Статья "Здоровьесберегающие технологии в учебном и воспитательном процессе"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Русакова Наталия Ивановна
На сегодняшний день тема сохранения здоровья очень важная, особенно когда речь идет о здоровье детей. Еще древнегреческий философ Сократ сказал: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь детский организм. Постепенно у детей появляются проблемы со здоровьем (ухудшается зрение, проблемы с позвоночником и пр.), а соответственно это отражается на учении: начинаются проблемы с усидчивостью, произвольным поведением, концентрацией внимания, запоминанием изученного материала. Поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является важнейшей педагогической задачей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в учебном и воспитательном процессе

Учитель ГБОУ СОШ № 137 Калининского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день тема сохранения здоровья очень важная, особенно когда речь идет о здоровье детей. Еще древнегреческий философ Сократ сказал: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».

При поступлении ребенка в школу повышается нагрузка на весь детский организм. Постепенно у детей появляются проблемы со здоровьем (ухудшается зрение, проблемы с позвоночником и пр.), а соответственно это отражается на учении: начинаются проблемы с усидчивостью, произвольным поведением, концентрацией внимания, запоминанием изученного материала. Поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является важнейшей педагогической задачей, требующей от учителя создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов.

Можно выделить несколько самых важных компонентов здорового образа жизни, таких как:

1.Ежедневная двигательная активность учащихся.

2.Ежеурочная физическая пауза.

3.Рациональное питание.

4.Соблюдение правил личной гигиены.

5.Соблюдение режима дня.

6.Отказ от вредных привычек.

7.Безопасное поведение на улице, в игре .

8.Профилактические упражнения.

Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Я использую физкультминутки на каждом уроке, в 1 и 2 классе, по возможности, две за урок.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю, например:

•упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата.

•упражнения для формирования осанки, для ног, для расслабления и отдыха рук, для правильного дыхания учащихся, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

•упражнения для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

Остановлюсь здесь подробней, т. к. в классе много детей с проблемами зрения.

1. Взгляд направить влево- прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо без задержки в отведенном положении 1-10 раз.

2. Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное. 1-10 раз.

3. Круговые движения глаз от 1 до 10 кругов влево и вправо, вначале быстрее, затем медленнее.

4. Изменение фокусного расстояния - смотреть на кончик носа, затем вдаль несколько раз.

5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаза, а затем вдаль несколько раз.

6. Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску, или глаза закрыть и переводить подушечками пальцев от висков к переносице.

7. Потереть ладони друг об друга без усилий, прикрыть глаза на 1 минуту, представить погружение в темноту, открыть глаза.

Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 сек., затем на 3-4 сек опустить глаза. Повторить 10 раз.

8. Поднять глаза, опустить, отвести в стороны. Повторить 3-4 раза.

9. Поднять глаза, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, против часовой стрелки. Повторить 3- 4 раза.

10. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., открыть на 3-5 сек. Повторить 4- 5 раз.

При изучении темы «Орган зрения» особое внимание уделяется важности этого органа.

Помимо этого у нас в школе и классе проводятся активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. Для детей, которые любят рисовать, развешиваю на стенах листочки для рисования.

Здоровьесберегающие технологии взаимосвязаны с воспитательной работой в школе, которая строится на основе личностно-ориентированного подхода к ученикам. Успешность реализации здоровьесберегающих технологий зависит от особенностей взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования культуры здоровья детей. Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. При составлении плана воспитательной работы уделяется внимание мероприятиям, направленным на здоровьесбережение: «Режим школьника», «Соблюдение личной гигиены», «Слушай доктора Айболита»

Таким образом, правильно спланированная и реализованная образовательная и воспитательная работа по здоровьесбережению школьников помогает формированию здоровой гражданской личности, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебном и воспитательном процессе.

Использование педагогических технологий и методических приемов для создания системы мер по охране и укреплению здоровья школьника....

Введение регионального компонента в учебный и воспитательный процесс на фортепианном отделении для учащихся 1-7классов

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь ...

"Здоровьесберегающие технологии - основа построения образовательно-воспитательного процесса"

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии обучающихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Воспитание является одной из важнейших составляющих  образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школ...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе...

Здоровьесберегающие технологии в обучающем и воспитательном процессе

В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....

Доклад на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Одной...