Главные вкладки

    статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" (из опыта работы)
    статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    В статье раскрывата тема: Как научить ребенка внимательно относится к своему здоровью?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx27.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ

     У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    (из опыта работы)

    Яцухно Дина Александровна,

    учитель начальных  классов

    ГБОУ СОШ № 81 Калининского района

    Санкт-Петербурга

    2016

    Одной из важнейших задач современного начального  образования является   развитие ребенка при сохранении здоровья.  ФГОС начального общего образования предусматривает создание в образовательном учреждении конструктивного пространства  для формирования здорового образа жизни у младших школьников.

    Раскрытие способностей школьников, возможность реализовать свой потенциал можно только при хорошей физической и психологической форме.  Вопрос здоровья, и в особенности здоровья подрастающего поколения,  является актуальным всегда. В своей работе опираюсь на нормативно-правовую базу, в частности концепцию развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 год, целевую программу Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 год.  Правительство России, и в частности Правительство Санкт-Петербурга,   уделяют особое внимание здоровью подрастающего поколения.  Разработан и внедряется в жизнь «План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья  школьников в Санкт-Петербурге».  Каждый из нас видит реализацию этого плана в  школе и  старается способствовать укреплению здоровья детей своего класса.

    Работа  по сохранению и укреплению здоровья учащихся  является приоритетным направлением в нашей школе.  По мнению медицинских работников  более 70% всех болезней       человека заложены в детские годы. К нам в начальную школу  приходят дети с  различным состоянием  здоровья. По данным Минздрава РФ на     сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию.  А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребѐнок пришѐл в первый класс. Структура   заболеваемости у школьников  характеризуется  патологией опорно-двигательной      системы, органов пищеварения, нервной системы и психической сферы. Особое место занимает большой процент нарушения зрения у младших школьников. По данным общероссийской       статистики:  среди первоклассников близоруких - 3%, среди школьников 3-х классов - 10%. Плохое зрение не только ограничивает возможности успешного усвоения школьной программы,  но и снижает качество жизни, физического развития ребенка.

    Как научить ребенка внимательно относится к своему здоровью?

    Эту задачу я решаю ежедневно через  создание  благоприятных условий для формирования у детей бережного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.  Мотивирую у школьников  такие составляющие культуры здоровья, как:

    - осознание здоровья как ценности;

    - стремление к организации здорового образа жизни;

    - овладение здоровьесберегающими  технологиями;

    -  повышение устойчивости организма к заболеваниям и вредным воздействиям внешней среды;

    - улучшение психоэмоционального состояния;

    - достижение высокого уровня физической подготовленности;

    - удовлетворение потребности в двигательной активности.

    В формировании знаний о культуре здоровья,   в процессе построения учебно-воспитательного процесса,  использую различные активные группы форм и методов.

    В течение учебного  года на уроках эта работа ведется через школьные  предметы: на уроках окружающего мира   говорим о режиме дня, требованиях к одежде ученика, закаливании, вредных привычках, соблюдении правил личной гигиены и др.; на уроках литературы -  решаем ситуационные задачи о правилах поведения в проблемных  ситуациях, готовим театральные  инсценировки о здоровом образе жизни, проводим деловые и ролевые игры, которые  создают эмоциональный настрой, будят эстетические чувства и интересы учащихся; на математике дети получают  информацию  о скорости и продолжительности бега,  длине дистанций и  др. Ведем журнал здоровья, где дети планируют свой режим дня, делятся рецептами здорового питания, придумывают упражнения для разминки. Закрепляем и углубляем, полученные на уроках знания о здоровом образе жизни, на классных часах. Значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью  подготовка классных мероприятий самими учащимися. Важную роль в уроках здоровья играют беседы в форме диалога, доклада, обмена опытом. Для активизации познавательного интереса используются стихи, загадки, ребусы, пословицы и поговорки. Для каждого из детей  и для всего класса эти уроки становятся более значимыми, поднимают  детям не только настроение, но и дают хороший заряд бодрости и энергии.  Хочу отметить, что успех проводимой оздоровительной работы,  принес   положительные результаты. Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения. В сравнении с  аналогичным периодом прошлого года, показатели посещаемости в моем классе улучшились в среднем на 9%, считаю,  что за  счет создания комфортного психологического климата и применения элементов сберегающих технологий, таких как:

    - физкультурные минутки;

    - гимнастика для глаз;

    - смена видов деятельности;

    - пальчиковая гимнастика;

    - дыхательная гимнастика;

    - релаксация.

    Внеурочное время посвящаем  тематическим прогулкам  на природе, которые обогащают внутренний мир детей новыми познаниями, развивают наблюдательность, любознательность, активную жизненную позицию.

    Пример  родителей, взрослых,   с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни.  Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.

    Проводим совместные спортивные мероприятия детей с родителями.  Они способствуют созданию сплоченного классного коллектива, повышают интерес не только детей, но и их родителей к здоровому образу жизни.

    Регулярно посещаем школьную и  детскую районную  библиотеку, где проходят лекции о здоровом образе жизни.

    Что создает обстановку доверия, улучшает взаимопонимание между учителем и учениками?  Конечно же  - это личный пример учителя. Мои увлечения спортом  являются ориентиром для моих учеников  на положительные жизненные идеалы.

    И в заключении  хотелось бы отметить, что  забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

    Использованная литература

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) http://минобрнауки.рф/

    2.Постановление от 7 апреля 2011 г. N 431  «О плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы»

    3. Концепция развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 год., http://oo-kalina.ru/modern-obraz/koncept-razv

    4.Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/ авт.-сост.  Н.В.Лободина, Т.Н. Чурилова – Изд.2-е -  Волгоград:   «Учитель», 2015

    5.Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников. – Н.Новгород, 2011.

    6. С.М. Зайцев. Здоровье ребенка - Минск, из-во « Книжный дом»,  2006

    7.Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга: Адель, 1998.

    8.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

    В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

    Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

    Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

    АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

    Создание условий для формирования культуры чтения у младших школьников. Из опыта работы Алексеевой Т.А.

    Проблемы  обучения чтению остро стоят перед начальной школой. Воспитать любовь к книге, приобщить человека к чтению с раннего детства – задача сложная. Читательская культура – это привычка к сист...

    Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

    Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

    Воспитание культуры умственного труда у младших школьников (из опыта работы)

    Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о ...

    Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

    Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...