Исследовательский проект "Напиток "Кока-кола" - вред или польза для человека"
проект по зож (3, 4 класс) на тему

Стефаненко Татьяна Николаевна

С помощью данного проекта мы изучили влияние «Кока-колы» на организм человека и доказали вредность данного напитка с помощью ряда экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_proekta.docx176 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

(Исследовательский проект)

                                                                             

                                      Выполнила:

                                                                      Сыромятникова Екатерина,

                                                      ученица 4 «Б» класса

                                       

                                                        Руководитель проекта:

                                               Стефаненко Т. Н.,

                                                     учитель нач. классов

Велиж

2016

Содержание (оглавление)

  1. Введение

3-4

  1. Основная часть

                 2.1  График и этапы проведения работы над проектом

5-6

                 2.2  История появления напитка «Кока-кола»

6

                 2.3  Состав напитка «Кока-кола»

6-8

  1. Практическая часть

8-13

  1. Заключение

14-15

  1. Источники

16-17


  1. Введение

От взрослых я часто слышу: «Не пей «Кока-Колу»! «Кока-Кола» вредит твоему здоровью!» А мои одноклассники и друзья постоянно покупают различные виды этого напитка. И реклама на телевидении говорит об обратном.

Вот на экране телевизора с шипением отлетает крышечка, появляется лёгкое облачко брызг, красивая соломенно-кофейная жидкость с шипением выливается в стакан! Как хочется глоточек этого чудесного напитка, несмотря на запрет родителей.

Вредна «Кока-кола» или полезна? Чтобы проверить, кто прав – родители, запрещающие её нам пить, или дети, употребляющие её, я решила провести исследование: 

«Напиток «Кока-кола» вред или польза для человека?»

Цель  исследования: изучить влияние «Кока-колы» на организм человека

Задачи:

  • Изучить информационные источники с целью получить больше информации о «Кока-Коле», изучить историю создания продукта, узнать состав напитка и секрет популярности мирового бренда.
  • Разработать анкету и провести социологический опрос среди учеников 4 и 9 классов по вопросу употребления «Кока-Колы».
  • Провести эксперименты, демонстрирующие процесс взаимодействия «Кока-Колы» с различными веществами.
  • Выяснить, наносит ли вред или приносит пользу организму «Кока-Кола».
  • Если напиток «Кока-кола» вреден, то придумать антирекламу этому продукту и найти альтернативный рецепт вредным напиткам.

Гипотеза исследования:

Мы предположили, что если узнаем больше о влиянии напитка «Кока-Кола» на наш организм, то сможем сделать правильный выбор:

«Пить «Кока-Колу» или не пить! «Кока-Кола»: польза или вред?»

Методы исследования:

  • Работа с информационными источниками, Интернет – ресурсами.
  • Эксперимент.
  • Фото-фиксация.
  • Наблюдение.
  • Сравнение.
  • Анализ и обобщение информации.
  • Социологический  опрос.

Объект исследования:

Напиток «Кока-кола».

Предмет исследования:

Состав, свойства  и влияние «Кока-Колы»  на организм ребенка.

  1. Основная часть

2.1  График проведения работы над проектом

Данный проект я осуществляла в течение 2 учебных недель во время урочной и внеурочной деятельности.

Каждый день недели я занималась реализацией проекта и составила план  проведения работы над проектом:

  • Изучение энциклопедий, научно - популярной литературы, материалов Интернет - сети по теме «Кока-кола»: вред или польза для организма».
  • Поиск информации об истории появления, состава напитка «Кока-кока».
  • Проведение социологического опроса среди учеников 4-х и 9-х классов по данной теме.
  • Проведение  и описание опытов, которые докажут вред или пользу напитка «Кока-кола».
  • Оформление фотоотчёта о проделанной работе.
  • Придумывание рекламы или антирекламы напитка «Кока-кола», исходя из итогов исследования, если нужно альтернативного рецепта вредным  напиткам.
  • Подведение итогов исследования.

                      Этапы работы над проектом:

Этапы проекта

Деятельность ученика

Роль учителя

1 этап.

Организационный

  • Выбрала тему исследования;
  • определила цели и задачи исследования;
  • составила план работы над проектом;
  • выбрала  методы, объект и предмет исследования

Направляющая на основе мотивации.

2 этап.

Поисково-исследовательский

  • Изучала литературу;
  • делала фотографии;
  • проводила опыты;
  • проводила  социологическое исследование (анкетирование учеников 4 и 9 классов).

Организатор работы;

тесное взаимодействие с участником проекта в процессе обработки, анализа и систематизации данных.

3 этап.

