Мастер класс . Рефлексия на уроках в начальной школе.
статья по зож

Тимошенко Лия Георгиевна

Мастер класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Актуализация мастер-класса.

За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. .Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал?

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

 Мудрец, подумав, ответил:

 “Всё в твоих руках”.

И действительно , все в наших руках.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.

 Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Раскрытие темы мастер-класса.

Тема нашего мастер-класса “Рефлексия на современном уроке в условиях ФГОС”.

 ФГОС нам всем известно. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

(из ФГОС)

Все это нам знакомо.

 Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”?

 Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

Рефлексия содержания мастер класса.

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Узнал

Рефлексия

 +

 

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу.

 (Ставим цели)

  Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

А что же такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

 Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

 Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

 В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

  Это: карточки с изображением лица – смайлики;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;                                        

   «радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

 

     «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

“Мои ожидания”:

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

 Рефлексия содержания учебного материала.

используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

“Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). 

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. 

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

1. «Поезд».

На парте перед каждым ребенком  два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось  не интересным.

2. «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

3. «Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате или доске .

Рефлексия деятельности.

Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал?

С какой целью?

Почему я это делаю так?

Какой результат я получил?

 Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках математики в первом классе через сказку:

 - Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?

- На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

Какие варианты?

 «лесенка успеха» - нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька  - у меня были проблемы; 

верхняя ступенька  - мне всё удалось;

 «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

 «сказочное дерево» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке:

плод, цветок и листочек

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь

Цветочек – было трудно, но я понял

На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается

Вариантов много

«наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

       

Практическая работа. Минутка релаксации.

А теперь я предлагаю поработать в парах. Прижмите ладони друг друга и мысленно пошлите добрые слова, настройтесь на позитивное общение. Чувствуете ли вы тепло друг друга? Запомните то, что сейчас чувствуете, возьмите с собой теплые чувства и хорошее настроение. Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.

                    А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Придумайте свои варианты проведения рефлексии. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «смайликов» (они вложены в конверты).      

  • Улыбающийся смайлик – очень интересный вариант
  • Смайлик с закрытыми глазами – неплохой вариант, 
  • Грустный смайлик –Ваш вариант мне не понравился,

ФРАГМЕНТ УРОКА.

 ( ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «УМНОЖЕНИЕ» 2 УРОК ПО ТЕМЕ)

 - РЕБЯТА , ПОКАЖИТЕ В КАКОМ НАСТРОЕНИИ ВЫ СЕЙЧАС НАХОДИТЕСЬ?

( СМАЙЛИКИ У КАЖДОГО)

-ДЛЯ ТОГО , ЧТО БЫ ВЫ САМИ МНЕ СМОГЛИ СКАЗАТЬ  О ЦЕЛИ НАШЕЙ ВСТРЕЧИ, ПРЕДЛАГАЮ ПРОСЛУШАТЬ ОТРЫВОК ИЗ ПЕСЕНКИ

.( ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ПЕСНИ « ДВАЖДЫ ДВА ЧЕТЫРЕ…»

- О ЧЕМ ПЕЛОСЬ В ПЕСНЕ?

- О КАКОМ АРИФМЕТИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ ПОЙДЕТ РЕЧЬ?

- КАКИЕ СЛОВА В ПЕСНЕ ПОДСКАЗАЛИ ВАМ?

- ПОНЯТИЕ УМНОЖЕНИЕ ЗНАКОМО ВАМ ИЛИ ЭТО ЧТО ТО НОВОЕ ДЛЯ ВАС?

- КАКИМ АРИФМЕТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ МЫ МОЖЕМ ЗАМЕНИТЬ УМНОЖЕНИЕ?

- НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ДВА СТОЛБИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ ТЕ ВЫРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНИТЬ  УМНОЖЕНИЕМ.

6+6+6+6+7                                        9+9+8+9

7+7+7+7+7+7                                        2+2+2+2+3+2+3+2

2+2+2+2+2+2                                        5+5

4+4+4+4                                        10+10+10

- РЕБЯТА , У КОГО ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ ЭТО ЗАДАНИЕ?

- а зачем нам умножение, если можно заменить суммой одинаковых слагаемых?

ТАНЮША ОЦЕНИТ НАШУ РАБОТУ С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ.( ПО ШКАЛЕ …….

Другой момент,

- ребята , у вас на столе лежит карточка с заданием, вам необходимо заполнить таблицу неизвестными множителями или произведениями

 – оцените , то что вам предстоит сделать?  

- Если какое-  нибудь задание вызовет затруднение у вас, отметьте его знаком вопроса. Мы к нему позже вернемся.

  – приступили.

- прверяем.

Множитель

4

6

1

2

Множитель

2

2

8

Произведение

10

12

2

- у кого возникли трудности?

Оцените  свою работу

- ребята . а где в жизни нам пригодятся знания таблицы умножения?

Итог мастер-класса.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Не зря мы сказали - все в наших руках (беру бабочку).

Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.вместе с цветком того цвета, что отражает сейчас ваше настроение.

Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).

Список литературы.

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
  3. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
  6. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Рефлексия на уроках в начальных классах"

Методы и приемы рефлексии на уроках в начальных класса....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"

В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме....

Мастер-класс " Рефлексия на уроках в начальных классах"

Мастер -класс " Рефлексия на уроках в начальных классах "  проводился на районном  методобъединении учителей начальных классов.Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлекси...

Мастер-класс « Рефлексия на уроках в начальных классах»

За окном весенняя слякоть, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Возьмите бабочку  и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:Жи...

Мастер - класс "Этап рефлексии на уроке в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО"

ЦЕЛЬ моего мастер-класса: помочь Вам снять проблемы в подготовке этапа рефлексии....

Мастер-класс АМО на уроках в начальной школе

Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно; методом начала урока «Дерево дружбы»; методом проверки домашнего зада...