрам завтракают
  • Анализ пищевого рациона, используемого утром
  • Анализ графика по кратности перекусывания

      3.Обсуждение современных методик, решающих проблему правильного питания: методики Поля Брега, Мишеля Монтиньяка, Геннадия Малахова. Дается краткая характеристика методик и возможностей их использования школьниками.

7. Практическая работа: 

-  определение полезности продуктов, упакованных современными способами.

Учитель предлагает решить проблему: как полезны те продукты, которые часто ученики используют в пищу, покупая их в магазинах.

Ученикам раздается по несколько упаковок чипсов, конфет, напитков, сухой выпечки в пакетах и предлагается при помощи таблицы определить наличие вредных для здоровья продуктов.

После определения качества продукции делаются выводы о вероятности использования таких товаров детьми.

8. Продолжение обсуждения результатов социологического опроса.

4. Обсуждение значимости физического здоровья и его формирования при занятиях зарядкой, физкультурой и спортом.

5. Обсуждение современных методик, которые помогают решить проблему поддержания физического здоровья. 

Учащиеся рассказывают о методиках Валентина Дикуля, Поля Брега. Учитель с учениками обсуждает возможности использования этих методик в своей практике.

9. Обсуждение вопросов подхода к лечению при заболеваниях.

а. Обсуждение крылатых выражений, изречений древних: “зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”.

б. Обсуждение вопроса о необходимости использования биологических особенностей природы и функционирования человеческого организма. Учитель предлагает проблемный вопрос: “Летом и весной ложитесь спать рано и рано вставайте. Зимой ложитесь рано и вставайте поздно. Весной ложитесь спать пока светло и вставайте рано”. Ученики после обсуждения приходят к выводу, что древние говорили о необходимости давать организму не только нагрузку, но и периоды отдыха. Отсутствие отдыха приведет к снижению сопротивляемости организма, человек может заболеть.

в. Обсуждение вопроса о правильном использовании одежды для поддержания здоровья. Учитель опять привлекает мудрость древних: “Зимой следите за тем, чтобы ногам было тепло, а голове – прохладно. Весной и осенью позвольте и голове, и ногам ощущать прохладу”. В дискуссии выясняется необходимость использования одежды не только по сезону, но и соответственно погоде.

10. Беседа об использования природных средств и последствий для здоровья.

а.  Обсуждение графика, где отражается способ лечения простудных заболеваний.

б.  Беседа с учащимися о современных методиках поддержания здоровья на высоком уровне

11. Краткий отчет о здоровьесберегающих технологиях, используемых в школе

12. Обсуждение вопросов душевного, психологического здоровья.

Учитель вместе с учениками в дискуссии выясняет зависимость духовного и физического здоровья человека от расположения духа, от возможности занятий любимым делом. Заканчивается обсуждение вопроса обзором современных методик, поддерживающих психологический благоприятный климат, повышающий уровень самооценки человека

III. Заключительная часть

Учитель делает итог урока:

Желаю Вам, цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам доброе добудет!
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце – умным будет!

           

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендациипо организации деятельности ПМПк ОУ

Данное пособие разработано для специалистов (психологов, логопедов, учителей) школьных психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, в нем даются образцы заполнения необходим...

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Об организации и проведении диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образовательных организаций города Нефтеюганска в 2017 году

Состав комиссии по проверке региональных диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образоват...

Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»

Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...