Создание продукта проектной деятельности

  • Продуктом проектной деятельности явилась презентация о вреде напитка «Кока-кола», антиреклама, видео «Альтернатива вредным напиткам».

Обучающая, тесное взаимодействие с участником проекта в процессе обработки, анализа и систематизации данных.

4 этап.

Предъявление проекта и его продукта

Сотрудничество.

2.2 История появления напитка «Кока-кола»

Изучая энциклопедии, читая газеты, журналы, материалы сети Интернет, я познакомилась с историей появления напитка «Кока-кола» (Приложение 1).

2.3. Состав напитка «Кока-кола»

Я изучила состав веществ напитка «Кока-кола» на этикетке и на официальном сайте, в сети Интернет.

Каков же состав «Кока-Колы»?

Очищенная газированная вода (Agua carbonatada)

Сахар.  В одном стакане (250 мл) колы содержится 6(!) чайных ложек сахара.

Взамен сахара используют ацесульфам калия, (Е950), аспартам (Е951), цикламовую кислоту (Е952).

Натуральный краситель (сахарный колер 4).  Сахарный колер (жжёный сахар) получают путём переработки сахара с добавлением химических реагентов или без них. В данном случае, добавляют сульфат аммония (E150d)

Регулятор кислотности - ортофосфорная кислота – подкислитель (E338). Пищевую ортофосфорную кислоту применяют в производстве газированной воды и для получения солей (порошки для изготовления печенья, сухарей). Ортофосфорная кислота - оказывает токсическое действие на почки, печень и нервные клетки, «вымывает»  кальций (причина ломкости костей), разрушает зубную эмаль.

Диоксид углерода СО2  - угольная  кислота. Обязательно есть в любом газированном напитке. Сам по себе он безвреден (его используют для лучшей сохранности напитка), но его присутствие в воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока и провоцирует метеоризм – обильное выделение газов и возникновение гастрита и язвенной болезни.

Лимонная кислота (Е330) – бесцветные кристаллы. Применяются фармацевтической и пищевой отраслях промышленности.

Бензонат натрия (Е211) – отхаркивающее средство, консервант пищевых продуктов, противогрибковое средство.

Кофеин.  Под воздействием кофеина ускоряется сердечная деятельность, поднимается кровяное давление, примерно на 40 минут слегка улучшается настроение за счёт высвобождения дофамина, но через 3-6 часов действие кофеина проходит: появляется усталость, вялость, снижение трудоспособности. Кофеин, как и другие стимуляторы ЦНС, противопоказан при повышенной возбудимости, бессоннице, выраженной гипертензии и атеросклерозе, при органических заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Aromas – неизвестно какие ароматические добавки.

Причем состав на этикетке написан очень мелким шрифтом и  среди текста трудно читаем.                                                                                                                                       

Технология изготовления продукта была строго засекречена производителем много лет. Но исследователи установили, что эта загадочная секретная добавка (таинственный экстракт «Кока-Кола») не что иное, как натуральный краситель «кармин» или пищевая добавка «кошениль», добываемая из кошенильных червяков.

Пищевая ценность «Кока-Колы»  на 100 мл

Калорийность

42 ккал

Белки

0 г

Жиры

0 г

Углеводы

10,6 г

Общие сахара

10,6 г

Вывод: я вижу, что натуральные продукты в напитке «Кока-кола» - это вода и сахар. А химические – все остальные компоненты: E150d, E952, E951, E338, Е330, Аromas, Е211, не все, из которых являются полезными для нашего организма. Хочу отметить, что в состав «Кока-Колы»  входит кофеин, который возбуждающе действует на центральную нервную систему и достаточно большое количество угольной, ортофосфорной кислот (Приложение 2).    

  1. Практическая часть

Вначале эксперимента мы с руководителем проекта разработали анкету (Приложение 3) и провели социологический опрос среди учащихся 4-х и 9-х классов.

Мы увидели, что проблема регулярного употребления Кока-Колы не обнаружена среди учеников начальной школы, ребята покупают этот напиток, но не злоупотребляют им. А у учеников 9-х классов наоборот, показатели завышены. (Таблицы и диаграммы в Приложение 4). Они предпочитают раскрученный бренд «Кока-Кола». Учеников начальных классов контролируют родители, они отвечают за жизнь и здоровье ребёнка, стараются уберечь от употребления нездоровой пищи. Старшеклассники более самостоятельны в выборе, родители не всегда могут повлиять на их решение, потому и растёт количество подростков, часто употребляющих «Кока-Колу».

Опрос показал, что ребята подозревают, что напиток не очень полезен для здоровья, но они всё равно покупают его!

