Проблемы здоровьесбережения младших школьников
консультация по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Батурина Елена Алексеевна

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.  Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно – психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, большинство детАнализ результатов обследования первоклассников  нашей школы показал: абсолютно здоровыми при поступлении в школу пришли около 1/3 первоклассников, остальные дети имеют различные заболевания: нарушение зрения – 33 %, хронические заболевания дыхательной и пищеварительной системы – 12% , нервно-психические расстройства – 9% За период обучения в школе по статистике число здоровых детей уменьшается в 4 раза.ей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в здоровье. 

Отсюда возникает профессиональная проблема: какими здоровьесберегающими технологиями можно укрепить здоровье обучающихся в режиме работы образовательного учреждения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е. А. Батурина, МАОУ «СОШ №16» город Губкин Белгородская область

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.  Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно – психического напряжения. Многочисленные исследования последних лет показывают, большинство детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в здоровье. Анализ результатов обследования первоклассников  нашей школы показал: абсолютно здоровыми при поступлении в школу пришли около 1/3 первоклассников, остальные дети имеют различные заболевания: нарушение зрения – 33 %, хронические заболевания дыхательной и пищеварительной системы – 12% , нервно-психические расстройства – 9% За период обучения в школе по статистике число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К выпускным классам увеличивается число близоруких детей, детей с нервно-психическими расстройствами, с нарушением осанки.  Состояние здоровья школьников внушает и родителям, и педагогам, да и сообществу вполне обоснованную тревогу .  Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Итак, возникает противоречие: с одной стороны- заказ общества в сохранении здоровья обучающихся, формировании у них ценности здорового образа жизни; с другой стороны -  низкий уровень физического и психического здоровья у большинства учащихся, несформированность ценностей здоровья школьников и отсутствие четкой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе.  Отсюда возникает профессиональная проблема: какими здоровьесберегающими технологиями можно укрепить здоровье обучающихся в режиме работы образовательного учреждения?

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем,  несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.  В  современной школе добавилось много новых  факторов влияния на здоровье школьника:

1.Интенсификация обучения.

2.Снижение двигательной активности.

3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.

4.Нарушение зрения и осанки.

5.Ухудшение нервно-психического здоровья.

Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов, т. е.  использовать здоровьесберегающие технологии.

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного.  Базарный Владимир Филиппович – доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области. Уже 30 лет он исследует состояние здоровья детей в школе. Офтальмолог по образованию, он обратил внимание на ухудшение здоровья ребенка при начале обучения в школе. Сначала его внимание привлекли факты школьной близорукости и чрезмерное склонение детей при письме и чтении. Оказалось, что распространенное мнение, будто склонение связано с дурной привычкой детей и легко исправляется простым педагогическим требованием, не имеет под собой научной основы. Многие ученые исследовали проблему чрезмерного склонения. Их решение – необходима наклонная поверхность для письма. Эксперименты сотрудников Института медицинских проблем   АМН СССР по физиолого-клиническим особенностям развития зрения показали, что чаще всего склонение менее 20 см встречалось у младших школьников.   Это устойчивый во времени навык, который связан с обучением и нагрузкой на ближнее зрение.

Чрезмерно низкое склонение имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими отсюда последствиями – появляются смещение внутренних органов, ухудшение работы сердечно-сосудистой системы и последующая астенизация детей. Малая двигательная активность детей во время урока   приводит к общему расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию.  

Владимир Филиппович Базарный на основе многолетних исследований и наблюдений в школе создал свою методику школьного обучения в начальных классах. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Познакомимся  с элементами технологии В. Ф. Базарного:

