Компьютер - враг или друг?
консультация по зож

Кабанова Анастасия Дмитриевна

Родительское собрание на тему "Компьютер - враг или друг?". Чем опасен компьютер для ученика начальной школы? Что могут сделать родители, чтобы он стал не врагом, а другом ребёнку? Даны рекомендации специалистов, в приложении можно найти анкету для детей и памятки родителям с полезными советами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_vrag_ili_drug.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ 4-Х КЛАССОВ «КОМПЬЮТЕР: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

ЦЕЛЬ: создание условий для осмысления родителями пользы и вреда компьютера в жизни младшего школьника.

ЗАДАЧИ:

  • Дать родителям информацию о влиянии компьютера на здоровье детей;
  • Обозначить ключевые проблемы, связанные с компьютерной зависимостью  в школьном возрасте;
  • Определить направления, помогающие сохранить здоровье детей при работе на компьютере.

ОБЪЕКТ: родители учащихся 4-х классов

СУБЪЕКТ: классный руководитель

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: дискуссия.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  1. Анкетирование учащихся на тему «Компьютер в нашей семье».
  2. Подготовка памяток для родителей:
  • Правила при работе с компьютером;
  • Разминка для глаз и общеукрепляющие упражнения

Ход собрания:

     Сегодня компьютеры стали неотъёмлемой частью вашей жизни. Давайте разберёмся, что же такое компьютер – друг или враг? С одной стороны, у него казалось бы целый ряд полезных функций: образовательная, развлекательная, информационная и другие. Компьютер экономит время, открывает сказочные возможности. Но  за длительное сидение за монитором человек расплачивается своим здоровьем. Во всех компьютеризованных странах признано, что работа людей  за компьютером – одна из самых напряжённых и утомительных. В некоторых странах работа оператора ЭВМ внесена в список 40 работ, наиболее вредных для здоровья. Чем же опасен компьютер для детей?

    Давайте рассмотрим особенности детского организма.

В  младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, в том числе и те, которые необходимы для успешного взаимодействия с компьютером. Но не следует забывать, что продолжается рост и окостенение почти всех костей скелета, формируется осанка, активно идёт формирование костей таза, кисти и предплечья. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но её резкое нарастание опасно.  

Справка для учителя.

 Аккомодация – способность зрения чётко видеть предметы на различных расстояниях.

К тому же, как показывают исследования, большинство детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди детей начальной школы здоровых только- 20%(1 группа здоровья), с функциональными  отклонениями  в  состоянии  здоровья  –  60% (2  группа здоровья), с хроническими и органическими заболеваниями–15%   (3 группа здоровья).

         Мы провели опрос детей. Послушайте, что говорят об общении с    компьютером наши дети.

               (оглашаются результаты анкетирования. См. ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Опираясь на ответы детей можно сделать вывод, что большинство

учащихся проводят много времени за компьютером. К чему это может привести?  Попробуйте ответить на  вопрос:

Как может пагубно повлиять компьютер на здоровье детей?

(обсуждение проблемного вопроса в группах)

-Да, больше всего страдает  зрение и осанка. Появляется усталость и головная боль. Нередко при этом ухудшается память, ослабляется внимание. Успехи в учёбе даются всё с большим  трудом.  Разрушается режим дня: резко сокращается время пребывания на свежем воздухе и время сна.

Многочасовое сидение у компьютера школьники компенсируют беготнёй во время перемен, частыми выяснениями отношений «на кулаках», с трудом ведут себя спокойно на уроке. В поведении детей может наблюдаться целый спектр невротических  проявлений: повышенная раздражительность, вялость, апатия, эмоциональная неустойчивость. При этом у них постоянно присутствует навязчивое желание снова уйти в виртуальный мир. В данном случае учёные утверждают о развитии компьютерной болезни.  Пристрастие к играм, непреодолимая тяга к поиску информации в Сети и общению в чатах таит опасность нарушения и семейных отношений. Компьютер начинает  заменять человеческое общение с родными и с друзьями.   А часто бывает и так, что за «компьютерной зависимостью» скрывается неуспешность ребёнка в реальной жизни, неумение общаться, неуверенность, одиночество, реакция на семейное неблагополучие. Такой ребёнок комфортно чувствует себя в виртуальной реальности. Кроме того, в Интернете отсутствует какая-либо цензура. Насилие, разврат и мошенничество – процветают.

Задумывались ли вы  о том, в какие игры играют наши дети?

В анкетах дети указали, что любят играть в такие игры, как…

(опираясь на ответы учеников, огласить названия некоторых игр) 

     Различные обучающие игры или игры-головоломки хороши для переключения внимания и тренировки мышления. А игры в стиле «экшн» и «аркада», в которых надо быстро передвигаться, стрелять и собирать призы, сцены насилия могут оказаться разрушительными для детской психики, спровоцировать детей на агрессивное поведение в реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрела может показаться вполне настоящей. Кроме того, многие игры сделаны «с видом из глаз», что способствует «слиянию» игрока со своим персонажем. И тогда гибель героя на экране может переживаться почти как своя собственная.

 Задача родителей, как утверждают психологи, не допустить появления таких игр у ребёнка.

Что же могут сделать родители, чтобы компьютер был другом, а не врагом?  Попробуем сформулировать общие правила работы младшего школьника за компьютером.