Для того чтобы подтвердить одну из моих гипотез, доказать, какой вред или наоборот пользу приносит напиток «Кока-кола» для человеческого организма, я решила провести ряд экспериментов.

Просмотрев подобные проекты в сети Интернет, я решила, что не буду проводить эксперимент и сравнивать  «Кока-колу» и воду. А возьму три напитка: «Спрайт», «Кока-колу» и минеральную воду и посмотрю, как они взаимодействуют с различными предметами и веществами. А на основе этого сделаю вывод о влияние этих напитков на организм человека. Но прежде всего, я буду обращать внимание на «Кока-колу» и доказывать её вред или пользу на человеческий организм.

Для эксперимента мне понадобилось:

  • «Кока-кола», «Спрайт», минеральная вода «Новотербская целебная», молоко.
  • Куриное яйцо.
  • Мясо свиное.
  • Кусочек ногтя.
  • Ржавые гвозди, старые монеты.
  • Чайник с накипью.
  • Мятная конфета «Ментос».
  • Сухарики, чипсы, крекер.

Опишу опыты и покажу, к каким результатам они привели.

1опыт «Грозит ли «Кока-кола» нашим зубам и ногтям?»

Я взяла скорлупу куриного яйца и ноготь. Она содержит много кальция, вещества, которое участвует в строении зубов и костей человека. Из сырого куриного яйца удалила белок и желток. Погрузила данную скорлупу и ноготь в напиток «Спрайт», «Кока-колу» и минеральную воду.

Наблюдения показали: в «Спрайте» и «Кока-коле» сразу  же произошла химическая реакция, но в «Кока-коле» более бурная. Оставила всё это на неделю. В «Спрайте» скорлупа и ноготь стали мягкими. В «Кока-коле» выпал осадок. Скорлупа вязкая, потемневшая и отделившаяся от плёнки.  Ноготь вообще не нашла. В минеральной воде скорлупа не изменилась. 

Этот эксперимент подтвердил гипотезу о способности «Кока-Колы» растворять кальций (зубы, ногти). Употребление в больших количествах «Кока-Колы» может привести к потемнению и разрушению зубов (Фотоотчёт по этому эксперименту представлен в Приложении 5).

2 опыт «Разрушительная сила ортофосфорной кислоты»

Данный опыт помог доказать способно ли содержание данных напитков растворять ржавчину. Для этого опыта мы с мамой налили напиток «Кока-кола» в чайник и прокипятили его. У нас отстала не вся накипь, но её стало намного меньше. Если эту операцию повторить несколько раз, то чайник может полностью очиститься.

Я решила продолжить эксперимент: взяла старые монеты и опустила их в три напитка на 1 день. После протирания они выглядят лучше, новее. А в «Спрайте» даже разъело надпись на монете. Зато в «Кока-коле» следов на тряпке от красителей было намного больше.

Туже операцию я повторила и с ржавыми гвоздями. Они тоже изменились, стали намного новее, без ржавчины. Но больше всего нас поразил результат с минеральной водой, где гвоздь стал просто новым, изменился полностью.

Можно сказать, что все эти напитки обладают разрушительной силой, если за 1 сутки разъели почти всю ржавчину. Тоже происходит и в нашем организме.

 Чтобы доказать наличие в «Кока-коле» ортофосфорной кислоты, я взяла «Кока-колу», молоко и провела различные опыты. В стакан, где было большое количество молока, добавила большое количество «Кока-колы», сразу же произошла реакция, и содержимое превратилось в желе с коричневой плёнкой сверху и неприятным запахом.

В другой стакан с молоком добавила немного колы. Незначительно изменился цвет, неприятного запаха не было.

В третьем стакане была «Кока-кола». В неё я добавила немного молока. Цвет посветлел, запах тоже был, но не такой неприятный. Через несколько часов в этом образце появились пробелы, а на следующий день кусочки осели на дно. Я наблюдала выпадение осадка, потому что в «Кока-коле» содержится ортофосфорная кислота, молекулы которой вступают в реакцию с молоком.

Вот таким образом под действием ортофосфорной кислоты происходит выпадение кальция в организме человека – он начинает вымываться из костей, а дальше – размягчение костной ткани, называемое остеопорозом, нарушения сна, работы сердца, ухудшение осанки, боли в костях и суставах  (Фотоотчёт по этому эксперименту представлен в Приложении 6).

3 опыт «Сильно газированный напиток приводит к повышению кислотности»

Мне нужно было убедиться, что данный напиток очень газирован и способен превращаться в «шипучее» вещество, если взаимодействует с ментоловыми леденцами. Для этого я опустила в стакан с «Кока-Колой» леденец. Данный напиток стал сильно шипеть и пениться.