  1. Режим смены динамических поз (стою-сижу-стою).Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть урока ученики сидят за партой, часть стоят за конторкой. Это укрепляет позвоночник, формирует правильную осанку. Стоя за конторкой, дети снимают обувь и стоят на специальных массажных ковриках. Это оказывает благотворное воздействие через активные точки стопы на весь организм ребенка.
  1. сенсорные кресты. Для работы с наглядностью используются сенсорно-дидактические подвески или кресты. На них расположены дидактические материала. Дети свободно  могут подойти и выбрать нужную страницу, предварительно отыскав ее глазами. Всматриваясь в удаленные наглядные материала, ученики снимают напряжение с глазных мышц.
  2. Гимнастика для глаз.  Во время занятий регулярно устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции – дети занимаются на специальном офтальмотренажере.   Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга.
  3. Экологическое панно. Вместо стандартных наглядных пособий на стенах предлагается использовать широкоформатные  панно с изображениями природных ландшафтов для осуществления переключения взгляда на режим дальнего зрения. Кроме того, панно помогает смягчать воздействие экологически агрессивного замкнутого пространства.
  4. Разнообразные физкультминутки. Обязательно проводятся развивающие физические упражнения, причем они не выделены в отдельные уроки, а органично включены в состав любого урока.    Включение воображения в данные упражнения (гнемся как деревце, шумим как ветки и т.д.) позволяет развивать не только физические функции, но и воображение ребенка.
  5. «Метки». Карточки с сюжетными изображениями, расположенные по периметру класса. Ученики могут свободно ходить по классу, выбирать необходимую «метку»-картинку, карточку и ее  прикреплять к доске. Это упражнение  снимает напряжение, расслабляют и снимают психическую утомляемость и нервную возбудимость.
  6. Хоровое чтение или пение;
  7. Письмо перьевыми ручками;
  8. Развитие тонкой моторики и ручного творчества,  пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.     

«Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой   зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Следует обратить внимание, что  пальчиковые игры относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. Пальчиковые игры и упражнения по развитию моторики способствуют повышению функциональной активности головного мозга, стимулируют речь, благоприятно воздействуют на психическое развитие детей, снимают умственное напряжение и помогают на занятиях ручным трудом. Очень ценно, что пальчиковые игры способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера: быстроту реакции, ловкость рук,  внимательность, воображение, трудолюбие. В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и навыков ручного труда.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
  Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи. 
Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев, которые я использую в своей практике:

1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «цветок»;
2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки»;
3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;
4. Игра с мозаикой;
5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;
6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;
7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;
8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;
9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;
10. Действия с мелкими игрушками;
11. Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;
12. Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиком;
13. Рисование на бумаге в разных техниках: традиционными способами и нетрадиционными способами;
14. Показ пальчикового театра;
15. Конструирование из Лего.
 Развивая моторику рук, нужно помнить, что у ребенка 2 руки. Упражнения для правой руки стимулируют развитие левого полушария мозга и наоборот. Поэтому необходимо повторять все  упражнения и для правой, и для левой руки.

Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет результаты учебной деятельности. 
На данный момент в моем классе 100% успеваемость и стабильно высокое качество знаний. Ученики моего класса занимают призовые места в конкурсе на Лучшую тетрадь, показывая красивое каллиграфическое письмо, являются  победителями  конкурса «Самый спортивный класс».   Сократилось количество учащихся, пропустивших уроки по болезни. Исследования психолога показали, что дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно.  Ученики  отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе. Хорошо  развита речь, мышление, владеют навыками исследовательской и проектно деятельности, успешно выступают и занимают призовые места в научно-исследовательских конкурсах.

Но самое важное, на мой взгляд, это то, что результаты медицинского осмотра показали улучшение состояния здоровья обучающихся моего класса. Это стало возможно благодаря не только вышеперечисленным упражнениям, но и целостной системе работы: занятия внеурочной деятельности, посещение секций и уроков физкультуры, проведение спортивных праздников совместно с родителями, систематическое проведение Дней Здоровья, посещение центров спортивных сооружений, организация экскурсий с мастер-классами о развитию мелкой моторики рук (лозоп

летение,   роспись глиняной игрушки, письмо перьевыми ручками и др.)  Все перечисленные выше здоровье сберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.

Список литературы.

  1. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практ. пособие / В. Ф. Базарный. — М. : АРКТИ, 2005. — 176 с.
  2. Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : метод, рек. по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Программа по здоровьесбережению младших школьников "Первоклассник,будь здоров!"

Занятия по данной программе помогут организовать малышей во внеурочное время....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...

Здоровьесбережение младших школьников как основа эффективного обучения

Раскрываются цели, средства и методы здоровьесбережения младших школьников....

Оздоровительные двигательные минутки на уроке как часть системы здоровьесбережения младших школьников

Оздоровительные двигательные минутки на урокекак часть системы здоровьесбережения младших школьников...

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...