Здоровье сберегающие технологии в воспитательной работе с учащимися группы продленного дня.
статья по зож на тему

Жукова Надежда Александровна

Сформировать понятие здорового образа жизни младшего школьника, научить соблюдать режим дня, привлечь к занятиям спортом задача любого педагога, ведь залог успеха всегда в здоровом теле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sber_tehnologii.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии в воспитательной работе с учащимися группы продленного дня.

         УСТАВ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ говорит, что здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить в гармонично меняющихся условиях среды является основным условием такого развития.

         В Законе «Об Образовании» сказано, что образовательная деятельность при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

Цель образования в современных условиях - всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных способностей при сохранении, укреплении здоровья, активное формирование здорового образа жизни и здоровья учащихся, поддержка и развитие физического и  психического  здоровья  ребенка.

           Таким образом, основная функция учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня является укрепление физического, психического здоровья детей, забота об их эмоциональном благополучии. Изменилось содержание работы воспитателя, большее внимание стало уделяться организации двигательной активности учащихся, укреплению их здоровья, составной частью здоровье сберегающих технологий в начальной школе стало физическое развитие часто болеющих, ослабленных детей.

Чтобы понять поведение ребенка, его реакцию в различных ситуациях, успехи и его неудачи, взаимоотношения со сверстниками, воспитателю ГПД надо знать состояние здоровья ребенка.

При составлении социального паспорта на учащихся ГПД в начале учебного года каждый воспитатель анализирует здоровье учеников, просматривает школьные медицинские карты, консультируется со школьным медработником, показатели здоровья обучающихся вносит в журнал ГПД..

 Так в 2017-2018 учебном году из 26 учащихся группы продленного дня имеют  основную мед группу-16, подготовительную-10. То есть почти половина имеют отклонения в состоянии здоровья. Поэтому значимой проблемой, которая встала передо мной стало слабое состояние здоровья учащихся. Из 26 учащихся ГПД только – 6 не посещали детский сад, Однако большинство из детей испытывают  « двигательный дефицит», задержано развитие ловкости, выносливости, силы и гибкости. 4 имеют излишний вес, 3-нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, вялая мимика, при ходьбе волочат за собой ноги, вальгусное развитие стоп, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена.. Вывод был таков: дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Применяемые в педагогике технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития ребенка, все перечисленное сказывается на снижении у них работоспособности в течение учебного года. Но в то же время одними медицинскими мероприятиями невозможно достичь нужного результата среди часто болеющих детей, необходим комплекс медико-педагогических мероприятий по укреплению здоровья. В течение учебного года дети болели ОРВИ- 9 человек, выявлены были у 8- кариес зубов, у 5 -проявились нервные расстройства, у 3- заболевания органов пищеварения, у 2- аллергические заболевания. Только 240 дней отсутствовали  в школе по причине болезни. Таким образом, вскрылась ПРОБЛЕМА, решение которой стало первоочередной на ряду с образовательной деятельностью на занятиях группы продленного дня. Целью стало организация физического воспитания на занятиях ГПД, необходимость обеспечения каждому учащемуся гармоничное развитие, помочь найти и использовать ученику резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья, научить здоровому образу жизни. 

Оздоровительные задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастикой, массажем, закаливанием;
  • формирование правильной осанки, гигиенических навыков, профилактики плоскостопия.

        Воспитателю вместе с классным руководителем необходимо было расширить кругозор учащихся по данному направлению работы, воспитывать в них потребность в здоровом образе жизни, в двигательной активности.

В сентябре 2017 года классными руководителями 2е и 2г классов, учащиеся которых посещают ГПД, и мной было проведено родительское собрание, на котором были даны рекомендации по укреплению здоровья детей. а анкетирование выявило, что не все родители имеют достаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Были разработаны памятки по дыхательной гимнастике, по профилактике гриппа, розданы родителям. Главной задачей на этот учебный год в плане оздоровления детей я выделила несколько направлений:

Работа над физическим здоровьем:

               Дети в группу приходят к 8 часам, обязательное условие занятий-начало с физкультминутки, они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память. Учащиеся младших классов моей группы легко утомляются при подготовке домашнего задания, поэтому часто в течение занятий мы меняем вид деятельности; обычно это физкультминутки, направленные на расслабление тех или иных мышц ребёнка, которые испытывали наибольшее напряжение, делаем  упражнения по формированию осанки, на отдых позвоночника, упражнения для ног, потягивания, применяем пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, игровой самомассаж, дыхательную гимнастику или во время перемены выходим в коридор и начинаем прыгать.

