Путешествие в страну Здоровячков
методическая разработка по зож

Кривенцева Вера Александровна

На  занятии ребята  отправятся  в очень интересное, познавательное и увлекательное путешествие. Занятие необычное, его можно назвать школой здоровья. Дети узнают как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть, то есть как попасть в страну Здоровячков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие  «Путешествие в страну Здоровячков»

Цель: воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы свами отправимся в очень интересное, познавательное и увлекательное путешествие. Я надеюсь, что  вы хорошо подумаете обо всем, что увидите и услышите. Наше занятие необычное, его можно назвать школой здоровья. Вы узнаете как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть, то есть как попасть в страну Здоровячков.

- Итак, в путь-дорогу собираемся, за здоровьем отправляемся.

Первая остановка «Вода и Мыло».

Вспомним отрывок из сказки «Мойдодыр»                                                                                                Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

А зачем моется человек? (ответы детей). Послушайте стихотворение.  

Жил на свете мальчик Пашка,                                                                                                                      Ну, такой он был неряшка!                                                                                                                 Уши мог не мыть годами,                                                                                                                                                               Не давал их чистить маме.                                                                                                       Мыло в руки он не брал,                                                                                                                          Ох, каким же грязным стал!

Ребята, а вам понравился этот герой? Хотелось ли вам дружить с таким мальчиком? (Ответы детей).

- Правильно, ребята, плохо быть грязнулей. Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши -  человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты. Чтобы не стать грязнулей нужно запомнить  советы  Воды и Мыла:  

  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги и руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте.

Нужно самому научиться умываться, купаться, чтобы получать от этого удовольствие.

- Послушайте «Сказку о микробах».

Жили-были микробы — разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

- Подумайте, ребята, что в этой сказке, правда, а что вымысел? Что помогает нам победить микробов?  Правильно, вода. С водой надо дружить. Без воды не может жить человек.  Вода и Мыло — настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы. А сейчас обсудим, как надо правильно мыть руки.

  • Сильно намочите руки.
  • Пользуйтесь мылом.
  • Намыливайте руки с обеих сторон.
  • Намыливайте руки между пальцев.
  • Полощите руки чистой водой.
  • Вытирайте руки насухо полотенцем.
  • Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.

- Давайте  продемонстрируем  все стадии мытья и вытирания рук. Запомните:

От простой воды и мыла. У микробов тают силы. Вода и мыло помогают нам быть чистыми. Где чистота, там и здоровье.

Послушайте письмо от Мойдодыра:

Дорогие мои дети!

Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Следующая станция  «Глаза - главные помощники человека»

- Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)

Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Правильно, прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые.

Ребята, ткани глаз очень нежные, поэтому наши глаза хорошо защищены. Веки, ресницы защищают их.  Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. Подумайте, а зачем человеку слезы?  Да, они тоже защищают глаза от пыли.

Давайте проведем оздоровительную  минутку для глаз.

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.
  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Прочитаем «Правила бережного отношения к зрению»:

  • Умываться по утрам.
  • Смотреть телевизор не более 1—1,5 часов в день.
  • Сидеть не ближе 3 м от телевизора.
  • Не читать лежа.
  • Не читать в транспорте.
  • Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
  • При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  • Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30—35 см.
  • Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
  • Делать гимнастику для глаз.
  • Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

- Ребята, говорят, глаза – зеркало души. И не только: они наши окна, через которые мы получаем информацию об окружающем мире. Берегите свое зрение. Помните, что наши глаза отдыхают при созерцании живой природы. Встречайте закаты и рассветы, внимательно рассматривайте цветы и листья. И, конечно, регулярно делайте гимнастику для глаз, соблюдайте правила профилактики глазных заболеваний. И тогда  окружающий мир будет вас радовать своей красотой.

Продолжаем наше путешествие. Станция  «Уход за зубами» 

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы...»

В небе солнышко светило,

На лугах цвели цветы,

Веселились дети лихо,

Развлекались, как моги.

Только Кате  не до смеха:

У нее во рту «помеха»,

Заболел молочный зуб,

Рот «подушечкой» припух,

Наша Катя не играет,

На качели не бежит,

Слезы горькие глотает,

Рот закрыла и молчит.

Ей сочувствуют подруги,

Утешают от души:

Не грусти, забудь о зубе,

Нас попробуй — рассмеши...

Только как же тут забыться,

Боль мешает ей играть,

Молоточком злым стучится,

Как помочь ее унять?

- Как вы думаете, почему болел зуб у Кати ? Правильно, зуб поврежден, в нем дырочка. Наши зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Что нужно делать, если возникла боль? Да, идти к врачу - стоматологу.

- Зуб - это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

- коронка - часть зуба, которая видна в полости рта;

- корень - часть зуба, которая располагается в челюсти;

- шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

- Дырка в зубе - всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам — желудку, сердцу, почкам, даже глазам. Теперь вы понимаете, почему нельзя грызть орехи,  есть очень холодную и очень горячую пишу, есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого). У человека зубы вырастают два раза. Первые — временные, их еще называют молочными зубами, их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32. Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных. Они сохраняют пространство для них, направляют рост постоянных зубов. Временные зубы меняются на постоянные. Эта стадия называется смешанным зубным рядом, так как в этом возрасте большинство детей имеют как молочные, так и постоянные зубы. А что происходит, когда временный зуб выпадает? На его месте вырастает постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь. Смена зубов — естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

- Как надо ухаживать за зубами? Правильно, после каждого прима пищи, а также утром и - вечером полоскать рот или чистить зубы. Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами? Да, зубную щетку и пасту. Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть. Менять раз в 3-4 месяца.

  Давайте вспомним как правильно чистить зубы.

