РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СНЯТИЮ УТОМЛЯЕМОСТИ ГЛАЗ НА УРОКЕ.
статья по зож

Руденко Ольга Викторовна

В статье представлен опыт проведения на уроках разнообразных по содержанию упражнений по предупреждению и снятию утомляемости глаз на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rudenko_ov_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И СНЯТИЮ УТОМЛЯЕМОСТИ ГЛАЗ НА УРОКЕ.

Руденко О. В.

МБОУ Митрофановская средняя общеобразовательная школа, село Митрофановка Кантемировского муниципального района Воронежской области.

        В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека, ведь здоровье – главная ценность, тот потенциал, который необходим человеку для жизни, для выполнения требований, предъявляемых ему современным обществом. Известно, что состояние здоровья ребёнка – важное условие успешного усвоения школьных программ, а также решающий показатель качества его трудовых ресурсов.

        За последние десятилетия уровень здоровья детей, как отмечает ряд авторов, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Первые места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции, нарушения осанки и близорукость, то есть так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды. Таким образом, охрана здоровья школьников требует от каждого педагога поиска путей решения этой актуальнейшей проблемы. Мы можем ссылаться на наследственность, на условия жизни в семье, но нельзя не принять ту истину, что основы формирования здорового образа жизни закладываются в начальной школе.

Анализ научно-методической литературы и собственный опыт позволяют выделить следующие критерии здоровьесбережения на уроке:

  • соблюдение гигиенических требований к условиям обучения;
  • рациональная организация учебной деятельности с учётом закономерностей динамики умственной работоспособности детей, разнообразие её видов;
  • благоприятный психологический климат;
  • наличие физминуток;
  • применение технологий личностно-ориентированного подхода.

Хотелось бы подробнее остановиться на последнем критерии. Индивидуализация обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов и темпа обучения учитывает ряд индивидуальных психофизических различий учащихся (психофизиологической и психологической готовности к обучению в школе, обучаемости и прочее). Учитель должен строить учебный процесс с учётом не только возраста, пола, специфики развития организма, но и использовать информацию о состоянии здоровья детей. Опираясь на эти данные, намечаю ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатываю для их решения систему педагогических мер с целью применения в условиях фронтальной работы с классом или индивидуальной работы. Встречая родителей своих первоклассников, провожу беседы о том, что неоправданные ожидания успехов ребёнка, завышенные требования приводят к психическим перегрузкам, нервным потрясениям.

О значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития учащихся писали и пишут врачи, педагоги и психологи. Особое внимание уделяю работе по предупреждению утомляемости глаз и сохранению зрения. В возрасте шести – семи лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для глаза – рассматривание удалённых предметов. В школе дети большую часть учебного времени работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к чёткому видению вдаль. Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания профессор В. Ф. Базарный предлагает выход из создавшейся ситуации в приёмах, которые позволяют расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.

Хочу поделиться опытом проведения на уроках разнообразных по содержанию упражнений по предупреждению и снятию утомляемости глаз на уроке. Один из приёмов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). Всегда имею в виду следующее. Если при предъявлении учебного материала в условиях максимального удаления дети плохо различают отдельные детали, его нужно немного приблизить: держа в руках материал и следя за реакцией класса, делаю два – три шага вперёд. Затем вновь возвращаюсь к доске. Или во время демонстрации наглядного материала плавно передвигаюсь вдоль доски, привнося тем самым дополнительную активность для всех групп глазных мышц и привлекая внимание ребёнка. Время рассматривания не ограничивается (в разумных пределах) и определяется индивидуальными особенностями детей.

Хотелось бы отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные развивающие задачи, то есть служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственных представлений. Например, изучая нумерацию чисел, использую на уроках таблицы, написанные на листах ватмана. Это квадраты, разделённые чёрными линиями на двадцать частей, в каждую из которых в произвольном порядке внесены числа от 1 до 20, записанные зелёным цветом. Дети отходят от таблиц на максимальное расстояние. Медленно называю числа: сначала от 1 до 10 – дети глазами ищут и «прописывают» цифры; затем от 11 до 15 – считают, широко раскрыв глаза; при счёте от 16 до 20 – прищуривают глаза. Далее можно провести счёт в обратном порядке: от 20 до 10 – считают, закрыв левый глаз; от 10 до 1 – закрыв правый глаз. Такое упражнение не занимает много времени на уроке, способствует запоминанию чисел и цифр и расширению периферического поля зрения.

Приведу фрагмент урока литературного чтения, включающий упражнение на развитие познавательных процессов из речевой разминки. Идёт работа по буквенной таблице.

Е

М

Т

А

О

И

Ю

Г

Ш

Р

Х

В

П

Й

З

Э

Ё

У

Ф

Б

Я

Ч

Д

Л

К

Ц

С

Н

Щ

Ж

        - Зафиксируйте взгляд в центре таблицы, старайтесь видеть её целиком. Найдите буквы в алфавитном порядке (25 секунд).

        - До какой         буквы вы успели дойти сегодня?

Затем проводится игра «Печатаем на компьютере». Предлагаю «напечатать» слова: урок, книга, труд.

Следующий приём расширения зрительно-пространственной активности – работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т. д. По моей просьбе дети встают или сидя выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения или словосочетания и т. д. Снятию зрительного напряжения и развитию зрительно-пространственных образов способствует поиск решения учебной проблемы представленной на всей площади доски. Несложно написать на доске слоговые «ленты», по которым, например, необходимо составить слова, найти «лишний» слог, подсчитать общее количество слогов с буквой а, бегло прочитать слоги.

Не могу не остановиться на использовании разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На листе ватмана изображаю цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или перекрещенные линии разных цветов толщиной 1см. Этот офтальмотренажёр  размещаю выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской или на боковой стене классной комнаты). При этом каждому упражнению придаю игровой или творческий характер.

Очень нравятся детям упражнения для глаз, которые сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показываю ученикам, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движение.

В заключение хочу предложить для снятия утомляемости и облегчения работы глаз на близком расстоянии при чтении моей статьи следующее упражнение, которое рекомендует специалист по охране зрения детей профессор  Э. С. Аветисов. Посмотрите перед собой 2 – 3с. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25 – 30см от глаз, переведите взгляд на конец пальца и смотрите на него в течение 3 – 5с. Опустите руку. Повторите 10 – 12  раз. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.

Активизация коммуникативно-речевой сферы ребёнка с задержкой речевого развития является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения им бытовы...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ УЧЕНИЯ

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения». Целесообра...

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Предупреждение и снятие психологической нагрузки членов педагогического коллектива

Материал может использоваться на педагогическом совете школы....

Система работы над предупреждением ошибок. Организация работы над ошибками.

Материал из опыта работы. Разработаны памятки для учащихся по выполнению работы над ошибками в начальной школе  по русскому языку и математике....