Я убедилась, что данный напиток очень газирован и в нём образуется повышенная кислотность. Если человек будет, есть сладкую ментоловую конфету  и запивать данным напитком, оно способно вызвать у него рвоту, так как в желудке образуется кислота способная вызывать шипение (Фотоотчёт по этому эксперименту представлен в Приложении 7).

4 опыт «Умеет ли «Кока-кола» «переваривать продукты»?

Для данного опыта я погрузила в три напитка «Спрайт», «Кока-колу» и минеральную воду кусочек свиного мяса и оставила на неделю. В «Спрайте» мясо стало мягким розового цвета. В «Кока-коле» мясо стало тонкое, коричневое, тягучее. В минеральной воде появился очень сильный неприятный запах, но мясо плотное, белое.

Я пришла к выводу, что «Кока-кола» полностью не растворила мясо, но сделала его намного тоньше. Если бы оно полежало ещё больше, то растворилось бы полностью.

Вот так агрессивно «Кока-кола» действует на мышечную ткань (слизистую оболочку желудка) и может привести к развитию гастрита или язвы желудка (Фотоотчёт по этому эксперименту представлен в Приложении 8).

5 опыт «Можно ли запивать «Кока-колой» еду?»

Для этого опыта я взяла всё те же три напитка, налила их в стаканы и положила: сухарики, печенье, чипсы.

Больше всего сухарики набухли в стакане с «Кока-колой» и ещё стали более темнее.

Самые большие изменения с чипсами произошли в стакане с «Кока-колой»: образовалась плёнка с жиром и если потрогать, то пальцы сильно слипаются, как будто в него добавили желатина.

Для следующего опыта я взяла сухое печенье «Крекер» и положила его в «Спрайт», «Кока-колу» минеральную воду» на одни сутки. Во всех образцах печенья разбухли, а в «Кока-коле» верхний слой разъело на неровные кусочки, которые прокрасились в коричневый цвет.

Я пришла к выводу, что нельзя запивать «Кока-колой» картофельные чипсы и другие продукты с повышенным содержанием жира, так как  «Кока-кола»  сама по себе кислая, а углекислый газ, который содержится в ней, способствует рефлекторной выработке желудочного сока. Сухарики, картофельные чипсы, печенье зачастую страдают качеством исходного сырья, к тому же они жирные  «Кока-кола» лучше растворяет жиры, тем самым способствует лучшей всасываемости жиров, дает большую нагрузку на печень,  и вызывает расстройства пищеварения и ожирение (Фотоотчёт по  эксперименту представлен в Приложении 8).

6 опыт «Есть ли в «Кока-коле» сахар?»

В миску  налила «Спрайт» и «Кока-колу» и оставила на неделю. Через неделю вода из «Спрайта» и «Кока-колы» испарилась, а в миске остался тягучий сироп. Также я попробовала выпарить сахар в «Спрайте» и «Кока-коле». Для этого кипятила эти напитки на медленном огне.    

В «Кока-коле» очень много сахара, а это вредно для организма, может привести к сахарному диабету и другим серьёзным заболеваниям (Фотоотчёт по этому эксперименту представлен в Приложении 10).

С результатами своего исследования я выступила перед учениками 4-х и 9-х классов, показала им свою презентацию «Напиток «Кока-кола» польза или вред для организма». Затем мы с одноклассниками нарисовали рисунки на тему «Мы против «Кока-колы» (Приложение 11).

Я предложила ребятам сделать антирекламу «Не пей «Кока-колу», а лучше выпей стакан простой воды!» Мы её записали и показали в начальных классах нашей школы.

А ещё мы с мамой приготовили видео-рецепт «Альтернатива вредным привычкам», где мы предлагаем приготовить фруктово-ягодный смузи без добавления сахара, а с ложечкой мёда (Материалы представлены на Диске).

 

  1. Заключение

Проведенные мною эксперименты показали, что «Кока-Кола» вредна для здоровья, так как  является искусственным  продуктом, содержит заменители сахара, много кислот и различные пищевые добавки, отрицательно действующие на растущий организм ребенка.

Проведя ряд опытов, я увидела, что «Кока-кола» разрушает зубы, ногти, мясо. В ней есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налёт от чая, ею нельзя запивать продукты питания.

Обобщив выше изложенное, можно сделать вывод, что «Кока-Кола» -     нежелательный продукт для рациона и категорически не рекомендуются подростковому организму.

Вначале нашего эксперимента я предположили, что если узнаю больше о влиянии напитка «Кока-Кола» на наш организм, то смогу сделать правильный выбор:

«Пить «Кока-Колу» или не пить! «Кока-Кола»: польза или вред?»