  1. Направьте щетку под углом 45 градусов волосками в сторону десен. Такие движения увеличивают кровообращение в деснах и укрепляют их.
  2. Чистите все боковые и наружные (губные и щечные) поверхности верхних и нижних зубов.
  3. Чистите все  жевательные поверхности верхних и нижних зубов.
  4. Чистите все внутренние (язычные) поверхности верхних и нижних зубов.
  5. Чистите все  поверхности больших коренных зубов.
  6. Чистите все внутренние (язычные) поверхности передних зубов и межзубные промежутки.

- Чтобы поддерживать здоровье зубов необходимо  есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.

- Сейчас поиграем в игру «Найди правильный ответ»:

  • Я чищу зубы два раза в день.
  • Я перекусываю фруктами и овощами.
  • Я часто ем сладкое.
  • Я не грызу ручки и карандаши.

Прочитаем несколько практических советов по уходу за полостью рта.

Это полезно помнить!

  • Ешьте фрукты и овощи. Не злоупотребляйте сахаром и сладостями.
  • Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.
  • Меняйте зубную щетку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
  • Дважды в год посещайте стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка!

- Неухоженная полость рта представляет собой маленькую ферму по разведению болезнетворных и коварных микроорганизмов. Особенно много налета откладывается в пришеечной области зубов, межзубных промежутках.

 Личная гигиена полости рта является простым и наиболее доступным методом предупреждения заболеваний зубов и фактором оздоровления всего организма.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

Мы продолжим наше путешествие, следующая  станция «Питание - необходимое условие для жизни человека»

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть, нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

- Чем питается человек? Какие органы помогают человеку, чтобы он мог питаться? Правильно, органы пищеварения.

Пища попадает в рот, во рту смачивается слюной, мы жуем ее зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинаете ее переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, там окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь поступает ко всем органам.

- Чтобы правильно питаться, нужно  выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Что означает умеренность? Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.

Что значит «разнообразие»? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорош думать, не уставать: мед, гренка, геркулес, изюм, масло. Другие помогают строить организм и сделать его более сильным: творог, рыба, мясо, яйца, орехи. А третьи — фрукты и овощи — содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму, расти и развиваться: ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы.

Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи — кладовая здоровья». (Ответы детей).

Прочитаем несколько практических советов правильного питания . 

Это полезно помнить!

  • Воздерживайтесь от жирной пищи.
  • Остерегайтесь очень острого и соленого.
  • Сладостей тысячи, а здоровье одно.
  • Совет мамам, бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище принесут здоровье.
  • Овощи и фрукты — полезные продукты.

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Полезные продукты

Неполезные продукты

Рыба

Чипсы

Кефир

Колбаса

Геркулес

Пепси

Овощи

Фанта

Фрукты

Торты

Ягоды

Жирное мясо

Яйца

Шоколадные конфеты

Золотые правила питания:

  • Главное — не переедайте.
  • Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
  • Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

- Ребята, старайтесь и учитесь с юных лет правильно питаться. А для правильного питания нужны полезные продукты. В них содержатся питательные вещества: жиры, белки, углеводы.

Подведем теперь итог: чтоб расти нужен белок,

Для защиты и тепла жир природа создала.

Как будильник без завода не пойдет ни так, ни так,

Так и мы без углеводов не обходимся никак.

Витамины – просто чудо, сколько радости несут:

Все болезни и простуды перед ними отвернут.

Вот поэтому всегда для нашего здоровья

Полноценная еда – важнейшее условие.

- Ребята,  мы с вами попали  в страну Здоровячков на станцию «Хорошего настроения»

- Каждый день мы с вами идем вперед по пути здоровья, чтобы навсегда стать жителями страны Здоровячков. Разные полезные советы помогают нам на этом пути.

А что помогает нам сохранять хорошее настроение и дарить людям радость? (Ответы детей)

Человек может радоваться и огорчаться, веселиться, страдать. Оттого, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Улыбка — это залог хорошего настроения и здоровья. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

А еще помогают нам сохранять хорошее настроение добрые слова, сказанные искренно, идущие от сердца. Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое.

   

В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Кто мне скажет, чему мы учимся на сегодняшнем занятии? Правильно, мы учимся любить свой организм, заботиться о нем.

Список литературы:

  1. Бесова М.А.  Шутки, игры, песни соберут нас вместе: Сценарии праздников в начальной школе /  Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2002, 240 с.

  1. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005, 208 с.

  1. Попова Г.П. Классные часы. 1 класс. Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2015 – 287с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочное литературное путешествие в страну ЗДОРОВЯЧКОВ

Сценарий праздника по здоровьесбережению: сказочное литературное путешествие в страну ЗДОРОВЯЧКОВ. ...

Путешествие в страну Здоровячков

В данной работе представлена разработка внеклассного занятия по ЗОЖ для учащихся 1-4 классов....

Путешествие по стране «Здоровячков»

Интеллектуальная игра «5 звёзд»Путешествие по стране «Здоровячков»Цель: пропаганда здорового образа жизни; формирование у детей устойчивого интереса к познанию; развитие творческих способностей...

Внеклассное занятие "Путешествие в страну Здоровячков"

Материал данной методической разработки предназначен для проведения классного часа во 2 классе Тема: Путешествие в страну Здоровячков.Цель: формирование у детей ценности здоровья, чувства о...

Конспект по обучению грамоте «Путешествие в страну Здоровячков. Заглавная буква З»

Цель урока :познакомить со звуками [з ]- [з']и буквой  з, с написанием заглавной буквы З; развивать навык чтения, умения списывать с печатного текста, писать под диктовку, выделять знакомые о...

Классный час. «Путешествие в страну здоровячков»

Цель: ознакомление с  информацией, как беречь  здоровье, как соблюдать режим  дня, как правильно организовывать  своё  питание.Задачи:-познакомить  учащихся  с...