               У всех учащихся группы 100 % зрение, несмотря на это, мы выполняем упражнения для сохранения зрения – корригирующая гимнастика для глаз: например, «Стрельба глазами» - двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх – вниз 5-6 раз, «Палец движется» - рука вперёд, смотрим на палец, медленно приближаем к носу, не сводя с него глаз, до тех пор, пока он не начнёт двоиться.

Делаем упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Например, «Задуй свечу» - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у], «Озорные щёчки» - набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в 1 упражнении. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.  «Ленивая кошечка» - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук [a].

9.20-10.10 и 12.00-12.50 в группе продленного дня прогулка, обычно с детьми выходим на территорию спортивной площадки. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

     Потребность в движениях у школьников начальных классов велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности.

Работа над нравственным и нервно-психическим здоровьем учащихся требует:

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, особенности темперамента и динамики работоспособности учащихся.
  2. Формирование позитивного мышления: (положительные установки и оценки деятельности учащихся).
  3. Клубные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие в страну Здоровья». «Здоров ли я?», «Полезные привычки»
  4. Создание благоприятного психологического фона на занятиях

              Во время занятий я ориентируюсь на личность ребёнка, стараюсь создать комфортные условия для развития имеющихся у него задатков и возможностей, стараюсь стать не только наставником, но и другом для ребят, проявляю гуманность по отношению к детям, верю в них, проявляю терпимость к детским недостаткам и ошибкам, учу детей, что они могут и должны высказывать своё мнение, конечно же, в очень корректной форме, признаю право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения.

                Всё это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и повышает уровень нервно- психического здоровья, приводит к улучшению психологической обстановки в классе, повышению мотивации к учебной деятельности. В течение 2 и 3 четвертей у 3 учащихся были психологические срывы, дети становились агрессивными из-за пустяка: Кузнецов Дима-в его адрес была сказана одноклассником реплика о   развязавшемся шнурке, Дима стал кричать, пытался ударить «обидчика», Красникова Вероника-отказалась выполнять на занятиях ГПД домашние задания, кидала тетради, кричала, Боровкова Виктория- порвала тетрадь для дополнительных занятий по математике только потому, что неправильно решила задачу. Данные ситуации смогли урегулировать только путем уговоров. В последствии Кузнецов Д. из-за постоянного такого поведения в том числе и на уроках был направлен на комиссию, Красникова В. и Боровкова В. обратились за помощью к психологу, так как такие случаи были не единичные.

Иногда при сильном нервно-психическом напряжении можно предложить учащимся выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте – это позволит избавиться от возникшего напряжения.

 Работа с родителями и внеурочная деятельность.

                 В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни учащихся классным руководителями 2е и 2г классов  и мной разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, проведение конкурсов по ЗОЖ, спортивные праздники, праздники здоровья, в классном уголке вывесили «Режим дня школьника», на стенде в ГПД  « Режим на занятиях группы продленного дня», в течение занятий стараюсь предлагать учащимся, которые имеют первые признаки простуды, мыть руки с мылом и прочищать нос, провожу беседы, консультируюсь в медработником по имеющимся симптомам заболевания, звоню родителям.

Родителям раздали листовку-совет «Как помочь ребенку укрепить свое здоровье?, «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика».

Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

"Я художник" Здоровье сберегающие и арт технологии в воспитательной работе

Веселые физ минутки,игры,разговор оприроде и музыке,релаксация....

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа.

Проект « Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»долгосрочный 2-ая младшая группа, средняя группа....

Стендовый доклад на тему: «Здоровье сберегающие технологии во внеклассной работе в начальной школе»

     Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков...

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы № 4 5Г с\с -6Г с\с классов на 2014-2015 учебный год.

Исходя из основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ОВЗ, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармонич...

Актуальные педагогические технологии и практика работы педагога-воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС.

В данной работе рассмотрены наиболее актуальные педагогические технологии в работе воспитателя ГПД в современной школе....