(родители высказывают своё мнение)

Чтобы свести к минимуму вредное воздействие видеоигр и Интернета на детский организм специалисты рекомендуют:

 Регламентировать время, проводимое за компьютером   (обговорив условия с ребёнком, составить договор о пользовании компьютером), обязательно хвалить за соблюдение времени.

   Открыто говорить о своих опасениях.

  Пользоваться «помощниками», например, будильником.

 Соблюдать медицинские советы по расположению компьютера

в комнате, организации рабочего места, правильной посадки перед компьютером.

  С особой тщательностью отбирать для детей компьютерные

программы: они должны соответствовать возрасту ребёнка

как по содержанию, так и по качеству оформления.

 Наблюдать за ребёнком, когда он выходит в Интернет. Учите

пользоваться  Интернетом с умом и не идти на поводу у

различных компаний, зарабатывающих на нас деньги.

Рекомендации врачей и психологов  вы найдёте в Памятке №1.

 После каждого занятия делать с ребёнком упражнения для глаз

и общеукрепляющие упражнения. (Памятка №2)

Надо обязательно хоть раз в неделю исключить общение с

компьютером, а освободившееся время использовать для общения с реальными, а не виртуальными друзьями и родственниками, для спорта и семейных прогулок.

Итак,  мы попытались поговорить о «пользе» и  «вреде» общения с компьютером вашего ребёнка.  Помните, что в руках знающего пользователя компьютер практически безопасен.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение №1

Анкета для учащихся

  1. Есть ли у тебя дома компьютер?
  2. Как часто ты пользуешься компьютером?
  3. Сколько времени ты проводишь за  компьютером?

В день

В неделю

  1. Какие игры ты предпочитаешь?
  2. Обсуждаешь ли ты с родителями свои достижения в игре?
  3. Компьютер для меня полезен_____________________
  4. Компьютер для меня вреден______________________

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Памятка№1.

«Золотые правила» при работе за компьютером.

Обязателен специальный компьютерный стол, удобный рабочий стул. Ступни ног должны стоять на полу.

Необходимо отрегулировать изображение на мониторе так, чтобы картинка была не очень яркой, иначе глаза будут быстрее уставать.

Монитор должен располагаться на расстоянии 60-70 см от глаз и чуть ниже их уровня – так, чтобы смотреть на экран немного сверху.

 Свет в комнате не должен быть слишком слабым или слишком ярким. Нельзя работать в темноте.

Во время работы надо сидеть   расслабленно, голову держать прямо или с небольшим наклоном вперёд.

 Лучше не смотреть в экран безотрывно. Каждые 15 минут делать перерыв в работе.

 Раз в неделю исключить общение с компьютером.

Памятка №2.

 Упражнения для глаз.

  1. Подойдите к окну. Устремите взгляд вдаль и смотрите 30 секунд. Затем закройте глаза также на 30 секунд. После этого ещё в течение полминуты зафиксируйте взгляд на чёрном кружочке диаметром 5 мм, который прикрепите к оконному стеклу на высоте глаз.
  2. «Горизонт» Чертим кончиком пальца правой руки линию горизонта слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. Затем повторить линию горизонта движением глаз справа-налево.
  3. Аналогично чертим глазами «Лодочку», «Радугу», «солнышко».
  4. «Яркое солнышко» Зажмуриться – «солнце осветило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

         Общеукрепляющие упражнения.

  1. И.п. – основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться – вдох, опустить руки – выдох. Смотреть на руки. Повторять 4-6 раз.
  2. И.п. – стоя, руки вперёд. Круговые движения руками в одном и другом направлении- 10 – 15 сек. Сопровождать взглядом движение рук. Выполнять круговые движения руками 5 сек. в левую сторону, затем 5 сек. в правую.
  3. И.п. – то же. Одну руку поднимать, другую- опускать, затем наоборот – 20 – 15 сек. Сопровождать движение рук взглядом.
  4. И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движение глазами в одном и другом направлении 10- 15 сек.
  5. И.п. – стоя, руки вперёд. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 сек. , затем в правую – смотреть на правую кисть 10 сек.
  6.  И.п. – основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой- либо предмет.
  7. .п. – то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Компьютер - враг, друг, помощник?"

Цель: формирование позитивного отношения к компьютеру.Задачи:Развивать умение видеть положительные и негативные стороны в работе на компьютере;Формировать у обучающихся умение анализировать обобщать, ...

Компьютер – враг, друг, помощник презентация

Родительское собрание вместе с детьми!...

Компьютер -  враг, друг, помощник?

Классный час для начальной школы...

Конспект воспитательного мероприятия . Тема: «Компьютер враг или помощник".

Тема мероприятия: Компьютер враг или помощник? (Влияние компьютера на жизнь человека)Цель:профилактика компьютерной зависимости среди детей..Задачи:1.Образовательные: познакомить учащихся с ...

Классный час « Компьютер – враг, друг, помощник?

Задачи: *  выяснить значение слов «враг», «друг», «помощник».                 познакомить с компьютерами разных пок...

Классный час Тема: «Компьютер – враг, друг, помощник»

Цель: Содействовать определению места и роли компьютера в жизни современного человека.Задачи: 1. Показать упражнения при работе с компьютером.2. Ориентировать на общение с другими людьми, на развитие ...