Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.
статья по зож на тему

Разживкина Ольга Владимировна

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

        Не вызывает никаких сомнений тот факт, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения стоит очень остро в современном обществе. Здоровый образ жизни, по сути своей, должен стать решением этой проблемы, пусть и не в полном объеме. Однако постоянно меняющиеся условия и возможности современного мира становятся на пути привития полезных привычек и формирования здорового образа жизни у всего населения нашей планеты.

        Что же такое здоровый образ жизни? Существует множество определений понятия здоровье. Самое простое и доступное для понимания подразумевает под здоровьем отсутствие болезней у человека. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное состояние полного благополучия. Учёными установлено, что здоровье человека на 50 % зависит от самого человека, т.е. от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

        Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. А самое важное, что задачи по формированию бережного отношения к своему здоровью должны выполняться не только семьей, но и школой.

        Если в семье формированию здорового образа жизни способствует собственный пример родителей, правила и традиции, заложенные в семейных ценностях, то в современной школе главным инструментом формирования бережного отношения к здоровью выступают здоровьесберегающие технологии, применение которых становится необходимой частью образовательного процесса, особенно в начальной школе.

        Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Сформулировал это понятие Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

1) Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

2) Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

3) Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

4) Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе сформулированы Н.К. Смирновым.

- "Не навреди"

- Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

- Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

- Соответствие содержания обучения возрасту.

- Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

- Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

В настоящее время можно встретить несколько классификаций здоровьесберегающих образовательных технологий. Наиболее общая классификация выглядит так:

  1. Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  4. Коррекционные технологии.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы

  1. Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  2. Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  3. Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  4. Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  5. Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  6. Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  7. Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  8. Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  9. Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  10. Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  11. Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  12. Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  13. Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  14. Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  15. Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ деятельности МО учителей начальных классов по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни

Одним из приоритетных направлений  деятельности МО учителей начальных классов является работа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. Предлагаю анализ работы МО по данной пробл...

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

«Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школ...

Отчет о пропаганде здорового образа жизни в начальной школе МБОУ лицей № 10

Отчет о пропаганде здорового образа жизни в начальной школе МБОУ лицей № 10...

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Известно, что в первый класс среднестатистической российской школы в лучшем случае поступает только треть детей, не имеющих никаких проблем со здоровьем; у остальных двух третей те или иные проблемы н...