Могу с уверенностью сказать после проделанной работы:

«КОКА-КОЛА» НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Лучше «Кока-колу» не пить, а выпить стакан простой воды!

«Кока-кола»  самый дорогой бренд в мире, поэтому его продукция очень ярко рекламируется в отличие от натуральной. Всё это так хочется попробовать, но нужно понимать, что здоровье самое ценное, что есть у нас.

Но если ты хочешь выпить какой-то газированный напиток, то соблюдай следующие правила:

  • Газированные напитки пейте в особых случаях, а не каждый день.
  • Не держите дома газированные напитки.
  • Не держать напиток во рту долго.
  • Пить напитки через соломинку, так как она уменьшает контакт жидкости, портящей эмаль, с передними зубами почти на 70%, а с коренными на 30 – 50%.
  • Тщательно полоскать во рту после приема газированного напитка и чистить зубы по возможности.

Будьте здоровы!


  1. Источники
  1. Пиль А. Мое тело (Все обо всем). – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.  
  2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
  3. Классе Л. И др. Еда – наш друг, еда – наш враг. Азбука здорового питания. Пер. с англ. СПб,  Ридерз Дайджест, 1999.
  4. Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб, Союз, 1998
  5. Проект «Кока-кола». [Электронный ресурс]. URL:адрес http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-koka-kola-jad-dlja-detei-i-vzroslyh.html  (дата обращения 21.03.2016)
  6. Проект «Кока-кола». Мифы и реальность». [Электронный ресурс]. URL:адрес http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/25/issledovatelskiy-proekt-koka-kola-vred-ili-polza-mif-ili-realnost (дата обращения 02.04.2016)
  7. Проект «Чудеса «Кока-колы». [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://dsafrikanda.ucoz.ru/document/pedagogich_masterskaya/Project_deyat/issledovatelskij_proekt_chudesa_koka-koly.doc (дата обращения 02.04.2016)

  1. Презентация к проекту «Кока-кола». [Электронный ресурс]. URL:адрес http://www.myshared.ru/ (дата обращения 02.04.2016)
  2. Исследуем «Кока-колу». [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://ideakonkurs.moscow/static/media/idea_converted/586/Сычев%20Н.%204%20Б%20.pdf (дата обращения 03.04.2016)

  1. Вред и польза «Кока-кола». [Электронный ресурс]. URL:адрес

http://www.slideboom.com/presentations/409799 (дата обращения 04.04.2016)

  1. Википедия. [Электронный ресурс]. URL:адрес  https://ru.wikipedia.org/wiki/Кока-кола (дата обращения 04.04.2016)
  2. Официальный сайт компании «Кока-кола» в России. [Электронный ресурс]. URL:адрес http://www.coca-colarussia.ru/ 

(дата обращения 05.04.2016)

  1. История успеха компании «Кока-кола». [Электронный ресурс]. URL:адрес http://www.manalfa.com/istorii-uspeha/sozdanie-koka-koli

(дата обращения 04.04.2016)

  1. Фотоархив МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученика "Вред и польза компьютерных игр"

В исследовательской работе рассмотрены вопросы вреда и пользы компьютерных игр для детей, проведено учеником мини-исследование....

Исследовательский проект «Соль - вред или польза?»

СОДЕРЖАНИЕ:     1.Введение.2.Соль-польза и вред.-Немного истории.  -Состав соли.-Какая бывает соль и где ее применяют.-Польза соли.-Опасная соль. 3. Практическ...

Исследовательский проект «Соль - вред или польза?»

СОДЕРЖАНИЕ:     1.Введение.2.Соль-польза и вред.-Немного истории.  -Состав соли.-Какая бывает соль и где ее применяют.-Польза соли.-Опасная соль. 3. Практическая час...

Исследовательская работа "Шоколад. Вред или польза?"

Исследовательская работа с целью изучения интересных фактов о происхождении шоколада и выяснении пользы данного продукта....

Исследовательская работа "Шоколад. Вред или польза?"

Исследовательская работа "Шоколад. Вред или польза?"...

Исследовательская работа «Фастфуд - вред или польза?»

Работа представляет собой исследование по теме «Фастфуд - вред или польза?». Вопрос, рассматриваемый ученицей, является, несомненно  актуальным. В последнее время особую популярность ...

Исследовательская работа" Овощи-вред или польза"

Рецензируемая работа Лацко Дарины посвящена актуальной проблеме – здоровое питание современных  школьников. Эта тема выбрана ученицей. Работу Дарина выполняла при помощи классного руководит...